CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Турецкая карта Центральной Азии

16 февраля 2016

Анкара попытается привлечь на свою сторону страны центральноазиатского региона, и подорвать их даже минимальное партнерство с Россией

Нынешнее взрывоопасное (и это еще мягко сказано) положение, которое сложилось на Ближнем и Среднем Востоке (особенно вокруг Сирии) полностью меняет целый ряд направлений внешней политики Турции. И одним из них уже становится Центральная Азия, которой в Анкаре намечено не просто уделять повышенное внимание, но и решено разыграть «центрально-азиатскую карту» как против России, так и частично - против Ирана.

Понятное дело, что ситуация в мире, и в частности на Ближнем Востоке меняется с такой калейдоскопической быстротой, что любые прогнозы насчет того, что будет и с самой Турцией, и с ее отношениями с другими государствами могут оказаться устаревшими и несостоятельными буквально одномоментно. И тем не менее есть, все же, смысл оценить что, и как может продвигать в плане своих интересов Турция в центрально-азиатском регионе. И что в этой связи самим государствам этого региона есть на что ориентироваться для поддержания собственных национальных интересов.

Конечно же, на подобное развитие событий будет так или иначе влиять и пан-тюркская основа взаимоотношений стран региона с Анкарой, и концепция неоосманизма, которую усиленно проталкивает уже не первый год нынешний президент Турции Р. Эрдоган. Но принципиальным, видимо, будет именно сиюминутный, а не долгосрочный эффект, ради которого турецкое руководство будет уделять в ближайшие месяцы повышенное внимание странам Центральной Азии (включая и не тюрко-язычный Таджикистан). Поскольку вопрос этот - не просто сугубо региональный, а может напрямую сказаться на самом будущем турецкого государства.

Давние друзья, культурные соратники или «младщие братья», которым нужен просто «новый внешний присмотр»?

Напомню, что основным архитектором современной турецкой внешней политики является ее нынешний премьер Давутоглу, который раньше был министром иностранных дел, и к его в первую очередь советам, касающихся международных дел, прислушивается турецкий президент Т.Эрдоган. Так вот его схема совмещения идеалов неоосманизма, пан-тюркизма, суннитского толка ислама и продвижения идеи возрождения Великой Турции (чем больше по территории - тем более великой) предложена была в свое время именно им. Причем развитие пан-тюркского сотрудничества предназначено именно для стран Центральной Азии, а также Азербайджана (плюс, что никогда не стоит забывать - мусульманской части Грузии - Аджарии).

Здесь вот что еще принципиально важно. Если Россия пытается как-то собрать вокруг себя некое единое евразийское пространство (для этого был создан и Таможенный, и ныне Евразийский союз из бывших советских республик), то не менее амбициозные планы на сей счет есть и у турок. Причем они также хотят быть в центре этого самого евразийства, только со всей очевидностью под единоначалием Анкары, а вовсе не Москвы.

Но если раньше так называемое «международное западное сообщество» критиковало Турцию за ее натуральные имперско-султанские замашки, а сам Р. Эрдоган не особо привечался теми же европейскими начальниками, то с момента резкого обострения ситуации вокруг Сирии подходы эти изменились. Теперь по большому счету Турции все равно, кто и как ее воспринимает на Западе, потому что она сама себя видит главной силой в регионе. И если того потребуется, то готова взять под свою «опеку» как минимум культурно-родственные и близлежащие георафически государства, включая и центрально-азиатские.

То, что Османская империя по мнению турецкого руководства должна быть восстановлена (а сейчас для этого, по оценкам политиков в Анкаре, наиболее выгодное время) уже никто не оспаривает. Вопрос только в том, как далеко могут простираться ее границы, кто, и в каком формате согласится (или тому воспротивится) на лидирующую роль в подобном процессе Турции. И что на «командирские замашки» руководства Турции скажут влиятельные соседи - Россия, Иран, и более дальнерасположенные, включая Соединенные Штаты.

