САДДАМА ХУСЕЙНА ПОЯВИЛИСЬ СОЮЗНИКИ Иранские оппозиционеры утверждают, что Тегеран разрабатывает ядерное оружие Александр ШУМИЛИН
Тегеран занимается разработкой и производством ядерного оружия. Об этом в четверг в Вашингтоне заявил глава иранского "правительства в изгнании" Али-Реза Джафар-заде. Он обещает подтвердить свои слова "неопровержимыми доказательствами". Иранская оппозиция заметно активизировалась с тем, чтобы переключить внимание Вашингтона с Ирака на Иран. Их цель - свержение режима в Тегеране.
В подтверждение своих слов Али-Реза Джафар-заде сослался на "два секретных объекта" к югу от Тегерана, на которых, по его словам, ведется разработка и производство ядерного оружия. Это завод по производству "тяжелой воды" в Араке и завод по обогащению урана в Натанзе. Строящуюся с помощью России АЭС в Бушере иранский оппозиционер не упомянул.
Информация эта отчасти подтверждается американскими спецслужбами. Однако к расположившемуся в Париже "правительству иранских изгнанников" Госдеп и ЦРУ относятся настороженно. Ясно, что его лидеры, призывающие к насильственному свержению иранского режима, ведут свою политическую игру в Вашингтоне. Но какую?
Дело в том, что большинство в правительстве изгнанников составляют бывшие активисты левого промарксистского движения "Моджахеды из народа". Доверия к ним Госдеп не испытывает, подозревая их в причастности к убийству нескольких американцев в Иране. Но это полбеды, так как факты не доказаны. Да и дело прошлого.
Гораздо серьезнее информация, согласно которой данное правительство, именуемое также "Советом национального сопротивления Ирана", получает финансовую поддержку от Саддама Хусейна. А это уже наводит на размышления: не пытается ли Джафар-заде оказать Саддаму услугу, переключив более чем повышенное внимание военно-политической верхушки США с Ирака на Иран? Мол, реальная ядерная опасность исходит не от Багдада, а от Тегерана.
Действительно, тема иранской ядерной бомбы ненова. Проблема сотрудничества России с Ираном в строительстве АЭС в Бушере - постоянный пункт серьезных разногласий всех российско-американских саммитов последнего десятилетия. При этом и в Тегеране не слишком скрывают своих ядерных амбиций, полагая, что смертоносная бомба обеспечит аятоллам "достойное место" в исламском мире вообще и военное преобладание по отношению к ближайшим соседям (Ираку, ОАЭ и Саудовской Аравии), с которыми у них масса территориальных и идеологических проблем, в частности.
Однако попытка иранской оппозиции акцентировать внимание на ядерной проблеме в нынешнем политическом контексте настораживает. Готовя военную операцию против Ирака, Белый дом и Пентагон явно предпочли пока "вынести Иран за скобки" своей "наступательной риторики". Так, глава Пентагона Дональд Рамсфелд назвал недавний визит иранского президента Хатами в Кабул и его встречу с главой Афганистана Хамидом Карзаем "положительным фактором, способным улучшить обстановку в регионе". Но при этом заявил, что Иран "разрешает алькаидовцам находиться на своей территории".