Welle присоединилась к туркменской оппозиции Алексей Гринев 21 марта 18:10 MCK
Deutsche Welle опубликовала весьма провокативное интервью с бывшим туркменским политзаключенным, не пожелавшим назвать своего имени.
Источник утверждает, что ашхабадский аэропорт - один из главных перевалочных пунктов наркотрафика, ставший таковым с ведома руководства Туркменистана. По словам источника, наркотики постоянно поступали в контейнерах в Ашхабадский аэропорт и отправлялись оттуда разными рейсами.
Более того, пишет Deutsche Welle, президент Туркменистана Сапармурад Ниязов находится "в тайных отношениях с арабскими эмиссарами, сблизившими его с Усамой бен Ладеном, и имеет тесные отношения с талибами".
Комментарий: По версии немецкой радиостанции, при правительстве талибов Ниязов открыл консульства Туркменистана в афганских городах Герате и Мазари-Шарифе, но эти консульства работали не столько для туркмен, проживающих в Афганистане, сколько для прикрытия тайных операций, проводившихся совместно талибами и режимом Туркменбаши, и в первую очередь - для развития наркоторговли.
В качестве примера приводится довольно увлекательная история. В интервью "один из бывших туркменских политзаключенных" рассказал о событиях, предшествовавших расстрелу начальника пограничного поста Ашхабадского аэропорта майора Виталия Усачева. Усачев еще в конце 1996 года вскрыл контейнер, прибывший из Афганистана и транзитом отправляющийся на самолете через правительственное багажное отделение. По словам неназванного "политзаключенного", при вскрытии контейнеров, проходившем при участии общественности и под руководством Усачева, было обнаружено несколько сотен килограммов героина. Понятно, чего следовало ожидать в финале этого повествования: сотрудники КНБ арестовали Усачева и почти тут же приговорили его к расстрелу.
Тут же Deutsche Welle вставляет слова уже не анонимного политзаключенного, а "одного из лидеров туркменской оппозиции Бориса Шихмурадова", который по-европейски формулирует, что "режим Туркменбаши активен в мировом наркотрафике".
Обвинения в причастности к наркотрафику - одна из излюбленных тем туркменской оппозиции в последние месяцы. Видимо, реагируя на публичную критику, недавно Ниязов провел демо-зачистку в правоохранительных органах Туркменистана ("Время новостей", 15.03.2002). За гигантские взятки, шантаж населения и наркобизнес сняты с должностей и привлечены к ответственности шеф КНБ М. Назаров, его заместители, другие высокие и средние чины. А на допросах прокурор Ахалского велоята некто Менлиев просто сознался в употреблении героина.
Туркменская оппозиция достаточно громко заявила о себе не так давно. Речь идет о некой оппозиционной силе, вынужденно находящейся за пределами страны, т.к. легальных оппозиционных партий в стране просто нет. Как правило, зарубежная оппозиция - это высшая государственная, хозяйственная и административная номенклатура, некогда насильственно потерявшая свои престижные должности на родине.
Осенью прошлого года впервые за последнее время Туркменистан потряс громкий политический скандал. Шихмурадов, бывший вице-премьер, министр иностранных дел, спецпредставитель по Каспию, до последнего времени посол Туркменистана в Китае, выступил с резким публичным заявлением в адрес политики Ниязова.
"Мало кто за пределами Туркменистана знает истинную ситуацию: у крупных зарубежных СМИ нет там своих представительств. Попасть туда журналисту практически невозможно, - говорил в одном из своих интервью Шихмурадов. - Ни у кого нет возможности приехать и тем более поговорить".
Так что процесс формирования туркменской оппозиции во многом связан с активностью западных СМИ. Причем сейчас американская и европейская пресса проявляет значительный интерес к Туркменистану, особенно в свете последних событий в Афганистане и в связи с присутствием американских ВС в среднеазиатских республиках СНГ, которое стало реальностью поле нового международного политического расклада, возникшего после 11 сентября. Хотя Туркменистан заявил о своей "нейтральности", в прессе постоянно появляются некие подозрения, что все же некоторое присутствие американских военных там можно зафиксировать.
Время от времени кто-либо из активных сторонников зарубежной туркменской оппозиции выступает в свободной прессе с обличением авторитарной политики Туркменбаши. Так, около недели назад очередным "отступником" стал чрезвычайный и полномочный посол Туркменистана в Турции, заявивший об отставке и переходе в оппозицию режиму Ниязова.
Так что, судя по всему, динамика подобных публикаций в последнее время растет, да и корреспондентская сеть там некоторая все же появилась. Так, в той же публикации Deutsche Welle ссылается на собственного корреспондента в регионе. При желании, мотивированном скорее конспирологией, можно связать подобную медийную активность с недавними версиями СМИ о том, что новые интересы США в азиатских республиках СНГ вполне могу предполагать - на дальнюю перспективу, конечно, - и некую кампанию, направленную на либерализацию местных режимов. В этом контексте, кстати, особенно настойчиво упоминался Туркменистан.