Также показательно, что так называемое «давление», которое еще совсем недавно пыталась оказывать единая Европа на Турцию, не допуская даже мысли о возобновлении переговоров насчет приема Анкары в Евросоюз, теперь полностью снято с повестки дня. Нынче уже сами европейские руководители чуть ли не на коленях кланяются туркам, и упрашивают в обмен на будущее членство в ЕС «поприжать» никем неконтролируемый (хотя на этот счет имеются большие смутные сомнения) поток беженцев с Ближнего Востока. Который именно Турция вольна по собственному усмотрению то усиливать, то до нужного момента придерживать.

Особую важность для Турции имеет и расширение сотрудничества с регионом со стороны Китая. Причем именно энергетические планы Пекина приходят в прямое противоречие с теми же энергетическими расчетами Анкары, по которым нефть и газ Центральной Азии именно через турецкую территорию могут попасть на европейские рынки (а вовсе не на китайские).

Кстати, именно Турция регулярно поддерживает сепаратистские стремления уйгуров в северо-западных районах КНР, чего нынешний лидер Китая товарищ Си никогда не забудет турецкому начальству. Да и саму идею пан-тюркизма, при которой Анкара считает себя вправе собирать под свои знамена всех тех, кто является носителем тюркской культуры и истории официальный Китай не просто неприемлет, но и напрочь отвергает.

Здесь очень любопытно вспомнить о том, что еще в прошлом году активно обсуждалась идея вступления в Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС) Турции, как только туда войдут Индия и Пакистан. Плюс тоже российское руководство в лице своего президента лоббировало подключение Турции к активному сотрудничеству в рамках механизмов Евразийского союза. Сами теперь судите, насколько нынче обе эти затеи выглядят не просто утопично, но и неосущестимо на даже самую отдаленную перспективу.

Между прочим, у Турции в рамках ШОС есть статус «партнера по диалогу» (также, как у Шри Ланки и Белоруссии), только вот толку во всем этом еще вчера казавшемся перспективном направлении регионального сотрудничества нет никакого. К тому же надо всегда учитывать, что Турция - член НАТО, она не собирается оттуда никуда уходить, а как раз наоборот- стремится любыми путями использовать пусть даже чисто формальный «натовский зонтик» для проталкивания своих интересов в регионе. И то, что страны Центральной Азии зависимы от России в плане оборонного (не говоря о других видах) сотрудничества для турецкой стороны - сушественный раздражитель.

Турция будет расширять инвестиции в Центральную Азию, и перебрасывать сюда тот бизнес, который закрыли в России местные власти

Помимо чисто религиозной и идеологической сферы влияния Турции на страны Центральной Азии Анкара намерена уделять региону повыщенное внимание и относительно инвестиций. Ключевыми партнерами здесь являются для турок Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан. В Казахстане турки уже вложили более 2,5 млрд. долларов (главным образом в область строительства и производства текстиля), а намерены активно сотрудничать в сфере нефтепереработки, транспорта, телекоммуникаций.

Больше всего турки сейчас готовы вкладываться в сооружение так называемого «центральноазиатского корридора», по которому те же китайские товары пошли бы в обход России через территории Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и через Каспий - Азербайджана. В подобном проекте готова также поучаствовать Грузия, а сами страны Центральной Азии именно через Турцию могут расширить список собственных товаров, которые они могли бы поставлять в Европу, не связываясь с российскими транспортными магистралями.

По-прежнему крепко привязать к своим как торговым, так и финансовым возможностям турки намерены и в Кыргызстане. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство ведущих политиков этой республики имеют в Турции свои личные как деловые, так и денежные интересы (включая недвижимость плюс турецкие паспорта). Турецкие предприниматели чувствуют себя в Кыргызстане как дома, а многие вопросы для открытия фирм, поставки товаров и сырья они решают через киргизских коллег в «легком аргентинском стиле».

При этом несмотря вот уже на годичное членство Кыргызстана в Евразийском союзе более трети всего импорта республики по-прежнему идет за счет турецких товаров. У десятков киргизских компаний в Турции имеются свои офисы, там работают как местные, так и киргизские представители. И подобные коммерческо-деловые связи между двумя странами нынче будут только еще активнее развиваться.

