смотрит на север
© Михаил Крутихин
Несмотря на постепенное возвращение Афганистана в мировое сообщество и нормализацию обстановки в этой измученной мусульманскими фанатиками стране, былые планы строительства через нее туркменского газопровода вряд ли осуществятся. В разряде мечтаний остались проекты труб через Каспий и в Китай. В туркменском газе не нуждаются ни Пакистан, ни Индия, и теперь ашгабатскому вождю осталось одно - налаживать рабочие отношения с Москвой.
Интересный был проект
Сейчас в американской компании Unocal предпочитают не вспоминать о проекте, который она вынашивала в 1997-1998 годах: строительстве газопровода из Туркмении в Пакистан с возможным продолжением до индийской столицы. "Раскрутка" проекта была связана с усиленным обхаживанием режима Талибан, что в свете нынешней обстановки не прибавляет авторитета ни менеджерам Unocal, ни администрации США, которая им помогала.
А замысел, между тем, был довольно интересным и вполне осуществимым, если бы не военно-политические обстоятельства. В октябре 1997 года Unocal возглавила консорциум под названием Central Asia Gas Pipeline Ltd. (CentGas), куда вошли также саудовская Delta Gas Pipeline, "дочка" японской корпорации Itochu - Cieco TransAsia Gas Ltd., подразделение японской Inpex - Indonesia Petroleum Ltd., южнокорейская Hyundai Engineering and Construction Co. Ltd., а также пакистанская группа Crescent. Туркменское правительство тоже оставило за собой 7 процентов в консорциуме, и еще 10 процентов партнеры предполагали предложить "Газпрому".
Задачей консорциума было проложить газопроводную трассу длиной 1460 км от туркменского города Доулетабад через Кандангар в пакистанский Мултан. Пропускная сgособность трубопровода должна была составить 15 млрд кубометров в год с перспективой расширения до 20 млрд. На строительство требовалось 2 млрд долларов, а в случае продолжения трассы до Индии - еще полмиллиарда.