CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Иранская дипломатия": первая тревога?

25 января 2014

Ситуация в Иране, вернее, надежды на скорые перемены в этой стране и вокруг нее продолжают оставаться одной из самых востребованных в мировых СМИ тем. А ведущие масс-медиа регулярно сообщают о событиях, в которых можно увидеть признаки реформ, "потепления", модернизации и т.д. "В Иране радость, люди не верят своим глазам. Такого не видели 30 лет. На государственном первом канале, в программе "Доброе Утро, Иран!" на всю страну показали настоящие музыкальные инструменты. Сантор, трапециевидные гусли, на которых играют деревянными молоточками, иранский вариант лютни - тар и струнный инструмент каманче со смычком, - сообщает на сайте Русской службы Би-Би-Си небезызвестный Сева Новгородцев. - Ошеломленные телезрители фотографировали экраны своих телевизоров мобильными телефонами, чтобы самим потом посмотреть и другим показать, что это действительно было!" Как напоминает радиожурналист, "запрет на музыку ввели после победы исламской революции 1979 года, поскольку закон шариата это ясно предписывает". И цитирует отрывок из проповеди Мустафы Сабри, выдающегося проповедника XX века: "Музыка - это бесполезное занятие, поскольку она есть - состояние пассивности. Польза и удовольствие от музыки означает глубокое порабощение страстью".

На этом фоне нетрудно догадаться, что прибывший на форум в Давосе новый президент Ирана оказался и в прямом, и в переносном смысле в фокусе видеокамер. Euronews взял у него пространное интервью, где новый гражданский лидер ИРИ вполне в ожидаемом тоне заявил: "Форум в Давосе очень важен. Это не европейский, это всемирный форум. Представители стран со всех континентов участвуют в этой встрече.

На семинарах форума представлены различные точки зрения, в первую очередь в области экономики, и это может сблизить различные позиции. Я участвую в форуме, чтобы разъяснить его участникам экономическую, политическую и культурную ситуацию в Иране после президентских выборов, а также перспективу развития страны. Чтобы все знали, что в своем нынешнем положении Иран - страна открытая для экономического сотрудничества и располагает для такой деятельности хорошей базой. Так что Иран готов открыть двери для компаний и предпринимателей".

Отвечая же на вопрос швейцарского франкоязычного телеканала RTS, может ли когда- нибудь в Тегеране снова появиться посольство США, Роухани, по информации РИА "Новости", сделал еще более многообещающее заявление: "Никакая вражда не длится вечно, и никакая дружба не длится вечно. Мы должны трансформировать вражду в дружбу". Он заявил, что отношения с Вашингтоном в прошлом были сложными, однако эта проблема может быть преодолена, если приложить усилия. "Эти усилия необходимы, чтобы создать доверие с обеих сторон. Иран протягивает руку всем странам мира и хочет дружественных отношений со всеми странами мира", - сказал президент. Напомним: дипломатические отношения между Ираном и США были прекращены в 1980 году после захвата американского посольства в Тегеране радикально настроенными иранскими студентами. В настоящее время интересы США в Иране представляет посольство Швейцарии.

Однако некоторым диссонансом со столь оптимистичными сигналами прозвучало другое заявление Роухани: Иран, по его словам, не откажется от своего права на развитие мирной атомной энергетики. Об этом президент Исламской Республики заявил во время своего выступления на Всемирном экономическом форуме. "Иран никогда не откажется от своего права на развитие мирной атомной программы, - цитирует его ИТАР-ТАСС. - Энергетическая безопасность должна способствовать укреплению мира". По словам Роухани, его страна не стремится к обладанию ядерным оружием. "Мы соблюдаем все международные договоренности, касающиеся нераспространения ядерного оружия", - подчеркнул он.

Конечно, здесь еще остается пространство для рассуждений, что, дескать, Роухани просто не может взять и изменить "ядерную риторику", тем более что право Ирана на мирный атом признают и страны "шестерки". Однако вскоре поступил настоящий сигнал тревоги: власти Ирана обвинили США в искажении условий соглашения, достигнутого со странами "шестерки". Вопреки утверждениям Белого дома иранцы не собираются уничтожать оборудование, необходимое для обогащения урана, и ликвидировать запасы ядерных материалов, сообщает российский "Коммерсантъ", добавив, что заявления иранских политиков в администрации США считают "пропагандой, рассчитанной на внутреннюю аудиторию".

