Иран отменил визовый режим для туристов из 7 стран. В число «счастливчиков» вошли граждане Грузии, Азербайджана, Ливана, Турции, Египта, Сирии и Боливии. С сожалением приходится констатировать, что в заветный список не попали жители соседних и дружественных Ирану государств - России, Казахстана, Армении и др. Однако, учитывая планы иранцев по развитию туристической отрасли и привлечении туристов, отмена виз и с этими странами - не за горами. Тем более, что срок пребывания по указанному документу в Исламской Республике был увеличен правительством страны с 15 дней до 1 месяца. Даже новость без реального содержания о грядущей отмене санкций в отношении ИРИ стала стимулом для начала серьезных подвижек в развитии туризма в этой стране. Логично предположить, что уже первые снятые ограничения способны вывести Исламскую Республику в число мировых туристических лидеров.
Уже сейчас в планах у Ирана - увеличение ежегодного количества туристов в стране от 5,1 миллиона в 2014 году до 20 миллионов к 2025 году. Это должно приносить госбюджету до 30 миллиардов долларов дохода. Об этом, в частности, заявлял в мае текущего года глава иранской организации культурного наследия, туризма и ремесел Масуд Солтанифар. Он напомнил, что развитие туристической отрасли - один из приоритетов правительства Хасана Роухани.
Серьезно поспособствует привлечению в Иран туристов и недавнее открытие британского посольства. Как правило, такие меры стимулируют открытие огромного количества туристических фирм и направлений. Если сейчас основной поток туристов в Иране состоит из уроженцев соседних государств - Турции и стран Персидского залива, то в скором будущем страна может привлечь и европейцев.
Оснований для таких прогнозов, помимо готовности правительства ИРИ пристально заняться вопросом, множество. Иран - одна из самых богатых в мире стран по количеству исторических и культурных достопримечательностей. На его территории - 17 объектов, внесенных в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это делает Иран одним из ведущих центров культурного туризма. Если прибавить к этому наличие пляжей Каспийского моря и островов Киш и Кешм, горнолыжных курортов цепи Альборз в непосредственной близости от столицы страны, а также дешевый и качественный сервис отелей, идеальные дороги и продвинутую городскую инфраструктуру, то можно понять, что планы иранских чиновников к 2025 году вполне реальны.
Примечательно, что, несмотря на все эти перспективы, туристический обмен у Ирана с Россией наиболее неудовлетворительный, учитывая политические отношения двух стран. За последний год страну посетило немногим более 8 тысяч россиян. Причины тому - традиционные стереотипы среди российских обывателей, касаемо Ирана, отсутствие в Исламской Республике привычного для значительного числа россиян туризма - с алкоголем, совместными для мужчин и женщин пляжами, клубов и секс-услуг. Однако есть и преодолимые в ближайшее время, однако по непонятным причинам непреодолеваемые экономические и политические причины.
Во-первых - это цены на авиабилеты. На данный момент билеты от Москвы до Тегерана и обратно стоят от 500 долларов, что сейчас - 30-35 тысяч. Для среднего россиянина это - много. С лоукостами и какими-то другими возможностями попасть в Иран «по дешевке» - ситуация и вовсе прискорбная. Естественно, что на поездки до ИРИ на автотранспорте соглашаются разве что убежденные экстремалы-путешественники, а железнодорожного сообщения между странами нет. Ранее СССР связывался по железной дороге с Ираном, однако она проходила по территории Нахичевани, которая сейчас является окруженным армянскими и иранскими землями азербайджанским анклавом, а далее продолжалась в Армении. Учитывая, мягко говоря, сложные отношения между Баку с Ереваном, ни о каком функционировании дороги на данный момент не может быть и речи. Кроме того, ветка из Армении идет в Грузию, где прерывается на абхазской границе - уже по причине нелегких отношений между Тбилиси и Сухумом. Впрочем, даже в случае гипотетического открытия дороги, вряд ли нашлось бы много желающих ехать несколько суток на поезде до Ирана. Очевидно, что необходимо понижение стоимости полетов между Тегераном и Москвой - по примеру дешевых рейсов до Турции, цена на которые редко превышает 10 тысяч рублей (впрочем, некоторые сайты дают даже в этом кризисном году цену и в 6 и в 7 тысяч. Два года назад до Стамбула можно было улететь за 3 тысячи).
Кроме того, как было упомянуто выше, российским туристам до сих пор необходима иранская виза. Она оформляется достаточно легко, а при желании - и быстро, прямо в день обращения. Тем не менее, это - дополнительное время, риски и затраты. В случае, если у туриста, даже желающего не лежать на пляже, а посещать культурные и исторические достопримечательности, есть выбор между визовым Ираном и безвизовыми Турцией, Грузией или Израилем, он с большой долей вероятности выберет второй вариант.
Как видим, для того, чтобы по-настоящему увеличить приток туристов из России, Ирану необходим комплексный подход к проблеме. Помимо того, что делается уже, к примеру, увеличение числа ВУЗов, где изучается русский язык (и выпускаются потенциальные работники турфирм, проводящих операции с российскими клиентами), следует экономически и организационно облегчить доступ россиян к культурным богатствам Исламской Республики. К слову, это относится и к ряду других постсоветских государств - таких, как Казахстан и Армения, о которых говорилось выше. Имея достаточно высокий уровень политических отношений и планы по увеличению товарооборота, страны пока не имеют безвизового режима для туристов, что необходимо исправить.
В этом контексте настоящим везением можно назвать предоставление безвизового режима гражданам Азербайджана. С одной стороны - известна негативная риторика азербайджанских политиков в отношении Исламской Республики, а также меры по противодействию расширения влияния Тегерана в этой стране со стороны официальных властей. Вместе с тем, нельзя не признать наличие широких горизонтальных контактов между гражданами Азербайджана и Ирана, что по-видимому и предопределило отмену визы. Есть и еще одно предположение. Азербайджан - единственная после Ирана и Ирака страна мира с преобладающим шиитским населением. При этом шиизм в этой стране находится под государственным прессингом - в ней нет ни одного шиитского ученого-муджтахида (имеющего право проводить собственное богословское исследование и выносить фатвы), а контакты с иранскими и иракскими факихами тщательно отслеживаются и пресекаются. Даже находящееся в Баку Духовное управление мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде, являясь вроде бы шиитским, на деле не следует фатвам какого-то из великих шиитских богословов, а представляет собой лишь этакое управление по делам религии при президенте (при том, что в Азербайджане в рамках правительства имеются структуры, фактически, дублирующие деятельность ДУМК). Неудивительно, что в Иране азербайджанских шиитов зачастую воспринимают как «блудных сыновей», и расширение контактов с ними, пусть и за счет туризма - очень кстати для Тегерана.
Иран, выходящий из-под санкционного режима, пытается начать играть на всех возможных политических и экономических полях, возвращая себе былое и приобретая новое влияние и возможности. Туризм - одна из тех сфер, в которых Исламская Республика могла бы быть исключительно успешна. Для этого, как мы отметили выше, у нее есть более, чем значимые предпосылки. Вместе с тем, для успеха задуманного на 2025 и более ранние года, необходима пристальная работа по совершенствованию каждого из аспектов туристической отрасли. Представляется, что изменения, которые следует провести, - не структурного, а, скорее организационного характера и могут быть относительно быстро, легко и безболезненно исправлены - особенно после отмены антииранских санкций.
Антон Евстратов