3Недавние военно-переворотные события в Таджикистане наделали много шума не только в самой республике, но и в ее окрестностях. Самое удивительное в этих всех событиях - это полностью противоречившая одна другой новости, оценки произошедшего людьми, которые там, скорее всего, никогда не бывали, и что там на самом деле происходит, не имеющими даже элементарного понятия.
В итоге сошлись во мнении, что была вроде бы предпринята попытка чуть ли не государственного переворота, ее вроде как «заварили» таинственные исламисты - что местного, что «дальнезарубежного разлива». А при моральной поддержке (другой пока никто в Центральной Азии не получал, и вряд ли получит) со стороны ОДКБ мятежного генерала то ли сразу убили, то ли потом вместе с его сторонниками «подавили» в одном из ущельев.
Поскольку во всей этой истории правды - то есть того, что там и с кем было, на самом деле никто и никогда, видимо, не узнает, предлагаю посмотреть на произошедшее в двух основных плоскостях. А именно: может ли нечто подобное вновь произойти в Таджикистане или в другой республике региона? И что это за таинственная структура под названием ОДКБ, которая все время какие-то учения проводит, грозит то талибам, то моджахедам, то ИГИЛ и всем ее военизированным отрядам. А как до бардака в регионе настоящего доходит, так куда все Генштабы да «силы быстрого непонятно на что реагирования» деваются?
Что было раньше, то и будет и дальше. Вне зависимости от того, нравится это недовольным или не очень
Итак, о Таджикистане. То, что дело здесь было лишь очень опосредованно в каких-то «ущемлениях» прав членов Партии исламского возрождения и ее сторонников, ясно давным-давно. Потому как жизнь в Таджикистане после 1992 года, а потом с небольшими отклонениями 1997 года стоит рассматривать исключительно в общем формате создания государственности во всей Центральной Азии. Патетические «наезды» на президента Таджикистана по поводу то смены всеми чиновниками страны фамилий да имен с русско-язычных на таджикские, то его клановой политики назначений на «хлебные места» - совсем даже не изобретения Эмомали Рахмона. И вовсе не его «командирские причуды», которые особо яростно жаждущие демократии в Центральной Азии критикуют с пеной у рта.
Да, в Таджикистане установлена власть одного человека, одной семьи и даже одного населенного пункта, откуда родом большая часть ближайшего окружения Э. Рахмона. Демократично ли это? По-американски или по-европейски если посмотреть - ужас, да и только. Между тем зададимся и таким вопросом: а государством таким образом править можно (с того самого 1992 года?) Ну а «пуркуа па?» («а почему бы и нет?» - как говорят французы).
Смена имен да фамилий на местно-произносимые. Так что, таджикское руководство в этом виновато? А кто бросил в 1992 году Таджикистан на съедение разрушительной пятилетней гражданской войне? Случайно не те самые персонажи, которые имеют правильно произносимые русские фамилии и которые в тот момент друг друга обстреливали из танков на набережной Москвы-реки? Не они ли опять-таки чисто машинально «позабыли» о Таджикистане на несколько лет, и только благодаря остававшимся верным своему долгу российским военным (которых также Москва там регулярно «кидала») республику к 1997 году не присоединили к талибскому Афганистану?
Насчет судьбы оппозиции в Таджикистане - то же отдельная песня. Когда в 1997 году договаривались о перемирии, целый ряд представителей исламистов не просто вошли в руководящие структуры республики, но и получили ряд вполне приличных постов. Но как были они «от оппозиции» для первого лица, так таковыми и остались. Это в Европах-Америках играть в многопартийную демократию - любимое развлечение тамошнего «сознательного гражданского общества». В Центральной же Азии нравы и правила игры совершенно иные.
Сами посудите: какой такой правитель в Центральной Азии позволит, чтобы всякие оппозиционеры свободно гуляли-командовали, и уж тем более - в армии? Естественно, что с момента заключения национального примирения таджикская власть делала все возможное, чтобы всех этих ребят-исламистов прижать к ногтю. Не давать им участвовать в выборах, притеснять там, где была конкретная возможность им насолить по-крупному. Потому как в противном случае эта самая оппозиция не сегодня-завтра могла бы сама прийти к власти и скинуть всех тех, кто там нынче правит.
