После подписания 6 августа 2014 г. президентом Владимиром Путиным указа о запрете импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против России, центрально-азиатские республики тут же сделали заявления о готовности многократно увеличить поставки овощей и фруктов в РФ.
Как сообщает 20 августа Центр геополитических исследований из Уфы "Берлек-Единство", в прошлом году экспорт фруктов и овощей в Россию из Узбекистана составил 200 тыс. тонн на общую сумму около $300 млн, в этом году Ташкент заявляет об экспорте на $400 млн. Причем, 80% экспорта овощей и фруктов Узбекистана уже идут в Россию, однако из-за более выгодной логистики Ташкент готов увеличить эти показатели.
Аналогичные заявления сделали и в Душанбе. В Таджикистане даже заявили об увеличении поставок овощей и фруктов в пять раз. По данным Минсельхоза Таджикистана в первом полугодии в стране получен урожай в объеме 350 тыс. тонн овощей, 55 тыс. тонн фруктов и 130 тыс. бахчевых культур. В денежном выражении экспорт таджикистанской продукции в Россию за шесть месяцев этого года составил $50 млн, что на 13,4% больше, чем аналогичные показатели 2013 года.
Однако если в отношении узбекистанского и таджикистанского экспорта переговоры продолжаются, то Кыргызстан уже добился отмены всех запретов на поставку овощей и фруктов в Россию. 15 августа в Москве состоялось очередное заседание совета Евразийской экономической комиссии на уровне первых вице-премьеров стран-участниц. В мероприятии также участвовал и заммнистра экономики Кыргызстана Д. Ибраев, который внес предложение об организации «зеленого коридора» для прохождения таможенных процедур при экспорте сельхозпродукции.
Первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов заявил о том, что Россия снимает все запреты на поставку кыргызстанских овощей и фруктов. Также было отмечено, что прорабатывается вопрос о поставках кыргызстанской мясо-молочной продукции.
Несмотря на то, что потенциал экспорта Кыргызстана не такой большой, его также не стоит недооценивать. Официальные лица в Кыргызстане называют следующие цифры: 60 тыс. тонн картофеля, 70 тысяч тонн овощей, 20 тыс. тонн лука, 65 тыс. тонн фруктов, 5 тыс. тонн бахчевых культур, 3,2 тыс. тонн винограда.
Помимо центрально-азиатских республик о готовности увеличить поставки овощей и фруктов, а также мясо-молочной продукции в Россию заявили Турция, Армения, Китай и другие государства.
Несмотря на то, что в условиях глобализации аграрный сектор не вносит определяющего вклада в показатели ВВП развитых стран и заметно уступает индустриальному и, особенно, постиндустриальному сектору, для центрально-азиатских республик экспорт овощей и фруктов в Россию важный макроэкономический показатель.
Речь идет о более чем 140-миллионном рынке Российской Федерации, на который одним росчерком пера потеряли доступ такие страны как Испания, Польша, Нидерланды. Контрсанкции России привели к тому, что, например, испанские фермеры несут огромные убытки. По подсчетам испанских производителей за неполных две недели убытки испанских производителей уже превысили несколько миллионов евро. Аналитики отмечают, что от прекращения поставок яблок в Россию, Польша может потерять около 0,6 % ВВП.
Санкционное давление на Россию Вашингтона и Брюсселя, противоречащее нормам ВТО, привело к ответным мерам со стороны Москвы. Это противостояние напоминает игру с нулевой суммой, выгоды от которой могут получить только третья сторона, которой и являются республики Центральной Азии и Китай.
К сожалению, существуют и сдерживающие факторы роста экспорта (соответствие фитосанитарным нормам, техническое состояние специализированных грузовиков, строгие меры карантина, предусмотренные таможней России), которые евразийские государства заинтересованы в скорейшем устранении. Центрально-азиатские республики не способны полностью заменить овощи и фрукты из Евросоюза, однако для России важно дальнейшее развитие торговых контактов с этими странами не только по экономическим, но и геополитическим факторам.
Рассуждая геополитически, Вашингтон, а вслед за ним и Брюссель, пытаясь не допустить укрепления евразийской интеграции, только способствуют ее усилению, создавая условия для дополнительной синергии России и республик Центральной Азии.
Неслучайно и то, что Россия в вопросе увеличения экспорта овощей и фруктов оказывает больше содействия Кыргызстану, а не Узбекистану или Таджикистану. Кыргызстан медленно, но верно продвигается на пути в Таможенный и Евразийский экономический союз, именно поэтому такие мощные локомотивы как Россия и Казахстан все больше заинтересованы в увеличении экономического потенциала Кыргызстана.
Впрочем, как показывает ситуация с экспортом овощей и фруктов в усилении экономических контактов заинтересованы и Узбекистан, и Таджикистан. Вопрос лишь в том, что становление единого экономического пространства сделает решение этого вопроса гораздо более простым.