В Таджикистане на четвертый срок переизбран президент Эмомали Рахмон; второе место занял кандидат-коммунист, набравший 5% голосов; эксперт: стабильность в стране обманчива В Таджикистане на президентских выборах победил действующий глава государства Эмомали Рахмон. Предварительные итоги подсчета избирательных бюллетеней озвучил в четверг председатель Центральной комиссии по выборам и референдумам Таджикистана Шермухаммад Шохиён, передает государственное информагентство «Ховар».
На пост президента страны претендовали шесть кандидатов. Переизбранный на четвертый срок Рахмон, кандидат Народной демократической партии, набрал 83,6 % голосов избирателей. Второе и третье место заняли кандидат от коммунистов Исмоил Талбаков (5 %) и член Аграрной партии Толиббек Бухориев (4,5 %). Кандидат партии экономических реформ Олимджон Бобоев получил 3,8 %, глава Соцпартии Абдухалим Гаффаров - 1,5 %. За лидера демократов Саидджафар Исмонов отдали голоса всего 1 % избирателей.
«Центральная комиссия по выборам и референдумам приняла постановление о том, чтобы объявить Эмомали Рахмона Президентом Республики Таджикистан», - сказано в сообщении ЦКВР.
Оппозиционные кандидаты в интервью таджикскому новостному сайту ASIA-Plus единогласно подтвердили, что остались довольны ходом выборов.
«Были незначительные недостатки, упущения, которые не могут реально влиять на результаты волеизъявления народа», - отметил занявший четвертое место экономист Бобоев.
Академик Национальной академии сельскохозяйственных наук Бухориев подтвердил, что выборы были свободными.
Эмомали Рахмон голосует на одном из избирательных участков в Душанбе, 6 ноября 2013 года. Фото: пресс-служба президента Таджикистана РИА Новости «У меня нет серьезных замечаний по организации и проведению выборов», - сказал он.
Кандидат от коммунистов указал на зафиксированные его штабом незначительные нарушения.
«В Кулябе и районе Рудаки при входе граждан на избирательные участки были отмечены случаи пропаганды в пользу отдельного кандидата», - отметил Талбаков, не назвав, впрочем, фамилии кандидата-нарушителя.
Лидер демократов Таджикистана Саидджафар Исмонов также сообщил, что выборы прошли в спокойной обстановке.
«Но моим предвыборным штабом зафиксированы отдельные случаи голосования одного человека за всю его семьи», - оговорился кандидат.
Набравший 1 % голосов демократ ранее говорил, что уверен в своей победе, несмотря на то, что даже его сын собирался отдать свой голос действующему президенту.
Голосование проходило на 3158 избирательных участках, а также на 61 участке, открытых в 27 зарубежных странах. Явка составила 86,6 % (3 640 056 из 4 201 156 зарегистрированных избирателей). За ходом выборов наблюдали 6 тысяч местных наблюдателей и более 500 международных, делегированных в Таджикистан БДИПЧ/ОБСЕ, СНГ, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, ШОС и отдельными государствами.
Наблюдатель миссии СНГ, член комитета российской Госдумы по природным ресурсам Иван Никитчук поделился с госагентством «Ховар» впечатлениями от голосования на избирательных участках в Душанбе и Гиссаре.
«Мы не отметили даже мелких нарушений, что весьма отрадно. Обычно даже у нас в России в ходе выборов случается всякое, вплоть до различных провокаций и грубых нарушений со стороны избирательных комиссий», - констатировал российский парламентарий.
Наблюдатель с удивлением отметил, что всего через четыре часа после открытия участков явка избирателей составила уже 40%.
«У нас в России, к сожалению, на выборы больше 30% населения вообще не приходят, так что Россия может только позавидовать столь высокой активности избирателей в день выборов президента», - подчеркнул он.
Как отмечает Al Jazeera, противники Рахмона лояльны ему и «практически неизвестны даже внутри страны и лишены всякого шанса на победу». Кандидата от Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ, единственная разрешенная в странах Средней Азии исламистская партия) и Объединения реформаторских сил Ойнихол Бобоназарову не допустили до выборов. По утверждению ЦИК, она не набрала необходимые 210 тысяч подписей в свою поддержку. На пресс-конференции 11 октября Бобоназарова объявила, что лишь она - единственный серьезный соперник Рахмона, тогда как все остальные кандидаты играют «в одной команде» с действующим президентом. При этом исламистка выразила удивление в связи с требованиями ЦИК, сославшись на достигнутый ею барьер в 5 % общего числа электората, необходимый для участия в избирательной гонке.
«Мы собрали требуемое количество подписей, но почему-то ЦИК указал, что общее число должно составлять 210 тысяч подписей», - объяснила оппозиционерка.
61-летний Рахмон находится у власти с 1992 года (с 1992 года - председатель Верховного Совета, с 1994 - президент). В 1999 году по итогам референдума срок президентских полномочий был увеличен с четырёх до семи лет. В 2003 году таджики на очередном референдуме одобрили поправки, разрешившие президенту занимать еще два семилетних срока подряд. В дипломатических телеграммах США, обнародованных WikiLeaks, правление Рахмона охарактеризовано двумя словами: «кумовство и коррупция».
«Рахмон и его семья контролируют основные предприятия страны, включая крупнейший банк, и они заинтересованы только в том, чтобы защищать интересы своего бизнеса, как бы это ни сказалось на национальной экономике», - говорится в отчете.
Директор центра постсоветских исследований МГУ Алексей Власов полагает, что граждане Таджикистана почти поголовно голосуют за Рахмона из-за страха перед политическими изменениями, которые, как полагают с учетом своего исторического опыта жители страны, могут вести только к худшему.
«Страна пережила кровопролитную гражданскую страну 1992-1997 годов. Эта родовая травма независимости до сих пор накладывает отпечаток на внутриполитическую ситуацию. Люди не хотят повторения войны, поэтому голосуют стабильность и преемственность власти, даже не испытывая к ней любви», - говорит эксперт.
При этом накануне выборов оппозиция предприняла попытку сформировать единый блок из социалистов, демократов, представителей других мелких оппозиционных партий и ПИВТ. Но светские оппозиционеры и исламисты не смогли прийти к консенсусу, отмечает Власов.
«Сложная, непростая ситуация. Рахмон выиграл, но это не означает, что его победа автоматически гарантирует стабильность и дальше», - говорит он.
Среди факторов нестабильности Власов упоминает периодические вооруженные конфликты в Горно-Бадахшанской автономной области, проблему неравномерного развития регионов, а также «наследство от гражданской войны», разделившей общество на сторонников исламско-демократической оппозиции и правительства.
«Это все, может быть, и притушено, но внутри огонек тлеет», - резюмировал эксперт.
Станислав Наранович