CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

НАЧАЛО ЛЕТНЕГО ЦИКЛА ДЕТСКОГО ТРУДА В УЗБЕКИСТАНЕ

14 июня 2002

ЛЕТНЕГО ЦИКЛА ДЕТСКОГО ТРУДА В УЗБЕКИСТАНЕ Алима Нурланбекова

Для тысяч узбекских детей летние каникулы означают только одно - теперь они могут открыто делать то, что делали тайком в течение всего года. Вместо летнего отдыха эти дети приступят к работе. Детский труд настолько распространен по всей стране, что попытки изменить законодательство не имеют успеха.

Официально узбекский закон запрещает детский труд. Неофициально национальная экономика, все еще находящаяся в кризисе, несмотря на поддержку Узбекистаном антитеррористической кампании США и американскую помощь, далека от международных стандартов. Будучи членом Международной организации труда, Узбекистан ратифицировал только одну из двенадцати конвенций, запрещающих детский труд. Нормы и законы Узбекистана жестче международных, хотя носят более общий характер. Однако законы эти не приводятся в действие и противоречат установившимся традициям.

Подростков можно увидеть практически на любом узбекском базаре, они предлагают свои услуги в качестве арбакешей (посыльных). Их услуги ценятся очень низко, а часть заработанного они должны отдавать тем, кто их «охраняет». Их рабочий день не нормирован, и никто не несет никакой ответственности за нарушение их прав. Никто не останавливает детей, когда они уходят из школы и становятся посыльными, продавцами сладостей или сигарет, работая рядом с домом, или просто поступают на обычную работу. Часто этим детям нет еще и четырнадцати, они работают без контрактов и медицинских справок. Законы, которые призваны их защищать, работают против них, потому что подростки, остающиеся в школе, знакомятся с законодательством, знают свои права, и им надо платить больше, чем детям, готовым работать без контрактов.

Работников подросткового возраста эксплуатируют по-разному. «Прошлым летом я работала няней в детском саду, - рассказывает Нигора Рахманова из Нукуса. - Я не подписывала никаких контрактов с администратором, и они не требовали от меня никаких медицинских справок. Я работала два месяца, а когда настало время расплачиваться, получила гораздо меньше того, что мне обещали». Подобные истории случаются все чаще: спрос на неквалифицированный или полуквалифицированный труд падает, а работодатели не располагают ни ресурсами, ни желанием вкладывать деньги в образование или переквалификацию своих сотрудников. Находясь в порочном круге больной экономики, дети работают все интенсивнее, чтобы заплатить за свое образование.

Пока Узбекистан стремится превратиться из премущественно аграрной страны в страну с индустриальной экономикой, дети получают самую малооплачиваемую работу. Спрос на труд детей и подростков остается высоким во время сбора урожая. Осенью сотни тысяч узбекских студентов работают в поле, собирая хлопок. Они живут в сырых и холодных зданиях и часто не получают вознаграждения за свой труд. Несмотря на критику со стороны правозащитников, эта практика в обозримом будущем вряд ли прекратится.

«Нас вывозят на поля каждый год, - говорит Ринат Исмаилов, учащийся колледжа в Ташкенте. - Когда мы возвращаемся, то должны оставаться после уроков, чтобы наверстать упущенное. Мы должны собирать по меньшей мере 70 килограммов хлопка в день. Мы не получаем никакой платы за сбор «белого золота». Они говорят, что все деньги уходят на еду, снабжение и т.п.».

Такое смирение является частым явлением. «Мои сыновья не посещают школу, - говорит Алима Каримова. - У них просто нет на это времени. Закир и Азат единственные в семье зарабатывают на хлеб. Мой муж умер пять лет назад, а я нетрудоспособна. В нашей семье семеро детей. Они зарабатывают 3-4 тысячи сумов каждый день (2-3,5 долларов). На эти деньги мы и живем». В по большей части «серой» экономике страны дети стали дешевым и надежным источником рабочей силы.

Детский труд специализирован. В городах дети обычно работают официантами, уборщиками в домах и офисах, помощниками в магазинах и кондукторами в общественном транспорте. Часто ремесленник нанимает подростка в качестве «ученика». Ученики занимаются рутинным трудом и выполняют самые элементарные операции. Образование, которое они при этом получают, часто носит очень ограниченный характер, поскольку сами мастера порой не имеют достаточных профессиональных навыков. Это особенно часто происходит, когда речь идет о новых технологиях.

И все же решающим фактором узбекской жизни остается сельское хозяйство. В Каракалпакстане дети помогают выращивать рис, в Ферганской долине они выращивают шелк. Наиболее обычным, занимающим много времени и интенсивным детским занятием является сбор хлопка. Большинство семей в городских районах продолжают зависеть от сезонного сельскохозяйственного труда, приносящего немалую часть семейного дохода. Это означает, что многие дети работают на чужих полях и ведут домашнее хозяйство.

Работающие в Узбекистане неправительственные организации (НПО) делают все возможное, чтобы привлечь внимание общества к проблеме детского труда. Обеспокоены и преподаватели в вузах, которые указывают на уменьшение числа учащихся в школах. Однако, по мнению независимых экспертов, реформа законодательства о детском труде произойдет еще не скоро. Пока родители терпят эксплуатацию своих детей, последние остаются популярным и малооплачиваемым источником рабочей силы. И пока речь идет о выборе между детским трудом и голодной смертью, дети будут уходить из школы, чтобы не дать погибнуть своему дому.

От редакции. Алима Нурланбекова - независимый журналист, живет и работает в Каракалпакстане.

eurasianet.org

Предыдущая статьяВСЕАФГАНСКОЕ СОБРАНИЕ ОБВИНИЛО АМЕРИКАНЦЕВ ВО ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ В ХОД ВЫБОРОВ
Следующая статьяМосква и Вашингтон делают одно дело в одном месте