June 2002
Представитель администрации США о необходимости политических и экономических реформ в Узбекистане (Ташкент: пресс-брифинг сотрудника Госдепартамента Линн Паско)
По мере углубления отношений и расширения диапазона сотрудничества между Соединенными Штатами и Узбекистаном "становится абсолютно необходимым прогресс на пути политических и экономических реформа", заявил сотрудник Государственного департамента США Линн Паско, обращаясь к участникам пресс-брифинга в Ташкенте 14 июня.
"Страны могут быть конкурентоспособными только при наличии открытого общества, все элементы которого способствуют повышению эффективности этих стран", заявил он. Глобальная экономика представляет собой в высшей степени конкурентную среду, "поэтому эффективная конкуренция в рамках этой экономики представляет собой единственно возможный путь, на котором страны в ближайшие 25-50 лет могут обеспечивать свое благосостояние".
Паско, заместитель помощника Госсекретаря по делам Европы и Евразии, сообщил журналистам, что основное внимание в ходе его переговоров с министром иностранных дел Узбекистана было уделено обсуждению "глобальной стратегической картины" Евразии, событий в Афганистане и целого ряда двусторонних вопросов, начиная с вопросов безопасности и кончая экономическими и политическими вопросами.
Отвечая на вопрос о процессе демократизации в Узбекистане, Паско заявил, что Соединенные Штаты понимают, что демократические перемены "не всегда происходят быстро. Но мы считаем важным появление в вашей стране тенденции к открытости и реформированию политической структуры".
ПАСКО: Доброе утро. Спасибо вам за то, что вы собрались здесь. Я очень рад тому, что нахожусь здесь, поскольку в Госдепартаменте я отвечаю за отношения именно с этим районом мира. Это уже мой третий визит в Ташкент за последние шесть месяцев. Само собой разумеется, что тесное сотрудничество в войне с терроризмом довольно сильно изменило характер отношений между США и Узбекистаном.
Мне было интересно убедиться в том, что за истекшие шесть-семь месяцев выросло число сфер сотрудничества и углубились отношения между нашими странами. В Вашингтоне нам все время говорят, что "теперь, когда Соединенные Штаты заинтересованы в сотрудничестве с правительством Узбекистана в рамках войны с терроризмом, вы уже не будете так сильно, как раньше, настаивать на переменах в узбекском обществе". На это я отвечаю, что подобные утверждения абсолютно неверны. Все обстоит как раз наоборот.
По мере развития связей между нашими странами на всех уровнях, по мере нахождения путей наших взаимных интересов, становится абсолютно необходимым и прогресс на пути политических и экономических реформ. И дело не только в том, что Соединенные Штаты глубоко убеждены в правильности принципов демократии, прав человека и свободного рынка. Существует и практическая сторона вопроса.
В условиях современного мира страны могут быть конкурентоспособными только при наличии открытого общества, все элементы которого способствуют повышению эффективности этих стран. Глобальная экономика в условиях современного открытого мира представляет собой в высшей степени конкурентную среду, поэтому эффективная конкуренция в рамках этой экономики представляет собой единственно возможный путь, на котором страны в ближайшие 25-50 лет могут обеспечивать свое благосостояние.
Наконец, позволю себе заметить, что я с большим оптимизмом смотрю в будущее. Я занимаюсь всеми этими вопросами на протяжении уже целого ряда лет. Я посвятил значительную часть моей профессиональной карьеры работе в странах Восточной Азии. Но то, что я вижу и слышу в Центральной Азии не так уж сильно отличается от процессов, которые в свое время происходили там. Если страны вступают на путь обновления в попытке повысить свою конкурентоспособность, - а это весьма успешно было проделано в экономике стран Восточной Азии, - то они должны использовать весь потенциал своих граждан, что позволит и государству, и обществу вступать в конкуренцию и открыть дорогу для перемен.
А теперь я готов ответить на ваши вопросы.
