Очередной автор из Узбекистана, решивший высказаться по вопросу о вероятности «бархатной революции», заостряет свое внимание на геополитике. По его мнению, любые искусственные перемены в Узбекистане сегодня - не в интересах ни одной «великой державы». Не создают условий для революции и «внутренние» особенности страны: менталитет народа, длительная «селекция» во власти и отсутствие реальных оппозиционных лидеров. Что касается заявившего о своих президентских амбициях Баходира Чориева, у него есть реальный шанс добиться своей цели только при одном условии - если его поддержат США, а они вряд ли всерьез заинтересуются его персоной этого оппозиционера, несмотря на все его усилия.
* * * Я вынужден подписаться только своим именем без упоминания фамилии и прочих своих исходных данных, чтобы не подвергать ненужному риску своих родственников в Узбекистане.
На данный момент все мои размышления на тему возможности какой-либо революции в Узбекистане позволяют мне прийти к однозначному выводу: в обозримом будущем никакой революции ждать не стоит!
Прогноз мой состоятелен процентов на девяносто пять. Пять процентов я отвожу на возможность разного рода непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, о природе которых мы все даже и помыслить не можем.
Итак, почему я пришел к такому выводу?
Я исходил из следующих соображений. Их ровно семь.
1. Надо учитывать особый менталитет узбекского народа. Узбеки, как нация, всегда демонстрировали отсутствие воинственности, агрессивности (как по отношению к собственной власти, так и к соседним народам) и глубокую аполитичность. Это нация землепашцев, ремесленников и торговцев, для которых худой мир всегда был лучше доброй ссоры.
Таким образом, в подобной исторической атмосфере за пять столетий у узбеков сформировался особый менталитет, мирный по сути своей и не приемлющий силового свержения действующей власти.
Я очень часто слышал от наших стариков сакраментальную мудрость: «Власть - от Аллаха! Идти против власти, данной нам Аллахом - это смертный грех!!! Плохого правителя Аллах сам накажет рано или поздно, а наше дело подчиняться этой власти».
Это, пожалуй, и есть основное объяснение запредельной терпеливости узбеков. Как бы власть их не кошмарила и обкрадывала, узбеки всегда будут уповать на Аллаха и ждать, пока Всевышний не сочтет нужным наказать зарвавшегося руководителя.
Узбеки будут до самого конца терпеть лишения, приспосабливаться к трудностям, стиснув зубы, искать и находить новые источники заработка, но даже мысленно они не позволят себе решиться на насильственное свержение действующей власти. К тому же надо учесть, что узбеки всегда мало интересовались политикой, считая это не совсем богоугодным и правильным занятием. Врожденная аполитичность узбеков - это тоже их особенность.
Такова данность, и с этим надо смириться.
2. В нынешнем Узбекистане попросту нет пассионарных личностей (людей, которые способны повести за собой толпу и вершить Историю). пока в Узбекистане нет ни одного человека, способного увлечь за собой людей.
3. В Узбекистане нет как таковой революционной ситуации, как ни парадоксально.
Если верить Ульянову-Ленину, есть три главных признака революционной ситуации:
1) невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде свое господство: должна сложиться ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому;
2) резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов;
3) значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству.
Ни один из этих трех признаков в современном Узбекистане пока не наблюдается. Сами посудите:
1) Господствующий класс сохраняет свое господство и даже упрочивает его, а низы, в силу свойственного узбекам менталитета, еще долго будут соглашаться жить в таких условиях.
2) Резкого обострения нужды и бедствий тоже не наблюдается, ухудшение жизни происходит в медленном («размазанном») темпе, что дает узбекистанцам возможность приспособиться к этим изменениям. Говорят, что человек к хорошему привыкает быстро. Но узбеки доказали, что и к плохому тоже можно быстро привыкнуть!
3) О повышении активности масс тоже говорить не приходится. Самая активная часть узбекского народа находится за пределами Узбекистана и больше озабочена зарабатыванием денег для своих семей, нежели разработкой и претворением в жизнь планов по свержению каримовского режима. Остальные более-менее активные люди встроены в существующую властную систему и поэтому не горят желанием свергать ее или что-то в ней менять.
4. Узбекистан в силу своего геополитического положения входит в сферу интересов сразу трех ведущих игроков на мировой арене - США, России и Китая. Сейчас ни одна из этих сторон не заинтересована в том, чтобы Узбекистан стал вассалом какой-либо одной державы. Их устраивает ситуация, когда Узбекистан является формально ничейной буферной территорией, причем каримовская система власти даже может считаться наиболее оптимальной: светская по характеру власть в стране, единолично управляемой авторитарным правителем, с которым всегда можно договориться.
То есть, менять в корне власть в Узбекистане ни у России, ни у США, ни у Китая никаких резонов пока нет.
Менять Каримова на кого-то другого смысла пока никто не видит. Действительно, какой резон смещать Ислама Абдуганиевича с трона? За два десятка лет мировые державы хорошо изучили его противоречивую натуру вдоль и поперек, и поэтому знают, чего от него можно ожидать в той или иной ситуации.
