Любые газопроводные схемы, которые нынче столь модно обсуждать и на самом Каспии, и за тридевять земель от этого региона, имеют шансы на нормальную и бесперебойную работу только при одном условии - если на Кавказе будет мир и спокойствие, и ни одна из находящихся вдоль трубопроводов стран не будет вовлечена в военные конфликты со своими соседями.
Ни для кого не секрет, что нынешнее относительное спокойствие на Каспии, которое позволяет Азербайджану и Туркменистану не только обсуждать возможные трубопроводные маршруты в направлении европейских рынков, но и конкретно вести поставки, а также планировать новые проекты, установилось в 1994 году. Когда Азербайджан и Армения заключили очень хрупкое, но все же по сей день более или менее соблюдаемое перемирие после кровопролитного конфликта в Нагорном Карабахе и в прилегающих к нему областях.
Все эти годы в зоне соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана велись периодические столкновения, в них гибли военнослужащие с обеих сторон, но до полномасштабного столкновения двух армий - по типу того, что было в 1992-94 годах все это время не доходило.
Правда руководство Нагорного Карабаха особо на этом счет не переживает, но вероятность военного разрешения конфликта со стороны Азербайджана с каждым годом растет. Военный бюджет Баку превосходит весь государственный бюджет Армении, у Азербайджана имеются в наличии самые современные системы наступательных вооружений для того, чтобы попытаться вернуть утраченные в начале 90-х годов территории.
И, пожалуй, только присутствие на территории Армении крупной российской военной базы, членство Армении в ОДКБ, да личное сдерживающее влияние на это кавказское противостояние со стороны российского президента не дает здесь вспыхнуть страстям по-настоящему.
При этом полную беспомощность в разрешении конфликта демонстрирует так называемое обеспокоенное международное сообщество. Минская группа в составе ЕС, России и США из года в год толчет воду в ступе, собирается на многосторонние консультации и переговоры, чиновники от МИДов этих стран и объединений то и дело гастролируют по Кавказу, но ровным счетом ничего вокруг Карабаха за все эти годы так и не было решено. Плюс Армения продолжает удерживать семь прилегающих к Карабаху районов Азербайджана, которые ему ранее принадлежали. И Баку с подобным положением дел никогда и ни за что не смирится.
Показательно, что как только вокруг Нагорного Карабаха возникает очередное напряжение, звучат выстрелы, льется кровь солдат и офицеров обеих армий, и вот-вот могут вспыхнуть полномасштабные военные действия, президентов конфликтующих республик тут же собирает на чай их российский коллега, проводятся многочасовые беседы по душам, и все опять до поры до времени вроде как затихает.
Но только вроде как. Проблема годами не разрешается, рисковать какими-то уступками противоположной стороне ни одна, ни другая республика не намерена. А руководители обеих государств готовы в принципе и дальше поддерживать существующий нынче статус-кво, поскольку в случае вспышки военного конфликта совершенно неизвестно, кто и с каким успехом из него сможет выйти.
Хотя у Азербайджана и имеется определенное военное преимущество над Арменией, но при условии давно уже налаженной и подготовленной к обороне глубокоэшелонированной системы укреплений Нагорный Карабах любой штурм армянских позиций мало что принесет по конкретным результатам азербайджанской армии. Да и Россия вместе с другими соседними странами тут же схватит обеих президентов за руки, и сделает все, чтобы конфликт был немедленно прекращен.
Вот и совсем недавно в Нагорном Карабахе в очередной раз обострилась обстановка. Министерство обороны Азербайджана сообщило, что якобы около 20 военнослужащих армянской армии были убиты или ранены в результате новых боевых столкновений по линии прекращения огня. При этом представители Министерства обороны Нагорно-Карабахской Республики сообщили о якобы нападении азербайджанских военных на армянские позиции. Как обычно, стороны продолжают обвинять в эскалации конфликта друг друга, а ситуация в регионе вновь оказалась в подвешенном состоянии.
Надо учесть, что повышенное напряжение на границе между двумя странами было отмечено еще в прошлом году. В декабре, к примеру, азербайджанские военные сбили вертолет, принадлежавший Нагорному Карабаху. А на прошлой неделе глава МИД Азербайджана откровенно признал полный провал переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
Сами же участники переговоров признают, что все эти годы они ведут беседы по сути дела ни о чем - конфликт решить реально либо чьим-то внешним дипломатическим вмешательством, либо вновь возобновятся военные действия - и там уже пойдет сражение до победного конца.
Чем это все грозит Каспию и его энергетике? Здесь хотелось бы отметить сразу несколько моментов, связанных как напрямую с армяно-азербайджанским конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, так и с той напряженностью, которую он сам по себе создает. И соответственно как минимум косвенно влияет на различные трубопроводные маршруты и схемы, предлагаемые для Каспийского региона.
По Карабахскому конфликту самым худшим и для Каспия с его энергетической инфраструктурой, и для безопасности нефтегазовых поставок из региона был бы вариант возобновления прямых военных действий между Арменией и Азербайджаном. С учетом того, что проблема Карабаха для внутренней аудитории в обеих республиках с какими бы то ни было уступками в любом виде будет рассматриваться как позорная капитуляция перед ненавистным врагом. Военное столкновение Баку и Еревана полностью развалит всю систему хотя бы относительной безопасности региона с совершенно непредсказуемыми последствиями.
