Тегеран заступился за своих
Ахмадинежад не оставит Таджикистан без топлива
27 марта 00:05 | Газета ? 244 (244) | Московские новости
Аркадий Дубнов
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад оказался в центре внимания в ходе встреч, происходящих в эти дни в Душанбе по случаю празднования весеннего праздника Навруз и в рамках 5-й конференции по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии (RECCA V), в которых принимают участие также президенты Афганистана, Пакистана и Таджикистана. После того как Ташкент отказался поставлять с 1 апреля газ своим таджикским соседям, иранский лидер пообещал поставлять Таджикистану нефть и газ, а также покупать у него воду. Кроме того, Ахмадинежад спровоцировал скандал своей антиамериканской риторикой на конференции RECCA, вынудив американскую делегацию США покинуть зал заседаний.
О полном прекращении с 1 апреля поставок узбекского газа в Таджикистан стало известно 23 марта, накануне прибытия в Душанбе высоких гостей, приглашенных таджикским президентом Эмомали Рахмоном на празднование Навруза. Ташкент объясняет это решение необходимостью обеспечить выполнение контракта по поставкам газа в Китай в объеме до 10 млрд кубометров в год. По данным источника, на который ссылается РИА Новости, ежегодные поставки узбекского газа в Таджикистан согласно подписанному двумя сторонами соглашению должны составлять 200 млн кубометров в год. Такой объем газа добывается в Узбекистане ежедневно, указывает источник.
Узбекистан - единственный поставщик газа в Таджикистан и прекращение его поставок, несомненно, скажется на повседневном быте населения республики. В Ташкенте отвергают упреки Душанбе в злонамеренности своих действий, указывая на твердое выполнение своих обязательств перед соседом, поставив с начала нынешнего года «гарантированные» соглашением 45 млн кубометров газа.
Реагируя на эти трудности «братской» страны (Иран и Таджикистан - персоязычные страны. - «МН»), иранский президент тут же объявил о готовности поставлять в Таджикистан энергоресурсы. Его таджикский коллега Эмомали Рахмон не остался в долгу и в свою очередь пообещал снабжать Иран питьевой водой. Однако никаких коммуникаций, позволяющих осуществить эти благие намерения, в настоящее время не существует. Тем не менее 25 марта в Душанбе президенты Ирана, Таджикистана и Афганистана подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в сфере строительства железной дороги, инфраструктуры для поставок энергетических ресурсов (нефти, газа и электроэнергии) и воды. Учитывая те проблемы, которыми обусловлена ныне реализация любых транспортных проектов через территорию Афганистана, можно с большой долей уверенности предположить, что данной благородной инициативе в ближайшие годы не суждено осуществиться. Впрочем, как и обсуждаемому вот уже почти 20 лет проекту газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), вновь оказавшегося в повестке дня конференции RECCA.
Стоит заметить, что Тегеран не упускает случая, чтобы продемонстрировать солидарность с Душанбе в его противостоянии с Ташкентом. Когда узбекские власти под различными предлогами несколько лет назад стали тормозить движение грузов для Таджикистана по своему участку железной дороги, Иран официально уведомил Узбекистан о том, что может принять адекватные меры против узбекских железнодорожных вагонов в случае продолжения «транспортной блокады» Таджикистана.
Заставил говорить о себе Ахмадинежад и в первый же день работы конференции RECCA, спровоцировав вполне ожидаемый скандал своей дежурной антиамериканской риторикой. «НАТО и США должны изменить свою политику, поскольку прошло то время, когда они диктовали свои условия миру», - сказал президент Ирана. После этих слов делегация США во главе с помощником госсекретаря США Робертом Блейком покинула зал.
Ахмадинежад тем временем продолжал: «Вся проблема в НАТО, которая под личиной борьбы с терроризмом вошла в Афганистан и теперь с таким же лозунгом окружает Россию и Китай». Когда иранский лидер закончил свою обличительную речь, американцы вернулись на свои места.