Выводы о выводе
03.09.2012 09:17, dn.kz
Чем ближе президентские выборы в Вашингтоне и Кабуле, тем все меньше шансов на то, что вывод войск сил коалиции из Афганистана вообще состоится Юрий Сигов, Вашингтон
Вот уже больше года не только Соединенные Штаты, но и все, кто хотя бы каким-то образом завязан на Афганистане и проблемах этой многострадальной страны, ломают себе голову над тем, что же будет там после вывода войск коалиции. Американский президент Барак Обама пообещал (главным образом своим избирателям, потому что нигде в каких-то письменных международных обязательствах подобное не фигурирует), что войска стран НАТО уйдут из Афганистана в 2014 году.
Хотя слова президента США - обещание вроде как весьма весомое, но уж больно много вокруг самой сути этих «выводных планов» для войск НАТО существует разного рода помех и препятствий. Которые не только нынешнему хозяину Белого Дома никак не перепрыгнуть, но и всему остальному миру с ними не совладать. И чем ближе дата новых президентских выборов в США, а также планируемых президентских выборов в Афганистане, тем все больше вероятность того, что с выводом войск коалиции в том формате, как он задумывался еще пару лет назад, придется явно повременить.
Ситуация на самом деле нынче складывается более, чем сложная. Поэтому прежде, чем виртуально делить американское военное и гражданское имущество, которое надо вывозить из Афганистана (чем на данном этапе активно занимаются политические круги в странах Центральной Азии), посмотрим на то, что делается вокруг Афганистана сегодня. И оценим, насколько Соединенные Штаты осознают, что станет с этой страной, если ее на самом деле начать «постепенно передавать в руки» нынешнего афганского руководства.
Разумное политическое решение по Афганистану никто пока принимать не хочет. И не факт, что это сделает новый президент США
Начнем с того, кто реально в силу своего поста верховного главнокомандующего вооруженными силами США может отдать приказ свернуть «всю эту афганскую лавочку», и возвратить американские войска домой (все остальные союзники по коалиции сделают это гарантированно еще раньше американцев). Так вот если еще в начале нынешнего года шансы Барака Обамы на то, чтобы сохранить кресло в Белом Доме еще на четыре года казались более, чем обнадеживающими, то теперь обстановка существенно изменилась.
Хотя обещание вывести американские войска к 2014 году никто пока официально не отменял, свои коррективы, скорее внего, внесет в эти планы сама обстановка вокруг Афганистана. А также явное усиление позиций кандидата от республиканской партии Мита Ромни в нынешней предвыборной борьбе за президентский пост в США.
В своих выступлениях кандидат республиканцев регулярно отмечает, что ничего позитивного администрация Б. Обамы по Афганистану не добилась, и там как был полный государственный бардак, таким он и остается. Как талибы были «почти во власти», и как было неэффективным правительство Хамида Карзая - так ничего по сути дела за все это время не изменилось. Несмотря на все усилия что Соединенных Штатов, что их союзников по НАТО проблем в Афганистане становится с каждым днем все больше. А вот справляться с ними не под силу не только местным властям, но и «собирающим чемоданы» военнослужащим сил коалиции.
Помимо всего прочего, афганское руководство постоянно твердит о том, что мешают нормализации жизни в стране не только вездесущие талибы, но и соседние страны - Иран и Пакистан. И делают они это якобы потому, что хотят как можно скорее выдавить США и НАТО из Афганистана. А соответственно привести к власти в стране своих сторонников, которых администрация Белого Дома считает «международными террористами» и «исламскими экстремистами».
Отношения у Афганистана с Пакистаном откровенно сложные, а с Ираном - тем более, хотя вроде бы и родственные они по персидскому миру души. К тому же афганское руководство уверяет американцев, что «иранские и пакистанские шпионы» якобы проникли в силовые структуры Афганистана, и из-за спины совершают террористические акты против американских и других натовских военнослужающих. Однако сами американцы говорят совсем даже о другом. По их данным, в полиции и армии Афганистана полным-полно «засланных казачков» от движения Талибан, которые только и ждут, когда же американцы начнут «собирать манатки», и покидать афганскую территорию.
Значительная часть афганского населения также видит в иностранном присутствии «вражескую оккупацию», от которой надо как можно скорее избавляться. При этом талибы со своими целями и идеалами выглядят для большинства афганцев куда предпочтительнее, чем «продавшие душу дьяволу» нынешние афганские правители.
Ничего удивительного поэтому нет в том, что американские военнослужащие, находящиеся нынче в Афганистане (что рядовые солдаты-сержанты, что высокопоставленные советники) не доверяют афганским властям, и все время ожидают «пулю в спину» от вооруженных афганских военных и полицейских. Причем в независимости от того, вчерашний это новичок-рекрут полиции, или уже давно служащий «под Карзаем» армейский офицер.
В связи с этим вполне естественно, что даже самого президента Афганистана Хамида Карзая охраняют исключительно американские контрактники, а не афганские спецназовцы (в их ряды для талибов пропихнуть своего человека для совершения теракта - дело проще простого). Американские инструкторы отмечают, что за последний год увеличилось число «случайных людей», проникаюших в силовые структуры Афганистана. А отбирать этот контингент более тщательным образом мешает и языковый барьер, и общее недоверие (причем обоюдное) американцев и афганцев друг к другу.