Ну и как такое можно было допустить? Естественно, что президент Таджикистана делал все возможное, чтобы единолично не просто править в республике, но и чтобы у других никаких ночных мечтаний о правлении не возникало. А что, кто-то ожидал, что он начнет действовать как лидеры-правители европейских стран или США с Канадой? Он что, самоубийца или с другой планеты на таджикскую землю спустился?
Касательно родни и ближайшего окружения: и опять Э.Рахмон никаких Америк не открывал, потому как суть функционирования власти в Центральной Азии не просто знает, но и эффективно подобную схему использует на практике не первый год. Конечно же, и ленинабадские (которые теперь кличутся «ходженскими», но сути дела это не меняет), и гиссарские, и ребята из Гарма и Дарваза(не говоря уже об экзотическом Горном Бадахшане) хотели бы во власть как-то протиснуться. Так кто же им позволит? Менять ведь надо тогда всю властную вертикаль, а это - уже революция народная, на что у таджиков в нынешние времена нет ни желания, ни особого смысла.
Очень смутные сомнения меня терзают и насчет какого-то внешнего вмешательства в ситуацию, которая возникла в Таджикистане с вроде как «попыткой переворота». Что талибы, что ИГИЛ, что все остальные «отмороженные» меньше всего нынче интересуются Таджикистаном и тем, что там происходит. Им на самом деле есть чем на данном этапе кроме Таджикистана заняться. И смещение с президентского кресла нынешнего президента республики их если и волнует, то на очень дальнюю перспективу. Поэтому «косить» на то, что кто-то и откуда-то «оттуда» все это дело замутил в Душанбе- сказки восточного колорита с развесистыми местными узорами.
А то, что президента Таджикистана поддержала тут же и Россия, и другие соседи- так и это вполне нормально и логично. Ну кому хочется, чтобы друг с другом опять мордовались таджики с совершенно непредсказуемыми последствиями? Да и тот, кто придет на смену тому же Э.Рахмону, может оказаться на порядок «традиционнее» «во всех тех сюжетах», которые только что были упомянуты. И кому подобная головная боль приснилась? Конечно же, поддержим, пусть будет так, как есть сейчас. А что дальше - так дальше и смотреть будем по факту.
Ни Россия, ни ОДКБ в Таджикистане не вмешались, как и в Узбекистане и Кыргызстане. Почему?
А сейчас о том, что сразу же после якобы «переворотного сюжета» на самом деле случилось в Душанбе. Там прошла очередная сессия государств ОДКБ, которая вновь подтвердила все то, что было раньше и что гарантированно будет и на будущее. У этой структуры имеется определенный военный потенциал (в основном российский), разная техника и вооружения (опять-таки под российским «зонтиком»). Но вот беда - его нельзя применить. Ни против внешних, ни - что самое важное- против внутренних «непотребных элементов».
И что так? А все очень даже просто. Объединение это - чисто политическое, состоящие в нем страны-республики зависимы в той или иной степени от России, и чисто по «самоуспокаивающим» соображениям для Москвы крайне важно подобное объединение подпитывать, снабжать оружием, готовить кадры и думать на досуге, что это и есть «наш ответ НАТО» - только в постсоветском формате.
Но тут вот какое дело. Союзники по ОДКБ у России - каждый сам по себе(это именно так, а не иначе, о чем каждый президент, на саммиты этой организации приезжающий, прекрасно осведомлен). Никакой единой внешней политики у стран всего постсоветского пространства не было, и никогда не будет. Для той же Центральной Азии основа основ - это многовекторность, то есть дружба и сотрудничество со всеми, кто на тебя не будет нападать. У России- все наоборот. Поэтому в ОДКБ и нет (да и не может появиться на обозримую перспективу) никакого единого политического подхода ни к одному конфликту - что внешнему, что внутреннему).
По внешним делам - так что Абхазия с Южной Осетией, что Приднестровье, что Украина и «крымская история» - Москве рассчитывать только надо на свою армию и ракетные войска стратегического назначения. Вне зависимости от того, кто станет на новый срок командиром в ОДКБ, чей генерал и сколько ему вроде как будет «придано» пушек, танков да самолетов. В противном же случае придется очень горько сожалеть о том, что тот или иной «союзник» почему-то не мог, куда-то не послал для борьбы с врагами свои «силы быстрого нереагирования». Или не поддержал по каким-то причинам (понятно, по каким) Москву при голосовании в Совете Безопасности ООН.
