Наступивший год по прогнозам большинства международных экспертов ни сулит ничего всем нам ни стабильного, ни мало-мальски позитивного. Вооруженные конфликты, локальные войны «низкой интенсивности», усиливающееся противостояние между условным «Востоком» и столь же условным «Западом» будут создавать дополнительную напряженность к уже имеющейся итак далеко неспокойной ситуации в самых различных уголках нашей планеты. Чем подобные проблемы обернутся для Каспийского региона, и как повлияют на ситуацию в государствах, здесь расположенных? Только что Совет по международным делам, один из наиболее влиятельных и сбалансированных по своим оценкам аналитических центров в США опубликовал список 10 «наиболее вероятных военных конфликтов на 2015 год», каждый из которых потенциально может взорвать обстановку не только в том регионе, где будет происходить, но и капитально подпортить всю систему международных отношений, которые итак давно уже не блещут какой-то предсказуемостью, вменяемостью и элементарным человеческим разумом.
Сразу же надо отметить, что оценки подобные даются исключительно американскими экспертами, которые видят мир лишь через свою, давно уже устоявшуюся «призму» непременного лидерства США над всем остальным миром. А соответственно и все вооруженные конфликты, которые в той или иной точке возникают, рассматриваются исключительно по той причине, что они могут оказать влияние как на саму американскую внешнюю политику, так и вовлечь Соединенные Штаты в один или несколько подобных конфликтов.
Какие же из этих событий в нынешнем году напрямую коснутся Каспия? Прежде всего целый ряд конфликтов будет затрагивать регион исключительно через существенные колебания мировых цен на нефть. Если учесть, что все, выходящие на этот бассейн страны - одни из крупнейших мировых нефтеэкспортеров, а Туркменистан - природного газа (цена которого также полностью привязана к «нефтяной корзине»), то дальнейшая дестабилизация мировых нефтяных цен будет бить по их экономикам весьма заметно.
К таким «возможным второстепенным конфликтам» относится сохраняющаяся напряженная ситуация в Венесуэле (бюджет которой зависит от нефтяных поступлений на 96 процентов), где американские эксперты предсказывают чуть ли не начало гражданской войны, уже идущая полным ходом гражданская война в Ливии (где нефть, ее добычу и экспорт вообще непонятно кто и каким образом контролирует), полный хаос в Йемене (который может перекинуться на соседние нефтеналивные страны Персидского залива), сохраняющаяся нестабильность в Нигерии, Сомали и Демократической Республике Конго (бывшем Заире).
Хотя все эти государства расположены географически вдалеке от Каспия, хаос и беспорядок, которые там царят (добавим к этому вероятность новой вспышки боевых действий в этом году вокруг Южного Судана) гарантируют как региональную нестабильность, так и прямое влияние на уровень мировых нефтяных цен. А это уже непосредственно скажется на доходах каспийских государств, бюджеты которых по-прежнему существенно завязаны на поступлениях от экспорта энергоресурсов.
А теперь - о тех военных конфликтах, которые будут в этом году «бить» напрямую по Каспию. Первым является признаваемая всеми американскими экспертами сохраняющаяся нестабильность и непредсказуемость Афганистана. Никакого порядка в эту страну не принесли так называемые «выборы», при которых обе соперничающие группировки нынешнего президента Гани и его соперника - «якобы» де-факто премьер-министра Абдуллы: они по-прежнему ненавидят друг друга, и будут и дальше бороться за полный контроль над страной.
Если добавить к этому растущее влияние движения Талибан, возможный захват власти в стране сторонниками этого движения (или на значительной ее части), и ухудшающиеся отношения между Пакистаном и Афганистаном (в основном талибы базируются и получают поддержку именно на пакистанской территории или в приграничных с Пакистаном районах Афганистана), шансы на даже минимальную стабильность в этой стране остаются крайне призрачными.
А это в свою очередь создаст серьезные проблемы с безопасностью для Туркменистана, практически на «полный ноль» сводит все планы и замыслы на прокладку газопровода ТАПИ из Туркменистана к Индии через территории Афганистана и Пакистана, сохранит определенную напряженность на границах с Ираном, и поставит под угрозу политическую и экономическую стабильность всех стран Центральной Азии (даже тех из них на Каспии, кто с Афганистаном не имеет прямой границы, как Казахстан).
Особую «скрытую» опасность, по оценкам американских экспертов, представляет нынешнее «временное затишье» обстановки вокруг Ирана и его ядерной программы. Бесконечно продлеваемые переговоры о ее замораживании не решают (да и не ставят перед собой подобной задачи) ни одной проблемы в регионе. Иран все равно будет доводить «до ума» свои ядерные планы, западные страны и участвующие в этом «дипломатическом спектакле» Россия и Китай никак не смогут (даже если и будет такое всеобщее желание) заставить Тегеран поменять свою политику. И в нынешнем году либо эти «игры в переговоры» приведут к полному провалу, или те же США и Израиль вполне могут попытаться «закрутить» по Ирану «гайки» военным путем - в зависимости от того, как будут развиваться события на мировых нефтяных рынках.
Важна здесь будет и позиция Саудовской Аравии. Если саудиты будут продолжать играть с «военно-политическим огнем» и пытаться посидеть сразу не нескольких «нефтегазовых стульях» (со снижением мировых цен на нефть), то вполне возможно, что Иран (и Россия его в этом может поддержать) «надавит» на Эр-Рияд либо угрозой военного удара, либо «точечно» его нанесет.
Современные виды оружия для этого, как опасаются американские аналитики, ему поставит Россия, чихая на всякие санкции и запреты так называемого «мирового сообщества». Особенно с учетом последних, явно недружественных для России высказываний представителей саудовского руководства насчет нынешних потерь, которые несет российская экономика от спровоцированного во многом Саудовской Аравией и рядом стран Залива текущим падением мировых нефтяных цен.
Серьезнейшей угрозой для Каспия обещает стать и дальнейшее развитие (причем совершенно с непредсказуемыми последствиями) событий вокруг Сирии и Ирака, и все увереннее чувствующей себя там армии так называемого Исламского Халифата. Какие планы есть у руководителей этого непонятного псевдо-государственного образования, не знает доподлинно никто. Что сирийское, что иракское правительство не способны контролировать всю территорию своих государств, и соответственно речь может идти как о появлении совершенно нового, никем неконтролируемого «нефтяного игрока» на мировом рынке. Так и о полном хаосе во всем регионе, в который окажутся неизбежно втянутыми Турция, Израиль и целый ряд других государств.
А это уже станет прямой угрозой поставкам любых каспийских энергоресурсов на европейские и иные рынки. Причем сами каспийские государства в данный хаос вряд ли окажутся втянутыми, но страдать их экономики именно от войны «всех против всех» будут непременно.
Теперь о конфликте вокруг Украины. То, что он никакого отношения к этой многострадальной республике не будет в этом году иметь, открыто признают и в США, и в России. Речь идет о глобальном противостоянии России и Запада (а точнее - США, потому как их союзники в Европе просто отказались от собственного политического и экономического суверенитета). Если не произойдет какого-то массового политического предательства и сговора в верхах, по весне, по оценкам ведущих американских экспертов Совета по международным делам, боевые действия на Востоке Украины возобновятся.
Они приведут к неизбежному вовлечению в конфликт России (единственно, что американцы пока не могут просчитать - в какой конкретно форме?), плюс не исключен перевод американской военной техники, уже отработавшей свой «миротворческий ресурс» из Афганистана на восточно-украинское направление. Приведет это все к новой эскалации конфликта, еще большему напряжению в отношениях по оси Россия-Запад, и затронет самым непосредственным образом (хотя географически вроде бы до Каспия от Донецка и Луганска сравнительно далеко) все страны Каспия, в том числе - центральноазиатские.
Очень большую опасность представляет и план, который сегодня проталкивается американцами по постоянному размещению на российско-украинской границе так называемых международных наблюдателей, что напрямую еще больше осложнит отношения России и ЕС, и приведет неизбежно к еще большому обострению (хотя куда уж больше!) энергетических взаимоотношений между ними. А это уже скажется на Каспии и его основных энергоэкспортерах на европейские рынки - Казахстане и Азербайджане.
Помимо этого, американские эксперты упоминают в числе возможных «военных региональных конфликтов» обострение ситуации в Восточно-Китайском море и столкновении Китая и Японии, а также Китая и Филиппин (за спиной обеих этих стран стоят США), «имеющее вероятность вторжение России в Эстонию» (такое может прийти в голову только сидящим в Вашингтоне «экспертам»), и «ядерный удар Северной Кореи по американским военным базам в Азии».
Подобные шансы, хотя и расцениваются американскими экспертами как «конфликты низкой вероятности», тем не менее учитываются, и во внимание все же принимаются. Плюс не исключается резкое обострение конфликта между Израилем и палестинскими территориями, что напрямую вновь взорвет всю обстановку на Ближнем Востоке, которая и без того десятилетиями висит на «политическом волоске» без каких-либо шансов на цивилизованное разрешение.
И в этом же контексте стоит, думаю, упомянуть еще и как о «конфликте низкой вероятности» на нынешний год - положении в Нагорном Карабахе. Возможность военного столкновения Армении и Азербайджана американскими специалистами расценивается в нынешнем году как «имеющая средние шансы». Однако они могут резко возрасти, если обострится ситуация с иранской ядерной программой, или отношения между Россией и Западом из-за Украины еще больше усугубятся и придут к еще более масштабной конфронтации.
В целом же картина представляется во всех этих аналитических предсказаниях весьма печальная и малорадостная. В «хорошие дела» американцы только верят в том, что касается их отношений с Кубой и мирного процесса в Колумбии, которые от берегов Каспия, согласитесь, на слишком большом расстоянии расположены. Зато вроде как мельком упоминается в исследованиях угроза нестабильности в двух центральноазиатских странах - Казахстане и Узбекистане в связи с неизбежностью смены правящих элит. То, что «непременно может произойти» в нынешнем году, американские эксперты предсказывать не решаются. Но то, что подобное, по их оценкам, повлияет и на ситуацию в Каспийском регионе - вот в этом они абсолютно уверены.
Юрий Сигов (Вашингтон)