Азербайджан - Иран - Армения
Октябрь ? начало ноября 2015 года стали для Тегерана периодом активизации отношений по мультимодальным транспортным проектам с южнокавказскими республиками - Арменией и Азербайджаном. Цель - обеспечить транспортное ?окно возможностей? в Европу, что крайне актуально для Ирана как страны, находящейся на этапе освобождения от санкций. Речь пойдет о транспортных проектах Решт-Астара и ?Иран-Армения?.
Азербайджан-Иран
Азербайджан и Иран на днях договорились о строительстве совместной железной дороги Решт-Астара, которая в перспективе увеличит объем грузооборота двух стран в 16 раз (от нынешних 0,6 млн тонн до 5, а затем до 10). В рамках программы, о которой делегации договорились на встрече в пограничном городе Астара, Азербайджаном планируется построить 8,3 км, Ираном - 2 км железной дороги. Что даст этот коридор? Во-первых, он позволит соединить Иран, Афганистан и страны Персидского залива через Азербайджан с Европой. Во-вторых, реанимирует транснациональный проект ?Север-Юг? (речь идет о международном Консорциуме ?Север?Юг?, соглашение по которому было подписано в 2000 году в Санкт-Петербурге). В-третьих, проект создаст условия для эффективной реализации грузоперевозок напрямую из Мумбаи в Европу, в кратчайшие сроки (за 4 дня вместо 13), что выгодно и с финансовой точки зрения. В-четвёртых, при обеспечении ежегодного минимального объема в 5 млн тонн груза, коридор принесёт обеим странам доходы в сотни миллионов долларов. Цифры внушительны, потенциал - огромен, в том числе для России, на территорию которой коридор привезёт тонны грузов из стран Персидского залива. Москве, как отмечают эксперты, транзитный проект позволит получать от $50 млн и больше.
Армения-Иран
Одновременно с активизацией ирано-азербайджанских отношений появилась информация о возобновившихся двухсторонних переговорах на предмет грузовых перевозок между Тегераном и Ереваном. Речь идёт о транспортном проекте ?Иран-Армения?, который соединит страны Персидского залива с берегами Чёрного моря через область Армении. Протяженность железной дороги составит около 300 км. Каково значение проекта для двух стран? В случае его реализации ежегодная максимальная загрузка составит 15?18 млн тонн груза. Коридор призван наикратчайшим путем связать Среднюю Азию с Европой. Для Армении, как страны, не имеющей выхода к морю, проект имеет особую важность. Фактически это альтернативный путь транспортировки энергоресурсов, а также шанс реализовать свой экономический потенциал. Для Ирана проект - это возможность пользоваться территориями Грузии и Армении для выхода на рынки Евразийского экономического союза.
Для оценки двух транспортных проектов ? Решт-Астара и ?Иран-Армения? - необходимо учесть экономические и политические факторы, которые в эпоху глобальных геополитических игр друг от друга неотделимы.
Экономические аспекты двух проектов. Стоимость и протяженность проекта Решт-Астара заметно выигрывает: $200 млн против $ 3,2 млрд армяно-иранского проекта. Финансовая разница внушительна, учитывая, что протяжённость двух проектов не сильно разнится (375 км против армяно-иранского проекта в 316 км). В плане потенциала грузобъема в год, напротив, выигрывает армянский проект. Ожидается, что строительство завершится в 2022 году и объем грузоперевозок составит 25 миллионов, что в 2,5 раза выше потенциальных показателей Решт-Астара. При этом, оба проекта сейчас нуждаются в финансировании: представители Решт-Астара в начале октября заявили о готовности искать спонсоров. Что касается проекта ?Иран-Армения?, то Иран заявляет о готовности финансировать лишь участок на своей территории (60 км), армянская сторона вынуждена искать спонсоров на остальные 256 км. Российская сторона профинансировать данный проект не готова (поскольку уже инвестировала средства в ?Север-Юг?). Как сообщает Asiasentinel.com потенциальный интерес имеет Китай, с которым Армения в настоящее время ведет переговоры о привлечении инвестиций в проект железной д ороги и промышленность республики. Фактически, при современном раскладе воплотить ирано-армянский проект в жизнь помогут только инвестиции Китая.
Не стоит сбрасывать со счетов и геополитические аспекты транспортных коридоров. На потепление ирано-азербайджанских отношений повлияли следующие два обстоятельства. Азербайджан поддерживает Иран и Россию в антитеррористической операции против ИГИЛ в Сирии, а Турция, как известно, является активным слагаемым антисирийского уравнения, являясь и геополитическим оппонентом Ирана. Кроме того, Баку отказался заменять Анкаре российский газ азербайджанским, делая ставку на российские отношения. Учитывая, что Азербайджан испытывает проблемы с обеспечением собственных потребностей в газе, решение прагматичное.
Позиция по Нагорно-Карабахскому может сыграть не последнюю роль в экономическом сотрудничестве. В перспективе Иран может сыграть роль катализатора в решении Нагорно-Карабахского конфликта, руководствуясь, прежде всего, желанием сохранить территориальную целостность собственной страны. Во-первых, из-за границ с обеими республиками любой конфликт получит свой отклик во внутриполитической жизни Ирана. Во-вторых, иранские азербайджанцы не останутся равнодушными при эскалации конфликта со своими братьями (азербайджанцы в Иране ? вторые по численности после персов), а учитывая и без того острую этноконфессиональную ситуацию в Иране, любой ?раздражитель? ? крайне нежелателен. Также Азербайджан и Иран роднит подавляющее большинство мусульман-шиитов.
Что касается Армении, 15 октября 2015 года в Ереване прошёл крупный межправительственный бизнес-форум между странами, в процессе которого вице-президент Ирана Эсхаг Джахангири заявил, что Иран рассматривает Армению как единственную страну Евразийского экономического союза, которая может стать хорошей площадкой для экспорта иранских товаров в страны ЕАЭС. ?Историческое прошлое и широкий круг политических отношений?, - так охарактеризовал отношения двух стран господин Джахагири. К слову сказать, форум знаменует собой ряд многочисленных торгово-экономических, энергетических проектов, а в скором планируется проведение аналогичного бизнес-форума уже в Тегеране.
При оценке отношений с Азербайджаном и Арменией Иран имеет два инструмента:
1.стать катализатором территориального конфликта двух стран, что поможет обезопасить страну от любого внешнего ?раздражителя?, а также позволит гармонично развивать экономическое сотрудничество с обеими республиками 2.сделать выбор в пользу одного из транспортных проектов, поскольку суть ? идентична, а сотрудничество с обеими республиками одновременно может усложнить погоду экономических отношений ввиду нерешенных политических конфликтов.
Резюмируя всё вышесказанное, стоит отметить, что с позиции Ирана проект Решт-Астара позволит за короткие сроки получить новый источник возможностей и открыть международные рынки, которых не имеет по причине санкций. Проект ?Иран-Армения? выгоден в большей степени для армянской стороны ? это прямой выход к Чёрному морю и реализация экономического потенциала.
Джамиля Кочоян