CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Интересы Ашхабада в Афганистане и способы их реализации, - К.Ермолов

1 июня 2017

В официальной политической риторике Туркменистан всегда придерживается миролюбивой и дружественной политики со всеми странами мира и, особенно, со своими соседями. В этом плане не стал исключением и Афганистан - "неспокойный сосед" нашего государства.

В настоящее время, как, впрочем, и всегда, официальный Ашхабад поддерживает теплые контакты с властями Афганистана. Так, в феврале текущего года афганская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел доктором Насиром Андишем прибыла в столицу нашего государства для участия в торжественных мероприятиях по случаю 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами.

В рамках данного визита проведена встреча Н.Андиша с заместителем министра иностранных дел нашего государства Вепой Хаджиевым. В ходе встречи туркменский дипломат заявил, что Туркменистан, в пределах своего нейтрального статуса, предпринял ряд усилий для содействия установлению мира в Афганистане, восстановления социальной и экономической системы в стране.

Это заявление В.Хаджиева показалось нам достаточно громким, но недостаточно искренним. В свою очередь, именно такой характер имеет сегодня проводимая Ашхабадом политика в отношении Афганистана.

Согласимся, что за период независимости со стороны нашего государства действительно оказывалась определенная помощь афганской стороне. В частности, Туркменистан за счет собственных средств построил в провинциях Балх, Герат, Фарьяб школы и больницы.

Но за 25 лет эта помощь Афганистану представляется "Моськой" при наличии "слонового" туркменского интереса в этой стране.

Ашхабад жизненно заинтересован в сотрудничестве с Кабулом из-за того, что без согласия властей данного государства о реализации проекта ТАПИ и диверсификации газовой отрасли можно будет забыть. В этом случае туркменский газ опять начнет утекать за бесценки в Россию, которая продолжит переправлять его в Европу уже по более высоким ценам. Других покупателей, готовых платить "живые" деньги Ашхабаду, пока что не имеется. Китаю топливо поставляется в счет погашения долга Туркменистана, а поставки газа в Иран прекращены в начале 2017 года из-за наличия разногласий по форме оплаты.

Напомним, что экспорт "голубого" топлива в 2016 году составил более 80% от общего дохода Туркменистана, так что вывод о значимости ТАПИ для нашего госбюджета напрашивается сам собой. В свою очередь, в Ашхабаде понимают, что правительство Афганистана в настоящее время имеет достаточно шаткие позиции и не контролирует всю территорию государства.

В связи с этим, руководство нашей страны пытается открыто выступить в роли друга официальных афганских властей, при этом не испортить отношения и всячески задобрить лидеров террористической организации "Талибан".

Не прошло и месяца после февральской встречи, в ходе которой В.Хаджиев заявлял о том, что Туркменистан предпринял ряд усилий для содействия установлению мира в Афганистане, как уже в марте бывший министр энергетики и водных ресурсов, один из влиятельных политиков на западе Афганистана Исмаил Хан обвинил наше государство в поставках вооружения отрядам талибов, действующим в западных провинциях страны.

Он заявил, что после того, как власти Афганистана сократили количество блокпостов пограничной полиции на границе с Туркменистаном, контроль над отдельными участками границы был ослаблен, и боевики движения "Талибан" получили возможность свободно перемещаться через границу и получать оружие у туркменской стороны.

Конечно, это обвинение сразу же было опровергнуто туркменскими дипломатами в Афганистане, но такие грехи невозможно утаить от мировой общественности. В результате утечки информации от представителей пограничной службы Туркменистана обвинение Исмаил Хана было подтверждено. В частности, стало известно, что в прошлом году отечественные спецслужбы наладили отношения с руководством "Талибана". В Ашхабаде поняли, что без хороших отношений с данной террористической организацией реализация проекта ТАПИ будет практически невозможна, после чего решили платить боевикам дань.

На сегодняшний день она составила около 250 автоматов и пулеметов, до 2 десятков противотанковых гранатометов, 2 единицы БМП-3, большое количество различных боеприпасов и немаленькие суммы американской валюты.

Регулярно выводимые туркменскими спецслужбами в Афганистан караваны с оружием были замечены нашими бдительными пограничниками. Они-то понимали, что такая помощь может бумерангом ударить именно по ним, тем более защитники наших границ помнили о своих недавних потерях. В 2014 году в ходе вылазок на территорию Туркменистана талибами было убито более 60 наших пограничников, в 2015 году погибли 20 и получили тяжелые ранения 25 военнослужащих, в мае 2016 года общественности стало известно о 27 погибших на афганской границе.

После этого, нападения афганских боевиков прекратились, что еще раз подтверждает налаживание туркмено-террористических контактов.

Уверены, что о такой постыдной форме ведения политики нашему государственному руководству скоро напомнят. Афганцы, не ожидавшие от нас удара под дых, обязательно вспомнят об этом в ноябре 2017 года на региональной конференции по экономическому сотрудничеству, которая состоится в Ашхабаде с участием Президента Ашрафа Гани.

В свою очередь, талибы отныне будут смотреть на нас как на дойную корову, которую они будут дергать за хвост при первой необходимости пополнить свой арсенал.

Константин Ермолов

centrasia.ru

Предыдущая статьяСемь послов Узбекистана отстранены от должности за «пассивность и инертность»
Следующая статьяСМИ: Жизнь туркмена в Турции стоит 20 лир