Кыргызстан в ожидании завтра
10/08/10 11:22, Бишкек - ИА «24.kg», Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Действие комендантского часа и чрезвычайного положения на юге Кыргызстана, объявленного новыми властями под руководством президента переходного периода Розы Отунбаевой в период разгоревшегося там межэтнического кровавого противостояния, завершилось. И практически в тот же день начался священный для всех мусульман месяц Рамазан. Но политический бомонд замер отнюдь не в святом трепете в преддверии великого мусульманского поста, а в предвкушении парламентских выборов-2010.
Они назначены на 10 октября, несмотря на то, что многие выступали за перенос даты, предсказывая новые беспорядки, которые не только усугубят и без того непростое положение на фронте межнациональных отношений, но еще и приведут к расколу страны на север и юг.
А мне летать охота
Между тем, некоторые эксперты откровенно недоумевают по поводу того, зачем тратить народные деньги и время на организацию этого полномасштабного перфоманса, когда результат уже известен. То, что парламент получится разношерстным и разнокалиберным, - понятно и без гадания на картах Таро. Достаточно взглянуть на пестрое ассорти партий, претендующих на места в Жогорку Кенеше. Не последнюю роль в поведенческой линии той или иной организации, прорвавшейся в парламент, будет играть фактор черного честолюбия ее лидера и членов политбюро.
Места в депутатской ложе ныне стали особенно дороги, поскольку по новой Конституции партия-победитель получает возможность формировать правительство, выбирать премьер-министра и диктовать главе государства свою волю не на площади, а в зале заседаний. Сам же лидер страны, по принятой редакции Основного закона, становится неким симбиозом английской королевы и президента Германии, касательно непосредственно ему делегированных номинальных полномочий.
Не будет плестись в хвосте и оппозиционное меньшинство. В пределах, ограниченных парламентским регламентом, можно создать свою коалицию и при возможности блокировать не пришедшиеся по вкусу законопроекты, не давая партии большинства единолично протаскивать спущенный «сверху» документ.
По крайней мере, так выглядит работа многопартийного Жогорку Кенеша в теории. Эта же схема прописана и в Конституции, одобренной июньским всенародным голосованием.
То, что это будет самый политизированный парламент и время у новоизбранных слуг народа будет уходить на выяснение отношений друг с другом и с правительством, сомнений не вызывает.
Но пока это в будущем, а в ближайшей перспективе Кыргызстану предстоит пережить жесткую предвыборную борьбу претендентов на депутатские мандаты.
Пришел, увидел и пролез
Отдельные политологи предрекают, что предстоящие выборы станут самыми кровавыми в истории новейшего Кыргызстана. «Я не исключаю, что может вспыхнуть гражданская война. Посмотрите, партийные боссы окружили себя отрядами вооруженных бойцов. Причем они сами в целях, так сказать, поддержки молодежных крыльев, вооружили их. Да и у населения на руках внушительных размеров арсенал. А если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить - закон жанра», - считает глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
На юге Кыргызстана, где еще полтора месяца назад шла братоубийственная война, люди с опаской ждут политической развязки и поговаривают, что за голоса избирателей здесь партийные лидеры готовы бороться в прямом смысле с оружием в руках. Да и в самих партиях не скрывают, что к их политической окраске добавила пятен и региональная принадлежность партийных вождей.
Политические организации уже разделились на северные и южные и, соответственно, поделили на эти две категории и электорат. «Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что партии будут опираться сугубо на свои изначально выбранные узкие электоральные группы. То есть говорить, что в этом парламенте будут представлены партии общереспубликанского значения - затруднительно», - сказал политолог Марат Казакпаев.
Между тем, Кодекс о выборах 2007 года, доставшийся в наследство новым властям, предусматривает региональную квоту в 0,5 процента, включая города Ош и Бишкек. Не набрав ее, даже при преодолении пятипроцентного барьера, партия пролетает и в ЖК на ближайшие пять лет ей путь заказан.
Однако пока возмущенного гласа потенциальных участников предвыборной гонки не слышно. Похоже, все с правилами игры заочно согласны.
Политологи опять же уверяют, что это ограничение на победный въезд в ЖК поможет остаться на плаву только настоящим крупным партиям, тогда как их мелким конкурентам придется повременить с законотворчеством.
В то же время другие эксперты, в частности глава Фонда политических исследований Ишенбай Абдуразаков, утверждают, что квота будет тормозить партийное строительство и не позволит развиваться мелким партиям.
Но там, где действует закон неестественного отбора, побеждают даже не по числу членов в партии и набору витиеватых лозунгов в предвыборной программе, а по величине кармана.
Предвыборные кампании в Кыргызстане давно перестали быть борьбой идеологий, уступив место битве кошельков с налетом национального колорита, сопровождающегося подкупом избирателей за мешок картошки. А потом удивляемся, почему это кыргызстанцы с такой легкостью за 500 сомов соглашаются «кетсинить», выступая в авангарде «попранной» на выборах партии или отправленного в отставку чиновника.
Уже известно, что в некоторых партиях, претендующих на победу в предстоящей парламентской гонке, места в первой десятке партийного списка стоят до $300 тысяч. Вот и изучайте эти партийные списки более внимательно.
«Если ты продаешь свою совесть, свою позицию, то ты уже не гражданин. Ты торгаш, и Кыргызстан не государство с гражданами, а территория, населенная людьми с определенными интересами», - справедливо заметила Чолпон Джакупова.