Россия хочет сдержать проникновение Запада в Центральную Азию, заявил в четверг Алексей Малашенко, председатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги. «Но остановить братский Китай это все равно, что остановить цунами. Остановить США мелкими акциями в конечном итоге приводит к тому, что это только пробуждает интерес», - отметил он на лекции в Бишкеке.
«Имел бы смысл сотрудничать со странами Запада и России, но это в данный момент нереально», - считает эксперт.
«Еще одна проблема, в которой заинтересован Кремль, это чтобы наркотики из центральноазиатского региона и Афганистана не шли в РФ. Если раньше Россия была мостом, то теперь она - потребитель», - подчеркнул Малашенко.
«Также Россия заинтересована в том , чтобы из региона не шел радикальный ислам. К примеру, Ислам Каримов вытеснил Хиз-бут-Тахрир из Ферганской долины. Но куда они поехали? В Россию. Это мощное влияние на молодежь», - отметил он.
Как считает эксперт, экономическая интеграция - это, скорее всего, подключение к России.
«Потому что это союз слабых экономических государств, даже Казахстана, хотя о нем надо говорить отдельно. Сколько раз Казахстан и Белоруссия говорили о том, что выйдут из ЕАЭС. Но при этом останутся в ТС. Но так не получится, потому что надо будет выходить из обоих союзов», - отмечает Алексей Малашенко.
По его мнению, лидеры стран ЕАЭС создают элемент влияния России, но при этом не могут договориться об энергоносителях.
«Они еще хотят разбавить ее Арменией. В России говорят, если пенсионер работает и получает больше 1 млн., то он пенсию получать не будет. Если уже собирают (бюджет) по таким крохам, о каких союзах может идти речь», - отметил эксперт.
По словам Малашенко, ЕАЭС может вылиться в форму двухсторонних казахско-российских отношений, при этом ШОС останется китайским инструментом влияния при российском участии, но не более того.