Таможенный союз с Казахстаном увяз в бюрократии
Бектас Мухамеджанов, "Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть. генеральный директор Международного института современной политики
20 Март 2007
Бектас Мухамеджанов, генеральный директор Международного института современной политики.
- Каковы цели и задачи визита Нурсултана Назарбаева в Москву?
- Вопросы энергетической безопасности сейчас становятся все более и более актуальными: и в рамках инициативы президента Назарбаева по разработке Азиатской энергетической стратегии, и в свете последних поездок, особенно визита Путина на Ближний Восток. Это основной комплекс вопросов для обсуждения.
Также обсуждению подлежат вопросы участия двух стран в различных интеграционных объединениях, дальнейшая судьба интеграционных объединений с участием России и Казахстана, которые уже созданы - ЕврАзЭС, УДКБ. Сейчас появляется информация о том, что Казахстан, якобы, активно налаживает сотрудничество с Европой, с Европейским союзом. Я думаю, что в этом аспекте должны быть уточнены основные параметры работы Казахстана и России по интеграции, как на двусторонней основе, так в рамках участия наших стран в интеграционных объединениях, в которых Казахстан и Россия заинтересованы, прежде всего.
- На какой стадии сегодня находится вопрос о Таможенном союзе?
- Судя по последней информации, план, по которому в 2007 году должны быть согласованы основные документы, и Таможенный союз должен начать работать, скорее всего, не будет выполнен. Несмотря на политическую волю наших руководителей, довести эти документы и подписать на уровне исполнителей, экспертов, представляющих правительства наших стран, пока не удается. Возникает очень много вопросов, которые пока не находят решения.
- Что тормозит этот процесс?
- Экономики наших стран достаточно близки, но и темпы реформ, и законодательная база у нас разнятся. Но самое главное - очень сложная методика исчисления доходов каждой страны в условиях Таможенного союза. Должна быть создана какая-то надгосударственная структура, которая будет собирать таможенные платежи. Потому что ни Казахстан, ни Россия не должны собирать их по отдельности. Нужно создать механизм, в соответствии с которым таможенные платежи будут распределяться между бюджетами наших стран. Это ключевой вопрос. Вопросы согласования таможенных тарифов, я думаю, решить гораздо проще: можно составить единый список товаров, которые подлежат таможенному оформлению и таможенной пошлине. А принцип сбора этих таможенных пошлин и их распределение между нашими странами - самый сложный момент.
- Что нового в сегодняшних отношениях между Россией и Казахстаном?
- Сегодня более актуальна реализация всех ранее достигнутых договоренностей в сжатые сроки. Существует проблема с Оренбургским газоперерабатывающим заводом. Вроде бы решение есть, а реализация идет очень медленно. Очень давние проблемы: это взаимоотношения с РАО ЕЭС и создание СП на базе Экибастузской ГРЭС-2, создание водо-энергетического консорциума, о котором давно говорится, но вопросы не решаются. Я думаю, что сейчас ставится вопрос не о выдвижении каких-то новых инициатив, а о реализации тех договоренностей, которые есть на сегодняшний день. И самое главное - реализовать их надо без купюр, без ревизий. Как договорились, так и делать. Надо просто внести дополнения в эти ранее достигнутые договоренности.