Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»»
19.11.2009 г. , Новая газета
Как водится в стране, где власть по определению делает все во благо человека и во имя его, и, как шутили в советские времена, даже известно имя этого человека, никто не удосужился объяснить причины уничтожения Сквера
Тени царских платанов мешают Тамерлану
Узбекистан строит свое «великое будущее». В нем нет места следам «проклятого колониального прошлого»
Покойный Туркменбаши Великий любил переодеваться простолюдином и ходить неузнанным по Ашхабаду, чтобы знать, о чем говорят счастливцы, живущие в «золотом веке его имени». Ныне здравствующий президент Киргизии Курманбек Бакиев признается, что ездит по Бишкеку по ночам и смотрит, как живет его столица. Бродят ли по ночам или ходят неузнанными президенты Казахстана и Таджикистана, чтобы видеть, как хорошеют Астана и Душанбе, доподлинно неизвестно. Хотя что касается Нурсултана Назарбаева, чьим именем уже не раз пытались назвать Астану, трудно себе представить, что ему совсем уж незнакомо происходящее в этом городе.
А вот в Ташкенте теперь точно знают, что президент Узбекистана Ислам Каримов иногда ездит по дорогам, лежащим в стороне от его привычных маршрутов. И теперь, как утверждают многие авторы интернет-форумов, где обсуждаются нынешние узбекские реалии, ташкентцы проклинают тот день, когда глава государства отклонился от своего маршрута.
Говорят, что это случилось 1 сентября, когда Каримов приехал на открытие помпезного Дворца Форумов, построенного к так называемому 2200-летнему юбилею Ташкента, счастливо «совпавшему» с эпохой каримовского правления. Глава государства, считают ташкентцы, проезжая вокруг знаменитого Сквера в центре Ташкента, заложенного еще в конце XIX века царским генерал-губернатором Черняевым, обнаружил, что платаны, или, как их чаще называют горожане - чинары, настолько разрослись, что за ними не видно ни этого шедевра-дворца, ни музея Тимуридов, ни самого застывшего в камне Амира Тимура, восседающего на своем коне в самом уютном месте города, в центре знаменитого Сквера.
Что было дальше, никто в точности не знает. Известно, однако, что начиная с 11 ноября Сквер был оккупирован десятками рабочих с бензопилами, грузовиками и автокранами. Закипела работа, завизжали пилы, заурчали грузовики. Так началось варварство в Ташкенте. Под корень срезались 120-летние платаны, под чьей густой тенью целые поколения ташкентцев находили уютное укрытие от палящего азиатского зноя.
Стволы аккуратно, по-хозяйски чистили от веток, нарезали на трехметровые бревна и отвозили в неизвестном направлении. Можно не сомневаться, что они не пропадут - один кубометр чинары стоит около 500 долларов. А вырезали не меньше двух сотен деревьев.
Ташкент, где после землетрясения 1966 года стало много огромных каменных площадей и осталось мало зеленых островков, теперь лишился главного и любимого горожанами - Сквера. Как водится в стране, где власть по определению делает все во благо человека и во имя его, и, как шутили в советские времена, даже известно имя этого человека, никто не удосужился объяснить причины столь дикой экзекуции. Да и зачем, ведь никто и не спрашивает, народ безмолвствует. В ташкентских газетах лишь бодрые репортажи о городских субботниках по уборке мусора. Очевидно, царские платаны XIX века числятся по тому же разряду.
Узбекистан строит свое «великое будущее», обещанное еще в конце прошлого века Исламом Каримовым. В нем нет места следам «проклятого колониального прошлого» конца позапрошого века. Хороший пример для будущих поколений узбеков, унаследующих Ташкент ХХII века. Им будет что выбрать для выкорчевывания следов каримовской эпохи.