Все остальные претенденты на узбекский трон (Азимов, Мирзияев, Гугуша, Чориев и прочие) - темные лошадки, толком не показавшие себя в деле. Так зачем рисковать, если есть проверенный Каримов?
Россия, США и Китай пока не будут торопиться со сменой власти в Узбекистане, и даже если у какой-либо стороны такая мысль и возникнет, то ее обязательно обсудят в узком тройственном кругу.
5. Если в Узбекистане невозможна революция снизу, может ли случиться революция сверху?
Вопрос, конечно, интересный, но - вполне риторический.
В руководстве Узбекистана пока нет личностей, способных на такое. И не будет!
Каримов, как опытный восточный политик, с первого дня своего президентства проводил планомерную селекцию своего окружения, и в итоге окружил себя людьми особого сорта, в принципе не способными на инакомыслие и путч. Офицерский корпус максимально деполитизирован, к тому же, находясь на особом привилегированном положении и получая регулярную и весьма приличную по меркам Узбекистана зарплату, тоже не горит желанием устраивать путчи.
Революцию сверху можно было бы ожидать от представителей законодательной власти. Но только не в Узбекистане! Проблема в том, что среди депутатского корпуса Олий Мажлиса (парламента) вообще нет ни одной харизматичной личности. Да и откуда таковой взяться в донельзя стерилизованной политической системе?
Таким образом, приходится констатировать, что во всей вертикали власти в Узбекистане остались одни лишь серые посредственности, конъюнктурщики и приспособленцы. Такие люди не совершают революций - они тихо сидят в сторонке и выжидают, чтобы, в случае чего, наперегонки побежать навстречу новому хозяину с заверениями в верноподданичестве.
6. Регион хоть и считается неспокойным, но в ближайшем будущем серьезных боевых действий там ждать не приходится. Во-первых, Россия и Китай приложат все усилия, чтобы не допустить в этом регионе новой войны. Китай особенно заинтересован в том, чтобы тут все было тихо-мирно - ведь в противном случае смута грозит перекинуться и в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Такая перспектива китайскому руководству явно не по душе.
Во-вторых, окружение Узбекистана не демонстрирует враждебных к нему намерений. Даже неспокойный Афганистан нельзя считать угрозой безопасности Узбекистана, поскольку северные районы ИРА населены отнюдь не воинственными пуштунами с их «Талибаном».
7. Любая революция требует так называемого «пушечного мяса», в роли которого выступает главным образом молодежь в возрасте от 17 до 22 лет. Однако применительно к Узбекистану приходится констатировать, что именно эта взрывоопасная категория населения максимально нейтрализована. Молодые люди победнее вынуждены покидать родину в поисках заработка, те, что побогаче, либо тоже за границей, но уже в качестве студентов, либо учатся в Узбекистане, но в силу своего происхождения и причастности к элите не горят желанием идти на баррикады и свергать правящий режим. Они ведь не идиоты, чтобы рубить сук, на котором сидят.
***
Вот такие семь основных доказательных тезисов получились у меня в результате раздумий на данную тему. Я не настаиваю на том, что мои доказательства есть истина в последней инстанции. Это всего лишь частное мнение человека, который родился и вырос в Узбекистане, считает себя частью узбекского народа и небезразличен к тому, что творится на его малой родине.
Дело в том, что в США давным-давно создан особый денежный фонд для продвижения демократии и американских интересов по всему миру. Говорят, что к созданию этого фонда приложил руку сам Джордж Сорос, а деньги поступают как из государственного бюджета США, так и от частных персон, и размеры фонда исчисляются сотнями миллионов долларов! Именно из этого фонда выделяются средства на «цветные» революции по всему миру и прочие мероприятия по так называемому «продвижению демократии». Согласятся ли США спонсировать его устремления? Будет ли совершена под эгидой Штатов революция (бархатная или не совсем бархатная) в Узбекистане в ближайшие год-два?
Я более чем уверен, что революция в Узбекистане маловероятна, и не только по вышеперечисленным семи причинам
* * *
Вот таков итог моих собственных размышлений на тему ближайшего будущего Узбекистана.
Что ожидает республику в отдаленном будущем - этого пока не знает никто, кроме Всевышнего! Ситуация в мире стремительно меняется, и случается, что страны, о которых прежде мало кто знал и которые всегда были как бы на отшибе мировой политики, вдруг оказываются в центре всеобщего внимания.
Поживем - посмотрим. Но пока Узбекистан будет медленно плыть по течению мировой истории под руководством своего бессменного и вечного президента Ислама Абдуганиевича Каримова.
А мне, подобно ночному сторожу из киносказки «Волшебная лампа Аладдина», так и хочется напоследок прокричать: «В Узбекистане все спокойно. Спите спокойно, жители Узбекистана! И вы тоже, Ислам Абдуганиевич».
Источник - «Фергана»
Махаля