Таким образом, за более, чем 11 лет беспрерывной войны сил коалиции с неуловимыми талибами, муджахедами, Аль-Каедой и всеми остальными, с кем только можно в Афганистане бороться, никакого стабильного мира в этой стране так и не удалось установить. И что для американцев сейчас принципиально - даже если вывод войск коалиции из этой страны пойдет согласно обещаниям Барака Обамы, то на кого оставлять Афганистан, кто там будет дальше править, и чем в конечном итоге весь этот «афганский сюжет» закончится?
Хамид Карзай по мнению Запада вроде как с работой своей не справляется. И что же тогда делать?
За прошедшие пару лет для обсуждения проблем, стоящих перед мировым сообществом по Афганистану были проведены десятки самых различных конференций и совещаний. Места для них подбирались соответственно важности вопроса - Бонн, Токио, Стамбул, Чикаго (только вот в Кабул так, на недельку для разнообразия и ознакомления с положением дел на месте, никто из первых лиц государств, обеспокоеных афганскими реалиями, не едет). И на всех этих «дискуссионных сборах» отмечалось, что нынешний президент страны Хамид Карзай вряд ли удержит власть в стране после ухода американцев. И если провести сегодня действительно свободные выборы в Афганистане (без иностранного военного присутствия), то талибы легко получат большинство.
Поэтому замену Хамиду Карзаю ишут усиленно, и даже с изучением афганксой стороной «российского политического финта» с заменой президента премьером и наоборот. Именно таким образом теоретически может поступить и нынешний президент Афганистана, уговорив своего старшего брата Каюма баллотироваться в президенты, а самому Хамиду Карзаю тогда можно будет стать премьер-министром страны.
Хотя выборы президента Афганистана запланированы только на 2014 год, события в стране развиваются настолько непредсказуемо, что все гарантированные ранее сроки (в том числе и по выводу американских войск) еще явно будут неоднократно пересматриваться. Проблема и в том, что пока все меры по укреплению доверия в самом Афганистане особого результата не приносят, пока там находятся американские войска. А если их убрать, то от «афганского национального доверия», как считают те эксперты Пентагона, и вовсе ничего не останется.
Даже при условии, что американские войска и к 2014 году будут номинально считаться «ушедшими из Афганистана», в самой стране останется по самым скромным расчетам Пентагона около 40 тысяч военнослужащих. Которые будут размещаться на пяти ключевых базах в наиболее важных провинциях Афганистана. То есть говорить о том, что в стране не станет иностранного военного присутствия - просто форменный самообман. А значит и все те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются в Афганистане и американцы, и нынешнее афганское руководство никуда не денутся, а лишь многократно усугубятся.
Вряд ли какое-то сушественное влияние на обстановку в Афганистане окажут и попытки как-то «подключить» эту страну к экономическим проектам региона, в том числе - с помощью прокладки газопровода ТАПИ из Туркменистана через территории Афганистана и Пакистана в Индию. Идея с точки зрения экономической выгоды, пользы для потребителей и поставщиков газа, может быть, и здравая. Но ее нельзя считать таковой с точки зрения того, что нынче происходит на афганской территории, и тех гарантий безопасности, которые нужно будет обеспечить даже если и найдутся желающие такую «взрывоопасную газовую трубу» прокладывать.
Что делать дальше с Афганистаном по сути дела никто по-прежнему не знает. И если бы так было только с Афганистаном :
Напомню, что еще в ноябре 2001 года началась спецоперация американской армии против формирований движения Талибан и ячеек Аль-Каеды, якобы окопавшихся на афганской территории. С тех пор эта «спецоперация» давно уже превратилась в полномасштабную военную кампанию, стоившую странам коалиции нескольких тысяч убитых, десятков тысяч раненных, и потраченных на все это «сомнительное афганское удовольствие» более, чем 600 млрд. долларов.
Свыше сорока стран за это время направляли в Афганистан свои воинские контингенты (кто воевать по-серьезному, кто только содействовал операции вспомогательными подразделениями). И это не считая десятков проектов, осуществлявшихся все эти годы различными международными и неправительственными организациями.
А ведь все это свидетельствует о том, что мировое сообщество действительно намеревалось поменять «безнадежное будущее» Афганистана на нечто более цивилизованное и прогрессивное. При этом каждый помогающий Афганистану (что сотрудники НПО по защите прав афганских женщин, что многозвездочный американский генерал) убеждали тех, кто в этой стране не находится в том, что «их никак нельзя оставлять без присмотра», «им надо обязательно помогать», а иначе всем вокруг, и даже далеким отсюда Америке и Европе будет неприменно плохо.