ВОПРОС: ИТАР-ТАСС. Состоялись ли у вас другие запланированные встречи, кроме встречи с г-ном Камиловым (министром иностранных дел). О чем шла речь в ходе этих встреч?
ПАСКО: Во-первых, большинство запланированных встреч состоится именно сегодня. Действительно, вчера я встречался с министром иностранных дел и его заместителем, а сегодня у меня состоится встреча с г-н- Азимовым (министром по макроэкономике и статистике) и г-ном Рахманкуловым (секретарем Совета национальной безопасности).
ВОПРОС: ИТАР-ТАСС. Какого рода вопросы вы бы хотели обсудить с ними?
ПАСКО: Думаю, было бы интересно поговорить о том, как изменились отношения между нашими странами за последние несколько месяцев. Существует множество тем для обсуждения. С одной стороны, мы говорили о глобальной стратегической картине этой части света. Коренные перемены происходят сегодня в Афганистане, что, конечно, является предметом интереса и для правительства Узбекистана, и для правительства Соединенных Штатов. Мы обсудили вопросы двустороннего характера. Речь шла о всем диапазоне вопросов - от вопросов безопасности до экономических и политических вопросов.
ВОПРОС: ЮПИ. Что вы можете сказать по поводу резкого снижения курса доллара в Узбекистане? Участвовали в этом Соединенные Штаты, и ощутили ли они это снижение?
ПАСКО: Как вам известно, правительство (Узбекистана) проводило переговоры с МВФ и другими международными финансовыми институтами. На мой взгляд, очень важно, чтобы экономика страны было в максимально возможной степени синхронизирована с международной экономикой. А это возвращает нас к вопросу об эффективности, о чем я уже говорила. Так, например, большое значение с точки зрения инвестиционных возможностей имеет конвертируемость валюты.
ВОПРОС: "ТАЙМС ОФ СЕНТРАЛ ЭЙША". У меня вопрос на тему экономической помощи. Как вам известно, цены на экспортную продукцию Узбекистана на мировых рынках в настоящее снижаются, и ожидается, что в этом году цены на хлопок на мировых рынках пойдут вниз. С этой точки зрения представляется очень важным развитие других отраслей, в частности, внедрение новых технологий и развитие промышленного производства. Будут ли Соединенные Штаты оказывать помощь в вопросах внедрения новых технологий в промышленность Узбекистана? В энергетике Узбекистана реформы не проводятся, и правительство несет большие издержки в этой сфере. А реформы в данной отрасли тоже связаны с инвестициями.
ПАСКО: Давайте посмотрим, как работает мировая экономика. За последние 20-30 лет произошли огромные изменения, и теперь функционирование мировой экономики очень мало зависит от правительств. Я припоминаю, как несколько лет тому назад обсуждался вопрос - может ли правительство влиять на обменный курс. Но ведь когда миллиарды долларов проходят через частную экономическую деятельность, правительство мало что может сделать - разве только проводить правильную политику. Это так и в случае со страной, имеющей сравнимую по масштабам с Соединенными Штатами экономику, и в случае со страной с гораздо меньшей экономикой.
Секрет экономического развития в современном мире состоит в том, чтобы понять, как оптимальным образом использовать преимущества глобальной экономики в интересах вашего народа. Поэтому, когда речь заходит о помощи, о сотрудничестве, об экономических реформах, то наш интерес заключается не в том, чтобы оказать помощь той или иной отрасли экономики. Речь идет о том, как переориентировать экономику, чтобы она могла в максимальной степени использовать имеющееся в мире богатство.
В Соединенных Штатах есть старая притча о знаменитом грабителе банков. Лет сто тому назад самым знаменитым грабителем банков в нашей стране был человек по имени Вилли Саттон. В конце концов, его поймали. Кто-то спросил у него: "Почему вы грабите банки?" И он ответил: "Но ведь именно там лежат деньги!". Вот и сегодня деньги лежат не в сфере экономической помощи, а в мировой экономике и инвестиционной деятельности. Вилли Саттон не стал бы охотиться за деньгами, которые правительство предоставляет в виде помощи той или иной отрасли экономики - он пошел бы за крупными инвестициями глобального капитала.