И это не говоря уже о том, что как-то во время посещения Кыргызстана тогдашний президент Турции Абдулла Гюль откровенно признал, что республика является «родиной предков турок». А саму Турцию именовал не иначе, как «представителем Кыргызстана в Европе». Так что подобная «центральноазиатская любовь» со стороны турецкого руководства основательно окрепла за последние 7-8 лет, и именно сейчас турецкое руководство попытается наполнить имевшиеся уже торгово-экономические связи откровенно выгодной для себя «политической подоплекой».

Турцию не устраивает некая «историческая ответственность» России и Китая за Центральную Азию. И Анкара ей будет всячески противодействовать

Во всем нынешнем стремлении Турции укрепить максимально свои позиции в Центральной Азии стоит не только резко ухудшившиеся российско-турецкие отношения, но и само понимание некой «исторической миссии» касательно региона со стороны двух крупнейших географических держав - России и Китая. Так вот турецкие руководители считают, что никакой такой «исторической подоплеки» насчет интересов Пекина и Москвы в Центральной Азии быть не может ни при каких условиях.

Якобы сама по себе турецкая культурная этничность уже возлагает определенную «ответственность» на Анкару по поводу не только сегодняшней политики государств Центральной Азии, но и будущего этого региона. Не случайно, что турецкие руководители во время своих визитов в страны региона постоянно подчеркивают якобы привлекательность именно политической и экономической модели развития Турции, важность исламской составляющей в этом процессе, плюс тюркскую родственную связь с народами региона, включая и персо-язычный Таджкистстан.

Еще один важный сюжет: Турция попытается позиционировать себя в Центральной Азии как «надежные торгово-экономические ворота» в Европу, чего в отношениях с Россией странам региона явно на обозримую перспективу не светит (хотя неизвестно, чем закончится сирийская эпопея, и кто кого там в конечном итоге «нагнет» - причем речь идет вовсе даже не о противостоянии войск правительства Б. Асада и таинственных исламистов из команды ДАЕШ-ИГИЛ).

Показательно и то, что у Турции практически тупиковые нынче отношения с целым рядом арабских стран, непонятно и будущее связей Анкары с Тегераном. А вот страны Центральной Азии в полном составе делают не просто откровенные политические и экономические реверансы в сторону Турции, но и фактически сами приглашают в рамках внешнеполитической многовекторности турок стать своего рода балансом как влиянию в регионе России, так и Китая (влияния той же Европы или США здесь никогда не было, и вряд ли такое возможно на обозримую перспективу).

При этом символичен тот факт, что Турция активизировала свое внимание именно к странам Центральной Азии и Азербайджану на фоне резко ухудшившихся отношений с Россией. Зная, что правители во всех столицах центрально-азиатского региона пытаются усидеть сразу на нескольких «международных стульях», и оставаться в хороших отношениях со всеми, с кем только можно, Анкара стремится максимально изолировать Россию (по крайней мере попытаться) от стран региона. И в то же время если не добиться разрыва их связей с Россией, то как минимум постараться испортить уже сложившиеся отношения между Москвой и первыми лицами центрально-азиатских государств.

Что в этой непростой ситуации можно и нужно делать руководству стран Центральной Азии на турецком направлении? Как показывает практика, любое заигрывание с любым внешнеполитическим «партнером» (уж тем более с тем, кто сильнее тебя и намного коварнее) - заведомый путь в никуда. Сегодня ситуация может складывться так, а завтра - развернуться на 180 градусов. Причем наиболее ряьно бьющие себя в грудь и клянущиеся в дружбе завтра оказываются первыми, кто против тебя же покатит бочки.

Поэтому пытаясь заигрывать с Турцией центрально-азиатским лидерам хорощо бы в этом мутном деле не переусердствовать. Потому как два больших и куда более влиятельных соседа, нежели Турция, регион без своего внимания и влияния по-любому не оставят. А возможностей влиять на судьбу и будущее всей центральноазиатской пятерки (да и не только ее) у Пекина и Москвы куда больше, чем у Анкары. И если в ближайшее время (а вероятность этого, к сожалению, очень велика) между Россией и Турцией все-таки вспыхнет открытый военный конфликт, руководство государств Центральной Азии в этом на собственном опыте сможет само убедиться.

Юрий Сигов, Вашингтон

dn.kz

Предыдущая статьяВоронка войны: как Россия теряет союзников
Следующая статьяФИЛЬТРЫ ИРАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