Да и внешние враги все никак не решатся напасть ни на одну страну ОДКБ (хотя об этой вероятности постоянно говорится, обсуждается главами государств, а генералы даже имеют планы насчет отражения внешнего вторжения). Хотя все то, что угрожает странам той же Центральной Азии (да и другим государствам постсоветской территории, которые ничем от них не отличаются) - чисто внутренние, нарывающие у себя дома, под боком. А с этим ни какая ОДКБ не справится ни по указу сверху, ни обладая даже самой современной техникой и вооружениями.
Так было при событиях в Андижане, в разгар Ошской резни, и никто не вмешался «от ОДКБ» в недавние таджикские разборки, вне зависимости от того, были ли они настоящим переворотом, или кто-то хотел свергнуть Э. Рахмона «понарошку».
При этом замечу, что каждый раз руководители стран ОДКБ подписывают десятки документов, обещают повысить боевой потенциал вверенных им вооруженных сил и договариваются совместно много чего делать. Но как вся эта «единая армия» ни разу не участвовала ни в одном конфликте что за границей, что у себя «на подмандатной территории» - так все и сохраняется. Потому что ОДКБ - это по сути дела «разбавленная постсоветским раствором» российская армия, которая не может быть задействована в каких-то конфликтных зонах, потому как на это не пойдут президенты других, входящих в эту структуру республик.
Что будет дальше в Таджикистане и во всей остальной Центральной Азии?
А теперь на примере недавних событий в Таджикистане посмотрим на то, что светит и самой республике, и подобные расклады вполне могут случиться в других государствах региона. Итак, может ли быть повторена попытка какого-нибудь очередного генерала «уйти в ущелье» или «свергнуть законную власть» ? Конечно, может, но только в одном случае - если бунтующие военные будут «из оппозиции». Так вот, пока ни в одной республике Центральной Азии никому подобное в голову не пришло. И вполне вероятно, что нынешний президент Таджикистана тоже этой «чистотой» вооруженных сил и спецслужб дополнительно озаботится.
Поменяется ли власть в республике по причине занятия всех «командирских постов» представителями одной семьи и одного населенного пункта? Вполне вероятно. Но только при одном условии: это должен быть человек из другого, не менее уважаемого семейства. И тоже желательно из одного и того же населенного пункта, что и его ближайшие соратники. Потому как по-другому в Центральной Азии (да и не только в ней - смотри многосерийный фильм «Россия-Питер») не бывает. Что пример всей остальной центральноазиатской четверки, включая Казахстан, давно уже всем доказал.
Что делать с оппозицией существующей власти? Там, где она есть, ее будут по-любому придушивать, никуда не подпускать и держать на самом «коротком поводке» из имеющихся. А если очень будут граждане оппозиционеры возмущаться происходящим - зиндан, выезд без обратного билета в одну из развитых европейских стран. И полное забвение дома. И опять - это не ноу-хау из Таджикистана, а региональные реалии. И никак иначе с оппозиционными настроениями существующие власти в Центральной Азии обращаться не станут. Урок Таджикистана им более чем понятен и недвусмыслен.
По поводу многовекторности во внешней политике тоже, думаю, никаких изменений быть не может, потому как сотрудничать Центральная Азия будет со всеми, кто ей не угрожает прямым уничтожением. Даже Таджикистан, который сохранил свою государственную независимость благодаря российской армии, отнюдь не собирается ей отдавать во всякие «взаимовыгодные аренды» военный аэродром Айни, не пускает российских пограничников на свои границы с Афганистаном (еще не хватало делиться таким выгодным географическим положением!) и таких набрал кредитов у Китая, что не расплатиться на десятки лет вперед ни нынешнему, ни будущему руководству республики.
И той же ОДКБ вновь таджикскими событиями была показана очередная «желтая карточка». Предупреждения о том, что пока у организации не будет четкой политической ориентировки, для каких конкретно целей она все же существует, ее доблестные воинские подразделения так и будут томиться без дела. Потому как ни на внешнем, ни тем более на внутреннем фронтах ее использование фактически ни одной стране-члену этой организации попросту невыгодно.
Юрий Сигов, Вашингтон