Иранские реформисты празднуют победу
Последнее обновление: воскресенье, 16 июня 2013 г., 05:06 GMT 09:06 MCK, BBC Russian
Десятки тысяч жителей Тегерана ликуют в связи с победой на президентских выборах умеренного реформатора Хассана Рухани.
Согласно только что обнародованным официальным данным, он получил свыше половины голосов, что делает ненужным второй тур.
Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи поздравил Хассана Рухани с победой.
"Я призываю каждого помогать новоизбранному президенту и его коллегам по правительству", - сказал Хаменеи.
Массовое ликование Распределение голосов a.. Хассан Рухани: 18,613,329 b.. Мохаммад Бакар Калибаф: 6,077,292 c.. Саид Джалили: 4,168,946 d.. Мохсен Резаи: 3,884,412 e.. Али Акбар Велаяти: 2,268,753 f.. Мохаммад Гарази: 446,015 g.. Всего проголосовали: 36,704,156 h.. Уровень явки: 72,2%
Улицы иранской столиц окрасились в красный цвет, являвшийся символом кампании Рухани. Молодежь скандирует реформаторские лозунги. Полиция не вмешивается.
"Я давно не была так счастлива. Наконец-то они признали нашу волю", - сказала корреспонденту агентства Рейтер девушка по имени Мина.
На выборах 2009 года предварительные данные и результаты экзит-поллов сулили успех оппозиционеру Мир Хосейну Мусави, а потом власти объявили о победе Махмуда Ахмадинежада.
Протесты против предполагаемых фальсификаций итогов голосования были подавлены силой, а многие сторонники реформ, включая двух бывших кандидатов в президенты, подверглись репрессиям.
Первое заявление Избранный президент Ирана обнародовал заявление, в котором назвал свою победу "новым шансом для тех, кто уважает демократию, сотрудничество и открытый диалог".
"Хвала Всевышнему, разум и умеренность воссияли в Иране. Это победа умеренности, зрелости и здравого смысла над экстремизмом", - заявил Рухани.
"Нации, исповедующие демократию и открытость, теперь должны разговаривать с иранским народом уважительно и признавать права Исламской республики", - добавил он.
Одним из главных обещаний Рухани в ходе предвыборной кампании было добиться снятия международных санкций, связанных с иранской ядерной программой.
Международная реакция США заявили, что готовы к прямому диалогу с Тегераном по вопросу иранской ядерной программы. Представитель Белого дома Джей Карни отметил мужество иранского народа, изъявившего свою волю при избрании президента.
В Париже выразили "готовность работать" с новым руководствои Ирана.
Британский Форин офис призвал Рухани "следовать новым курсом", напомнив о международной озабоченности действиями Тегерана в ядерной области и ситуацией с правами человека.
"Ирану следует остановить свою ядерную программу и прекратить поддержку терроризма", - говорится в заявлении МИД Израиля.
Сдержанная реакция мирового сообщества, по мнению наблюдателей, вызвана тем, что реальная власть в Иране остается в руках духовного лидера и его консервативного окружения.
Неожиданный реформатор Преобразования, обещанные Хассаном Рухани до выборов:
Внутренняя политика Ирана
В ходе дебатов на иранском телевидении Рухани заявил, что изменения в системе правосудия и права человека станут для него одними из приоритетных вопросов. Он призвал к "рациональности и умеренности в политике".
"Я очень хочу, чтобы умеренность вернулась в эту страну. Это мое единственное желание. Мое сердце болит, когда я вижу признаки экстремизма. Из-за него мы уже потерпели ряд поражений".
Ядерная программа
"Ирану нечего скрывать. Однако для того, чтобы продолжать развитие иранской ядерной программы, мы должны достичь консенсуса внутри страны, а также восстановить дружеские отношения и взаимопонимание на международном уровне. Все получится только путем диалога".
Социальная сфера
"Социальные проблемы становились все более сложными в последние годы. Я уверен, что единственный путь к их решению - это децентрализация. Наши проблемы не будут решены, пока все социальные и культурные области находятся в руках правительства".
Международная политика Ирана
"Отношения между Ираном и Соединенными Штатами - очень запутанный и сложный вопрос. Это давнишняя рана, которую непросто вылечить. Но это возможно при наличии доброй воли и взаимного уважения между двумя странами".
"Я считаю, что в поиске справедливого решения по Сирии, которое бы устроило все стороны, Иран мог бы выступить в качестве посредника между сирийским правительством и оппозицией. Тогда общими усилиями можно было добиться установления демократии и справедливого правления".
Либералы, равно как явные ставленники уходящего президента Ахмадинежада, в выборах не участвовали. Их отстранил Совет стражей конституции, состоящий из представителей духовенства и наделенный неограниченным правом снятия неугодных кандидатов.
Ранее Рухани Нажать возглавлял экспертный центр при духовном лидере, дважды избирался в меджлис, а при президенте Хатами представлял Иран на переговорах по ядерной проблеме.
На его сторону перешли те, кто хотел голосовать за единственного кандидата, связанного с лагерем реформаторов - Мохаммада Резу Арефа. Ареф снял свою кандидатуру во вторник, как он заявил, по совету экс-президента Мохаммада Хатами.
Таким образом, Рухани заручился поддержкой сразу двух политических тяжеловесов - Хатами и бывшего спикера парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, который хотел баллотироваться сам, но не был зарегистрирован стражами конституции.
После самоготвода Арефа и снятия с дистанции Рафсанджани в обществе широко распространились сомнения, стоит ли вообще идти на выборы, однако в ходе кампании Рухани неожиданно усилил реформаторские акценты. В результате явка оказалась столь высокой, что время голосования пришлось продлить на пять часов.
Ограниченная демократия Махмуд Ахмадинежад в выборах не участвовал, поскольку уже пробыл на посту два срока.
За эти восемь лет в стране ухудшилась экономическая ситуация, а последствия западных санкций, направленных против иранской ядерной программы, ощущаются все острее.
Выборный президент Ирана занимает Нажать подчиненное положение по отношению к духовному лидеру Исламской республики.
Кроме Рухани баллотировались еще пять кандидатов, прошедших предварительный отбор: столичный мэр Бакар Калибаф, представитель Ирана на переговорах по ядерной проблеме Саид Джалили, бывший командующий корпусом стражей исламской революции Мохсен Резаи, экс-министр иностранных дел Али Акбар Велаяти и бывший министр телекоммуникаций Мохаммад Гарази.
Все они считаются сторонниками духовного лидера аятоллы Хаменеи. Тот призвал граждан голосовать активно, но ни одного из кандидатов прямо не поддержал.