Но что за эти годы реально произошло в Афганистане, и насколько афганцы действительно «обрадовались» всей той помощи, которую им мировое сообщество оказывало? Еще во времена советского военного присутствия в Афганистане в 80-х было ясно, что афганцам в корне «до лампочки» что коммунистическо-социалистические идеалы, что основы западной демократии. Они хотят жить так, как жили раньше (в той же шкале социальных отношений), и они категорически не приемлют ситуацию, при которой кто-то «извне» им навязывает что-то инородное, и чуждое их культуре и образу жизни.
А уж когда идеалы демократии к ним пришли вместе со 130-ти тысячной вооруженной группировкой сил коалиции, то заведомо никакие даже самые добрые намерения западных стран афганским народом не воспринимаются, и никогда поддерживаться не будут.
К тому же Афганистан - это не единая нация или народность, а десятки совершенно разных, веками живших бок о бок, но весьма относительно стыковавшихся племен. Они никогда не признавали и не переваривали центральную власть вне зависимости от того, кого на президентское кресло там посадить - Хамида Карзая или кого другого. Даже афганский король в свое время имел лишь чисто номинальные представительские функции представления страны за ее границами. Но он никогда на деле не имел никакой власти на местах, где ее традиционно контролировали местные вожди, старейшины и уж позднее- опять-таки местные полевые командиры.
В Афганистане по большому счету вообще не поймешь, кто на самом деле и с кем воюет. Здесь все идут против всех, и стратегия национального примирения даже если и принесет какое-то минимальное улучшение ситуации в отдельно взятом районе, но ни за что не решит кардинальных вопросов, характерных для всей страны. Принимаемые по указанию «сверху» законы в афганском парламенте о национальном примирении на деле по провинциям, где сильны позиции талибов, попросту игнорируются. А навязать эти законы силой у афганского правительства нет никаких действенных рычагов.
Замечу также, что многочисленные американские эксперты, а также те, кто конкретно работал в «афганском поле» говорят о том, что громадные деньги, выделявшиеся все эти годы афганскому правительству на осуществление различных экономичеких проектов, имели тенденцию попросту «растворяться» в государственных закромах. Уровень коррупции в Афганистане (причем как на уровне центрального правительства, так и на местах) по-прежнему просто чудовищный. Причем и в США, и в Европе обо все этом известно - но что можно сделать, если Хамида Карзая и его команду сам же Запад поставил во власть?
Поэтому никаких преград для сохранения своего влияния в стране у тех же талибов не существует. Если нужно устроить своего человека в полицию, армию, подкупить местного правительственного чиновника - то все это вполне осуществимо. Зато как только западные руководители начинают о коррупции говорить с афганским правительством, и требуют отчетности о расходовании полученных средств, то власти в Кабуле очень даже сильно выражают им свое недовольство.
Принципиально учитывать и то, что в Афганистане достаточно слабо выражены некие национальные интересы, а доминируют интересы сугубо местные, клановые, родовые, племенные. Большая часть населения страны по-прежнему неграмотна, молодежь (особенно в сельской местности) просто не представляет себе, что можно вообще жить без войны, а мирно осваивать гражданские, нужные для общества профессии. Огромное влияние на идеологическую промывку мозгов афганцев оказывают религиозные догмы, плюс идет полным ходом сильнейшее одурманивание особенно молодых людей идеями исламского радикализма.
По сути дела сегодня афганцев объединяет не центральное правительство в Кабуле и не стоящие по всей стране войска коалиции, а исключительно религия. Они искренне верят в то, что как только уйдут из их страны американцы, то жизнь у них нормализуется, и можно будет без иностранного вмешательства построить исламское государство, сохраняющее все основные положения Корана. Но подавляющее большинство западных советников и специалистов по Афганистану убеждают свои правительства в том, что этого ни в коем случае нельзя допускать.
Уже сейчас военное присутствие в стране сил коалиции постепенно сокращается, а остающиеся военные базы НАТО в Афганистане практически превращаются в сами себя защищаюшие анклавы на афганской территории. Во многих случаях войска коалиции оказались втянутыми во внутриафганскую межклановую борьбу, а тем временем осуществлявшиеся в стране гражданские проекты ничуть не укрепляли и так очень хрупкую государственную власть.
Плюс ко всему прочему в Афганистане резко возросло производство наркотиков, а посевы опийного мака выросли по площади в несколько раз по сравнению с периодом нахождения у власти в стране талибов. Особенно бурными темпами наркопроизводство развивается в пограничных с центральноазиатскими государствами афганских провинциях Нангархар, Бадахшан и Кунар. Все вокруг (в России и Европе прежде всего) выражают по этому поводу обеспокоенность, но никто не в силах этому «афганскому наркоразвитию» эффективно помешать.
Так что афганские реалии пока таковы, что масштабные планы с выводом сил коалиции, под которые те же центральноазиатские страны пытаются построить свою внешнюю политику (размещение у себя американских баз, складов, налаживание разного рода транспортных корридоров и всего прочего) могут еще быть неоднократно пересмотрены. Ведь в конце концов вывести войска из Афганистана можно относительно оперативно. Вот только намного труднее и накладнее по деньгам (если не невозможно) для тех же Соединенных Штатов будет их обратно в Афганистан возвращать. А то, что именно так «афганское дело» может повернуться, есть очень и очень большие опасения: