Вечером 5 февраля в селе Бостандык Сарыагашского района Южно-Казахстанской области Казахстана произошли беспорядки, в результате которых было уничтожено более десятка автомобилей, разграблено и подожжено несколько домов. К счастью, как говорят в таких случаях, обошлось без жертв и пострадавших.
Известно о событиях стало уже утром следующего дня. Прошел слух, что целью агрессивной толпы из нескольких десятков человек было имущество, принадлежащее этнических таджикам, живущим в поселках Бостандык и Ынтымак в третьем поколении. Впрочем, краткий релиз, распространенный департаментом внутренних дел (ДВД) области 6-го февраля, о национальности погромщиков не упоминал ни словом.
По версии полиции, беспорядкам предшествовало убийство, по факту которого уже возбуждено уголовное дело. В ДВД заявили, что преступление носило бытовой характер, а его причиной, как предполагается, стали взаимные претензии «хозяйственного характера».
«Таджикские» села
Таджики появились в Южном Казахстане в 30-х годах XX века. Сегодня, по официальным оценкам, их в республике - более 60 тысяч. Минимум пять или семь тысяч проживают в примыкающих друг к другу этнически смешанных селах Бостандык и Ынтымак в Сарыагашском районе.
Кроме таджиков, тут есть казахи и русские, узбеки и татары, корейцы и турки. «Бостандык на девяносто процентов состоит из таджиков, Ынтымак - более чем на половину», - рассказывает нам местный житель Артур (имя изменено).
Сарыагашский район - чуть ли не самая солнечная и теплая точка Казахстана. Горные таджики, которых перевозила сюда Советская власть, расселялись на заболоченных, ранее не освоенных землях, которые за несколько десятилетий упорным трудом были превращены в цветущие сады и богатые огороды.
Сегодня Сарыагаш славится своими полями и теплицами, богатый урожай огурцов и помидоров с которых отправляется в центральный и северный Казахстан, а также в Россию. Работают в этих теплицах, преимущественно, таджики.
Убийство
Убийство, по предварительному заключению местной полиции, ставшее причиной беспорядков, произошло в ночь с третьего на четвертое февраля. Бездыханное тело тридцатилетнего Бахытжана Артыкова было обнаружено с ножевыми ранениями недалеко от поселка Бостандык. «Сразу стало известно, что в преступлении подозревается местный житель 1976 года рождения, этнический таджик Наумиддин Нарметов. Народ знал, что между ними были какие-то свои проблемы. Но никто не обращал внимания, даже не знали, кто и в чем из них виноват», - делятся своими мыслями жители села.
«Четвертого убитого похоронили. На похоронах не было ничего необычного. Местные мусульмане хоронят молча, никаких митингов и криков не устраивают. Никто и не предполагал, что на следующий день начнутся настоящие погромы», - рассказывает Артур.
«Недоразумение»
Поначалу сотрудники полиции охарактеризовали случившееся в Бостандыке как «недоразумение» между таджиками и казахами. А аким (глава администрации) Сарыагашского района Букарбай Парманов в телефонном разговоре с корреспондентом Азаттыка и вовсе отверг информацию о беспорядках. Что же происходило в селе вечером 5-го февраля? Рассказывают местные жители.
«Вечером, часов около пяти, казахи двумя группами с разных сторон - человек по шестьдесят-восемьдесят - заехали на улицу, где произошло убийство, стали бить стекла в домах, в школу ворвались, детей пугали, камнями кидались. Потом сожгли около двадцати машин».
«Интересно, что в этот момент ни интернет, ни сотовая связь в Бостандыке не работали. За пятнадцать минут до того, как они приехали, средства связи были отключены. Потому мы физически не могли сообщить о начале погромов в милицию. Даже домашние телефоны были отключены».
«У них были бутылки с бензином. Таджики сразу попрятались по домам и не выходили, двери не открывали. Милиция приехала где-то только через час после начала беспорядков. Однако сразу остановить они ничего не смогли, или не захотели, не знаем. Они уговаривали толпу, идите домой, но погромы продолжались».
Милиция нас бережёт?
«У нас на улице было мародерство - ограбили дома, вытащили вещи, украли у кого-то ценности, угнали или сожгли машину. Все происходящее было похоже на заговор между погромщиками и милицией. Даже когда они уже отходили, то все равно продолжали свои действия. Толку от пожарных и от милиции не было никакого».
«Сегодня (6-го февраля. - прим. ред.) приезжали люди из областного управления, аким области тоже был. Ходили, успокаивали людей. Но никаких следственных действий не ведется. Вот мы сидим и думаем - а будут ли наказаны виновные?»
«Из нашего аула очень многие уехали. Кто в Узбекистан - до границы всего два километра, другие в Шымкент отправились, к родственникам. В школе занятий пока не было, наверное, в ближайшие дни и не будет. На улицах аула вообще никого нет - как будто вымер Бостандык».
Информационная изоляция
С начала событий в Бостандыке власти Казахстана стремятся всем силами воспрепятствовать распространению независимой информации. Не успев появиться на сайте Азаттыка (казахской службы Радио Свобода), новость о беспорядках в Сарыагашском районе сразу же оказалась заблокированной.
Коллеги из веб-изданий Казахстана сообщили «Фергане», что работники прокуратуры и министерства информации звонят по редакциям сайтов и заставляют под угрозой вечной блокировки удалять видео и фотоматериалы, ограничившись только сведениями, предоставленными МВД.
Реакция властей как две капли воды похожа на ситуацию вокруг событий в Карамурте в августе прошлого года. Тогда через день после публикации статьи с подробным рассказом об антиузбекских беспорядках в Казахстане был полностью заблокирован и сайт агентства «Фергана». Он остается недоступным для читателей из Казахстана и по сей день.
Вопрос о том, почему власти стараются замолчать факты погромов по национальному признаку, остается открытым. А, может быть, чиновники не хотят расстраивать президента, которому приписывается одно из самых главных достижений современного Казахстана - пресловутое «межнациональное согласие»?