Центральная Азия 2007 года.Часть 3.
12/12/07 Ia-centr.ru
Власов А.В.
"Азиатская демократия" - модель кыргызской сборки.
12 декабря 2007
Развал тандема Бакиев-Кулов, массовые протесты оппозиции, дальнейшее ухудшение экономического и социального положения в стране, роспуск Парламента, референдум по новой Конституции, избрание нового состава Жогорку Кенеш - таковы основные вехи политической жизни Кыргызстана в текущем году.
В итоге, 2007 год так и не стал годом стабилизации обстановки в Кыргызстане, хотя определенные тенденции к смещению политического баланса сил в сторону Курманбека Бакиева были все же налицо.
Отставка Феликса Кулова взорвала ситуацию в стране, но не привела к системному кризису власти. Прежде всего, у Курманбека Бакиева оказался гораздо больший ресурс для эффективного противостояния оппозиции, нежели у Аскара Акаева в дни "тюльпановой революции". Кроме того, сама оппозиция оказалась расколотой, в критический момент, после создания Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана». В ряды оппонентов Кулова уходят Алмазбек Атамбаев, Азимбек Бекназаров, Роза Отунбаева, Эдиль Байсалов и некоторые другие политики, для которых силовой вариант противостояния с властью был, по разным причинам, неприемлим.
Очевидно, что и Россия, в конечном счете, сделала ставку на сохранение нынешней власти, а уж про Пекин и говорить нечего. Следовательно, карты Феликса Кулова изначально выглядели слабее. Провал апрельского митинга только подчеркнул слабость оппозиции, хотя бы еще потому, что никаких программных тезисов по выводу страны из экономического и социального кризиса явлено им не было, а популистские разговоры о более тесной интеграции с Россией легко блокировались аналогичными пиар-ходами президентской стороны. Лозунги: "Долой!" имеют свойство надоедать при слишком частом исполнении.
Очевидно, что Курманбек Бакиев принес в жертву тактической победе над Куловым возможность сформировать полностью подконтрольное правительство, выбрав вариант с приглашением в правительство представителей умеренной оппозиции. "Лебеди, раки и щуки" кыргызской политики поспособствовали окончательному развалу единого лагеря президентских оппонентов, но с точки зрения креативности правительства все было далеко не так безусловно.
Кабинет Алмазбека Атамбаева никаких особых экономических подвигов не явил, ну, а то, что саммит ШОС все-таки прошел в Бишкеке - заслуга, прежде всего, самого Президента Кыргызстана и тех внешних сил, которые его поддержали. Зато все хорошо запомнили слова премьера (!) журналистам: «Сегодняшнее правительство Кыргызстана - это фиктивный кабинет министров, который ничего не решает».
Фраза была произнесена по поводу ситуации в энергетическом секторе страны, но, в равной степени, она могла характеризовать весь вектор отношений правительство - экономика Кыргызстана. Темпы развития экономики резко замедлились к осени 2007 года, в связи с уменьшением объемов розничного товарооборота к соответствующему периоду 2006 года вследствие резкого повышения цен на основные виды продовольственной продукции. За январь-сентябрь 2007 года уровень инфляции составил 10,3 процента. В сентябре стоимость хлеба в ряде регионов подорожала в три раза. В отдельных райцентрах страны буханка весом в 650 грамм оценивалась в 32 сома, то есть почти сравнялась с обменным курсом американского доллара. "Зерновой кризис" нанес дополнительный удар по карманам простых жителей страны. Правительство заявило, что резкий рост цен на основные продукты питания обусловлен запущенностью аграрного сектора и высокой чувствительностью отечественного рынка к ценовым колебаниям на мировых продуктовых рынках. Правительство Кыргызстана выделило 750 млн. сомов (около $20 млн.) для стабилизации цен на хлеб. Но расклад цен был показательным, учитывая, что средняя зарплата по стране в районе 100 долларов.
И именно в этот момент Курманбек Бакиев делает еще один ход. Референдум, состоявшийся в Кыргызстане 21 октября, принятая по его итогам Конституция открывают новый этап в политическом развитии страны. 16 декабря впервые за все годы независимости, пройдут выборы в парламент по пропорциональной системе. Реализовано, кстати, одно из главных требований кыргызской оппозиции. Но, вместе с тем, это решение заметно усиливает позиции самого Бакиева, позволяю ему через "партию власти" установить желанный контроль над Жогорку Кенеш.
Какие ключевые положения новой Конституции можно выделить? Прежде всего, республика становится "светским" и "социальным" государством. Бонус для тех сил, которые обеспокоены ростом исламистских настроений и, одновременно, очередной популистский ход Бакиева, поскольку мало назвать государство социальным, нужно элементарно обеспечить достойный уровень жизни для населения, что гораздо сложнее.
В президентском проекте Основного Закона соседствуют традиции и новации - Новым проектом Конституции также закрепляется возможность проведения курултаев, являющихся исторической традицией киргизов. Впрочем, решения курултаев могут носить только рекомендательный характер. А вот президенту Кыргызстана новая Конституция добавила разнообразных преференций. Отрешить его от власти теперь можно только при соблюдении достаточно сложной процедуры и при поддержке 3/4 депутатского корпуса. Специально под выборы была сформирована президентская партия "Ак Жол" и вслед за принятием новой Конституции, Курманбек Бакиев рассчитывает достичь столь же внушительного успеха на парламентских выборах. Не случайно, что одновременно с рефередумом по Конституции население Кыргызстана голосовало и за новый "Кодекс о выборах".
Однако неизбежная победа на выборах партии "Ак жол" сама по себе мало что изменит. Оппозиционные политики и вовсе опасаются, что в следующий состав депутатского корпуса войдут лишь члены одной партии "Ак жол", которую возглавляет президент Бакиев. Именно на нее сейчас работает вся государственная машина, - убежден представитель партии "Ата-Мекен" Кубатбек Байболов. В своем интервью кыргызским СМИ он отметил: « На фоне предоставления невероятных преимуществ партии власти, не смотря на то, что президент всех уверяет, что они не будут злоупотреблять административными ресурсами, на местах происходят просто чудовищные злоупотребления. Всех бюджетников, особенно учителей и врачей, просто насильно загоняют в одну партию. Всем чиновникам на местах даны жесткие задания о необходимости работать на одну партию».
Но все-таки аналогии с казахско-узбекским опытом тут вряд ли уместны, поскольку хорошо вводить "азиатскую демократию" когда карманы пухнут от нефтедолларов и плохо, когда на самой шикарной базе приемов не всегда есть горячая вода. Наиболее вероятен исход выборов, при котором партия власти наберет 50-60% голосов, дав возможность коммунистам Исхака Масалиева и демократической «Туран» во главе с экс-спикером парламента Тайырбеком Сарпашевым пройти в Жогорку Кенеш. Можно согласиться с местными политологами, которые считают подобный вариант единственно возможным для сохранения хоть какой-то политической стабильности. Но, замечу, все перечисленные партии играют по сути общую партию. Знакомые очертания "центрально-азиатских демократий". За одним исключением. Ситуация удерживается под контролем Президента не столько исходя из его собственной силы, сколько из слабости оппозиции.