Я хочу этим сказать, что в условиях современной экономики реальные деньги находятся в частном секторе. Получить эти деньги от частного сектора можно только путем создания соответствующих условий для инвестирования. Конечно, правительство должны оказывать помощь в важных гуманитарных сферах. Мы можем также помогать вам советами и делами в решении социальных вопросов. Крупные международные финансовые институты могут оказывать определенную инфраструктурную помощь в виде кредитов и ссуд. Но реальные деньги обращаются в международной, глобальной частной экономике. Поэтому не забывайте притчу о Вилли Саттоне!
ВОПРОС: АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС. Мне известно, что вы намереваетесь встретиться с американскими войсками в Ханабаде. Хотелось бы узнать последние новости из Ханабада по поводу следов химического оружия.
ПАСКО: Могу только сказать, что я узнаю последние новости только после того, как я приеду туда и поговорю с людьми на месте. Поэтому отвечу вам честно: пока мне ничего не известно, и информация появится у меня сегодня только в конце дня.
ВОПРОС: АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС. Обсуждали ли вы эту проблему в беседе с узбекскими официальными лицами?
ПАСКО: Еще нет. Но, как я уже сказал, у меня пока было не много встреч с официальными лицами в Узбекистане.
ВОПРОС: БИ-БИ-СИ. Почувствовали ли вы в ходе ваших встреч с узбекскими официальным лицами вчера и до этого желание правительства пойти на либерализацию политического климата в стране, вступить в диалог с оппозицией, приступить к созданию по-настоящему многопартийной системы и развитию демократических институтов в Узбекистане?
ПАСКО: Как вы знаете, мы всегда проявляем интерес к теме демократизации. С другой стороны, мы обращаем внимание и на сиюминутные проблемы, такие как судьба политзаключенных или нарушения прав человека; когда они есть, мы ими занимаемся. Таким образом, мы работаем и над этими проблемами, и продолжаем обсуждать вопросы долгосрочной эволюции и перемен. Мы прекрасно понимаем, что такие перемены не всегда происходят быстро. Но мы считаем важным появление в вашей стране тенденции к открытости и реформированию политической структуры.
ВОПРОС: ТУРКИСТОН-ПРЕСС. В последнее время к нам приезжает много делегаций и представителей из США, но не все они проводят встречи с муфтием Абдурашидом Вахабовым. О чем пойдет разговор во время вашей встречи с ним и почему эта встреча значится в программе вашего визита?
ПАСКО: Как вы знаете, Соединенные Штаты заинтересованы в развитии отношений со всеми религиями мира. Сегодня мы сталкиваемся с острой проблемой, поскольку некоторые люди используют ислам как оправдание для совершения террористических актов. Вот мы и пытаемся объяснить, что имеем претензии к террористам, но не религиозным группам.
Соединенные Штаты считают ислам одной из величайших религий мира. Как вам, наверное, известно, в Соединенных Штатах проживает от 6 до 7 миллионов мусульман. И вы хорошо знаете, что одна из группировок, которую мы относим к террористам, противостоявшим нам в Афганистане, даже использует слово "ислам" в своем названии - Исламское движение Узбекистана. Таким образом, на наш взгляд существует естественная связь между умеренно настроенными людьми во всех религиях и политикой, проводимой Соединенными Штатами.
Поэтому, когда при возможности мы охотно обмениваемся мнениями с людьми, являющимися признанными лидерами в этой сфере. У меня не только состоялись очень полезные беседы на тему ислама, в том числе и ислама в Узбекистане, но я еще и получил возможность своими глазами увидеть древнее издание Корана, чему я очень рад. Видеть предметы, являющиеся частью истории нашего мира, очень интересно и познавательно, и я рад, что мне представилась такая возможность.
ВОПРОС: РАДИО СВОБОДА. Выполняет ли правительство Узбекистана свои обязательства перед Соединенными Штатами в сфере прав человека? Не могли бы привести конкретные примеры?