О том, что Тегеран не собирается отказываться от продолжения ядерной программы, глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф объявил в интервью CNN. По его словам, администрация США намеренно искажает условия достигнутого соглашения, пытаясь выдать его за "убедительную победу американской дипломатии". "Версия, изложенная представителями Белого дома, слишком преуменьшает уступки (на которые пошли страны "шестерки".- "Ъ") и преувеличивает обязательства, взятые на себя Ираном,- считает господин Зариф.- На самом деле мы никогда не соглашались демонтировать оборудование и уничтожать что-либо".

Ранее Белый дом сообщил, что временное соглашение ставит точку в развитии иранской ядерной программы. В пресс-релизе отмечалось, что Тегеран обязуется на полгода приостановить ядерные исследования, а все запасы урана, обогащенного до 20%, будут "деактивированы до приемлемого уровня". Кроме этого, иранские власти демонтируют техническое оборудование, предназначенное для обогащения топлива, и позволят международным инспекторам начать проверки всех объектов. Взамен США выразили готовность отказаться от некоторых экономических санкций и вернуть Тегерану часть активов, замороженных в американских банках.

По мнению главы иранского МИД, подобная интерпретация не имеет ничего общего с реальностью. "Белый дом все время говорит о том, что мы отказываемся от программы,- напомнил господин Зариф.- Но если в тексте соглашения вы найдете хоть одно слово, похожее на "демонтаж", или выражение, которое могло бы быть так истолковано, я готов взять свои слова обратно". По его словам, Иран "не собирается разбирать центрифуги и другое оборудование", необходимое для обогащения урана. "Мы всего-навсего согласились временно не производить топливо, обогащенное более чем на 5%. И это все",- пояснил он.

Как напоминает газета, в течение последних месяцев детали соглашения, подписанного в Женеве, не раз вызывали ожесточенные споры между Тегераном и Вашингтоном. В декабре президент Хасан Роухани в своем Twitter назвал договор победой Ирана над странами "шестерки". "Мировые державы были вынуждены склониться перед нашей волей",- объявил глава государства. В Белом доме эти заявления назвали "пропагандой, рассчитанной на внутреннюю аудиторию". "Для нас не важно, что они говорят, куда важнее то, что они собираются делать,- прокомментировал слова главы иранского МИДа пресс- секретарь президента США Джей Карни.- Пока ситуация выглядит так: Иран подписал соглашение, согласился приостановить ядерную программу и продолжить переговоры для окончательного решения проблемы".

Министр иностранных дел Ирана признал, что действительно испытывает "политическое давление" со стороны парламента и что далеко не все в Тегеране согласны с условиями достигнутого соглашения. Еще одна проблема - непростые отношения с госсекретарем США Джоном Керри. "Нам сложно договариваться, потому что обоим мешает груз прошлых разногласий,- посетовал господин Зариф.- Некоторый прогресс достигнут, но о доверии говорить еще рано".

Здесь тоже можно порассуждать о том, что, дескать, в столь масштабных соглашениях могут возникать некоторые "разночтения". Однако не исключено, что речь идет о серьезной "трещине" в переговорном процессе. Тем более что после отзыва приглашения Ирана на конференцию "Женева-2" по сирийскому урегулированию "ответного шага" со стороны ИРИ следовало ожидать. Не говоря уже о том, что у многих экспертов, прежде всего в Израиле, с самого начала были серьезные сомнения, на самом ли деле в ИРИ готовы отказаться от своих ядерных амбиций. Так или иначе, сегодня на фоне неутихающей "иранской эйфории" реальная дипломатия на иранском направлении проходит серьезную "проверку на прочность".

А.ШАКУР

echo.az

Предыдущая статьяМТС возвращается на рынок Узбекистана
Следующая статьяЭ. Рахмон принял первого вице-премьера России