Следует заметить, что и сами столкновения между противоборствующими на Кавказе соседями становятся все более частыми и жестокими, и риторика с обеих сторон в ответ на провокации противника звучит все более воинственно. К тому же не будем забывать о том, что власти той же Армении приняли решение войти в Евразийский Союз, чем серьезно настроили против себя как американцев, так и их подопечных из Евросоюза.
Как Армения, так и Азербайджан являются, если кто позабыл, членами программы Евросоюза под названием «Восточное партнерство». Чем оно уже обернулось для Украины, и в Баку, и в Ереване внимательно проанализировали. Но с учетом того, что рычаги давления на армянское руководство как у США через свое посольство в Ереване, так и у ЕС через двусторонние программы сотрудничества имеются, ситуация внутри самой Армении может именно с использованием внешних сил потихоньку раскачиваться.
Не лучше обстановка сейчас и для азербайджанского руководства, которое регулярно критикуется прежде всего США за различные недемократические процедуры, притеснения оппозиции и многое другое, что вроде бы может делать у себя дома только авторитарный правитель. Со своей стороны официальный Баку пока ситуацию дома весьма уверенно контролирует. Но что будет дальше, если внутри республики будут включены механизмы подзуживания к беспорядкам местной пятой колонны, пока предсказать довольно сложно.
Принципиальна в этой ситуации будет и позиция Турции. Азербайджан по-серьезному завязался на Анкаре с проектом ТАНАП, к которому турки теперь попытаются подключить еще и лежащий за Каспием Туркменистан. Также Турция будет продавливать другой важнейший для себя мега-проект с поставками российского газа в обход Украины.
У Турции есть свои рычаги давления и на Армению. Но какому бы то ни было вменяемому диалогу в этом году между Анкарой и Ереваном может помешать 100-летняя годовщина геноцида армян. Турция его не признает, армяне собираются отмечать эту дату трагедии по всему свету, и ничего позитивного в двусторонние отношения подобные действия точно не добавят.
Между тем, если военные столкновения между Арменией и Азербайджаном все-таки возобновятся, то на стороне Баку согласно двустороннему договору выступить должна будет Турция. У Армении же есть некий символический зонтик в виде членства в ОДКБ, которая на практике будет представлена российскими войсками, расквартированными на военных объектах в Армении по двустороннему соглашению об обороне между Москвой и Ереваном.
В таком случае партнеры по турецкому потоку, а также еще более тесные партнеры по проекту ТАНАП - Турция и Азербайджан могут оказаться вовлеченными в малоприятное силовое противостояние на Кавказе. Зато в этой мутной водичке могут заработать неплохие дивиденды те, кто от ослабления позиций Турции, России и двух кавказских республик-соседей может существенно выиграть - а это будут Соединенные Штаты.
Да, пока США в данный конфликт кроме дипломатического участия в Минской группе не вмешиваются напрямую. Между тем если раньше мирный статус-кво в принципе Вашингтон на Кавказе устраивал, то сейчас ситуация в связи с украинскими событиями и резко обострившимися отношениями между Вашингтоном и Москвой поменялась.
На данном этапе вспышка военных действий на Кавказе может сыграть на руку американцам, для которых это будет означать создание на границах России нового очага военной напряженности, вовлечение в конфликт российских военных на стороне одной из соседних кавказских республик, и отвлечение внимания Москвы от той же Восточной Украины, где военное противостояние конфликтующих сторон лишь на время приостановлено, и может возобновиться в любой момент.
Между тем у Азербайджана, который в принципе сделал тему возвращения Карабаха и прилегающих к нему районов республики главной внешнеполитической задачей, нет уверенности в том, что именно военным путем, и в данный момент это можно будет сделать. Ведь сейчас Азербайджан очень активно привлекает в республику внешних инвесторов, стремится задействовать для экспортных возможностей мощности Шахдениз-2. И если ко всей этой инвестиционной привлекательности Азербайджан вдруг добавит военные действия против Армении, то вся эта мирная энергетическая деятельность попросту пойдет коту под хвост.
В то же время невыгоден военный сценарий разрешения Карабахского конфликта для руководства Евросоюза, потому как там ставка нынче делается на возобновление попыток договорить между собой Азербайджан и Туркменистан о прокладке Транскаспийского газопровода. То, что его в нынешних условиях отсутствия разграничения водных просторов Каспия не может быть, даже не обсуждается. Вопрос и в том, что никто не станет инвестировать миллиарды евро в зону, где идут боевые действия, и где непонятно кто и что будет территориально контролировать.
В целом же именно нерешенность территориального спора вокруг Нагорного Карабаха делает фактически любой энергетический проект на Каспии натуральным заложником вероятной нестабильности в этом регионе. И пока обе стороны будут продолжать обвинять друг друга в очередных нарушениях хрупкого, но все еще сохраняющегося перемирия, новая война на Кавказе между двумя соседями по-прежнему возможна. Со всеми вытекающими отсюда для региона негативными последствиями.
Юрий Сигов (Вашингтон)