ПАСКО: Как вы знаете, Президент Каримов побывал в Соединенных Штатах, и мы подписали очень интересный и, на мой взгляд, довольно важный двусторонний документ о перспективах развития наших отношений во всех сферах. В нем отражен и ряд вопросов, связанных с правами человека и демократией. На прошлой неделе помощник Госсекретаря по вопросам прав человека и демократии Лорн Крейнер посетил Узбекистан. У него состоялись очень полезные и позитивные встречи и, как мне кажется, он вернулся назад, будучи уверенным в том, что на ряде направлений ситуация меняется в лучшую сторону. Вы, видимо, слышали его рассказ об этой поездке, поэтому я не буду дальше развивать эту тему.
ВОПРОС: ИТАР-ТАСС. К сожалению, мы встречаемся с вами до завершения программы вашего визита. Пока вы встретились только с министром иностранных дел Камиловым. Не могли бы более подробно рассказать о вашей встрече с ним и тех вопросах, которые были предметом обсуждения?
ПАСКО: Да, видимо, я мог бы кое-что добавить к уже сказанному мной. Разумеется, мы обсуждали итоги заседания Лойя джирги в Афганистане. Как вы знаете, 8-9 месяцев тому назад ситуация в Афганистане выглядела довольно мрачно. Я полагаю, что правительство Узбекистана - которое, конечно, может само высказаться на этот счет, - и Соединенные Штаты считают, что в последние месяцы события в этой стране развиваются весьма позитивным образом.
Крайне важно, что все мы, кто заинтересован в таком развитии событий в Афганистане, помогали народу и правительству этой страны в создании стабильной ситуации, которая дала бы ей шанс на благополучие. Думаю, можно со всем основанием утверждать - опять- таки я говорю от имени Соединенных Штатов, а не правительства Узбекистана, - что мы рады открытой дискуссии, откровенному обмену мнениями, который происходит в рамках Лойя джирги в деле формирования нового правительства страны. И, конечно, мы приветствуем решение об избрании г-не Хамида Карзая в качестве временного президента.
Произошел целый ряд событий, связанных с этим регионом, в том числе встречи в Алма-Ате и Санкт- Петербурге, двусторонние встречи между нашим Президентом и Президентом Путиным, переговоры Президента Каримова с Президентом Путиным и председателем Цзянем. Это дало нам обширную тему для обсуждения.
В связи с этими встречами, конечно же, возникло множество вопросов, которые было необходимо обсудить. Еще один момент, на мой взгляд, состоит в том, что стала очевидной необходимость в сотрудничестве между странами Центральной Азии. Мы также говорили о возможностях для сотрудничества с Европой и рядом глобальных структур. Таким образом, существует целый ряд тем, которые являются актуальными для Соединенных Штатов и Узбекистана.
ВОПРОС: БИ-БИ-СИ. В Киргизстане говорят об угрозе, которая исходит от Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Недавно в Киргизстане побывало несколько высокопоставленных официальных лиц из России. Что думают Соединенные Штаты по поводу степени угрозы, исходящей от ИДУ? Существует ли еще такая угроза в адрес Киргизстана?
ПАСКО: Во-первых, должен отметить, что в результате военных операций в Афганистане, в которых ИДУ потеряло много своих людей, такая угроза намного уменьшилась. Сегодняшняя ситуация отличается от той, которая существовала несколько месяцев тому назад. Но мы должны сохранять бдительность относительно угроз с этой стороны, впрочем, как и любых других угроз терроризма.
Мы намерены и дальше взаимодействовать с правительствами всех стран региона, не только с правительствами Узбекистана и Киргизстана, но и с правительством России и правительствами других стран мира, которые хотят сотрудничать с нами в деле борьбы с терроризмом. Если вы посмотрите на заявления официальных лиц в США, вы поймете, что эта война еще далеко не закончена. Нам предстоит еще многое сделать совместными усилиями. Но мы готовы идти до конца и будем вести эту борьбу столько, сколько понадобится.
(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: