CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Таджикистан-Кыргызстан: территориальные споры, непредсказуемая ситуация » Махаля

25 мая 2013

Таджикистан-Кыргызстан: территориальные споры, непредсказуемая ситуация

25 мая 2013, Махаля

Статус некоторых приграничных территорий остается серьезным раздражающим фактором в межгосударственных отношениях Таджикистана и Кыргызстана. Ситуация усугубляется наличием анклавов и постоянно возникающих локальных конфликтных ситуаций среди населения ряда приграничных районов этих государств.

Между тем, из 971 километровой границы к настоящему времени описано и утверждено 503 километра. Соответственно, не согласовано еще 468 километров. По оценкам экспертов, в настоящее время насчитывается около 70 спорных участков, располагающихся, в основном в Исфаринском районе Согдийской области и Джиргатальском районе республиканского подчинения Таджикистана, а также Ошской и Баткенской областях Кыргызстана.

Переговоры по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы продолжаются с декабря 2002 года. За истекшее время проведено значительное количество встреч. Однако они не сблизили позиции сторон по правовым вопросам установления пограничной линии на участках, расположенных в Ферганской долине, которые отличаются густонаселенностью. Таджикская сторона настаивает на определении границы, основываясь при этом на документах национально-территориального размежевания 1924-27 годах. Кыргызская же требует, чтобы в качестве основы были взяты результаты деятельности паритетных комиссий 1958-59 годах и 1989 года.

В последнее время обе стороны предпринимают определенные шаги по урегулированию территориального вопроса. В частности, образована межправительственная комиссия по делимитации и демаркации госграницы. Кроме того, разработаны и утверждены документы, регламентирующие порядок ведения переговоров по делимитации, обмена аэрофотоснимками, картографическими и иными материалами, а также пересечения таджикско-кыргызской границы персоналом, выполняющим работу по делимитации.

Вместе с тем, проведенные на высоком уровне неоднократные встречи и подписанные документы не способствуют практическому решению приграничного вопроса и прекращению инцидентов на границе. Проблема осложняется из-за кризисного социально-экономического положения в приграничных населенных пунктах, а, учитывая нехватку поливных земель в этих районах, крестьяне продолжают активно осваивать пустующие территории.

Как заявляет кыргызская сторона, граждане Таджикистана самовольно используют 30 участков Баткенской области, общей площадью в 1724,23 гектара. В сельской управе Аксай на участках Коктош и Кара имеются 220 гектаров нераспределенных земель, из них на участке Кара жителями таджикских анклавов Ворух и Чорку захвачены 30 гектаров земли. Наблюдатели от Кыргызстана заявляют, что жители данных анклавов считают эти участки своими, расчищая от камней и производя посадку деревьев.

В свою очередь, таджикские официальные лица, не отрицая случаев самовольного захвата территорий, отмечают, что кыргызская сторона позволяет себе подобные действия.

В то время когда стороны заняты взаимными обвинениями, на данных участках продолжают происходить конфликты, а порой и с человеческими жертвами.

По мнению кыргызской стороны, реализацию работ по делимитации в значительной степени тормозит Таджикистан. При этом Кыргызстан не исключает, что таджикская сторона судя по всему испытывает сильное давление со стороны «наркобаронов», заинтересованных в сохранении нестабильности на маршрутах наркотранзита.

В целом, несмотря на то, что происходящие инциденты на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном носят локальный характер и пока не привели к серьезным последствиям, наличие подобных фактов указывает на сохраняющиеся тяжелые проблемы в двусторонних отношениях, способные привести к гораздо более масштабным негативным последствиям.

Кубанычбек Маматякыпов

maxala.org

Предыдущая статьяА.Бенгард: Жизнь впроголодь. Четверть населения Киргизии (1,3 млн человек) перебивается одними лепешками и чаем (чаще даже без сахара) | ЦентрАзия
Следующая статьяЧем кыргызская оппозиция отличается от казахской?