«Open Democracy»: Может ли Кыргызстан преодолеть мрачное наследство Бакиева? Анализ Б. Абдрисаева
14.10.10 15:12, Zamandash press
Кыргызские выборы: рождение демократии?
Недавно прошедшие парламентские выборы в Кыргызстане были объявлены свободными и справедливыми, но Россия и ее центрально-азиатские соседи чувствуют себя под угрозой со стороны кыргызской демократии. Будет ли способна страна жонглировать своими отношениям с ними и с Китаем и США? Бактыбек Абдрисаев задается вопросом о том, может ли быть преодолено мрачное наследство президента Бакиева.
7 апреля 2010 года разгневанные толпы пошли на штурм здания правительства Кыргызстана, свергнув режим Курманбека Бакиева. Клептократическое правительство оказало сопротивление, используя смертоносное насилие против протестующих. Были убиты около ста человек. Один из них был моим племянником, его звали Рустан. Вчера его жена родила его первого сына, Белека. Рождение почти совпало с парламентскими выборами Кыргызстана, и им было отмечено завершение еще одного периода беременности: того, который последовал за революцией. Родилась ли подлинная демократия в Кыргызстане? Мы не будем знать ответа на этот вопрос на протяжении некоторого промежутка времени, но то, каким образом курс демократии разворачивается в Кыргызстане, будет значить многое для Белека и его поколения.
Начальные признаки видятся положительными. Не было никакого насилия, несмотря на некоторый буйный энтузиазм при процессе голосования. Выдвигались обвинения о вмешательстве в процесс голосования, но, во всяком случае, это указывает на факт того, что в стране теперь есть значительное число хорошо организованных, целеустремленных политических партий. Первые результаты уже демонстрируют явный разрыв с прошлым. До этого момента основные выборы всегда, как казалось, завершались выражением подтверждения существующей концентрации власти в Бишкеке, независимо от того, кто бы у нее ни находился. Учитывая общее состояние разочарования, которое кыргызы выражали в отношении событий в своей стране за прошлое десятилетие, существуют все основания относиться с подозрением к тем результатам. Но в ходе воскресных выборов не было выявлено явных лидеров. Пять партий появились в качестве потенциальных кандидатов на то, чтобы сформировать новое правительство: одна из них явно связана с личностями эры Бакиева, другие представляли различные оттенки оппозиционной политики.
Эра Бакиева в настоящее время прошла, но вопрос заключается в том, может ли быть преодолено его мрачное наследие. Марш Бакиева к власти начался с налета на Джалал-Абадский филиал Национального Банка зимой 2005 года. Государственные средства были изъяты для того, чтобы поддержать усилия Бакиева по привлечению к себе оппозиции Акаеву и сгладить его путь к президентству. Это вполне могло бы послужить метафорой для того, что последовало потом. В течение пяти лет Бакиев нанес колоссальный ущерб Кыргызстану, управляя страной как личным феодальным владением. Его закадычные дружки контролировали деловые круги, и занимать должности могли только те, кто был лоялен к нему. Там властвовало преобладающее ощущение того, что имеющиеся там возможности заключались в их эксплуатации для личной выгоды и в пользу расширенной семьи или клановых групп. Понятие общественного доверия и служения стране стали объектами насмешек.
Бакиев выставлял себя в качестве сильного центрального лидера - он утверждал, что укрепил власть и престиж президентства. Но фактически он достиг совершенно противоположного результата. Реальной мерой силы любого правительства является легитимность, которую оно приобретает в глазах своего народа. Используя свое правление в качестве инструмента для обогащения себя и своей небольшой банды сторонников, Бакиев сделал больше, чем любой предыдущий правитель, чтобы подорвать легитимность и власть кыргызского государства. Беззаконие и насилие, которые последовали в конце весны и достигли своего апогея в ходе ужасающего насилия в Оше и его окрестностях в первую неделю июня, были в некотором смысле предвиденным результатом разгрома государственных институтов Бакиевым.
Падение Бакиева также было периодом беспрецедентной и часто вызывающей беспокойство грубой националистической риторики в Кыргызстане. Частично это походит на ксенофобию, которую мы видим во многих странах, когда экономика ухудшается и растет безработица; меньшинства и иностранцы превращаются в готовые цели. Но в случае Кыргызстана это произошло также и потому, что Бакиев рассматривался в качестве президента, коррумпированная природа которого легко эксплуатировалась в интересах иностранцев. Правильно это или нет, но большинство кыргызов сегодня убеждено в том, что сделка, которую Бакиев совершил с американцами в отношении базы «Манас», была использована для его собственного обогащения и принесла очень мало пользы кыргызскому правительству. Эти подозрения сегодня усиливаются маниакальной тайной, окружающей продолжающиеся операции американского подрядчика. Отказ Америки передать этот бизнес недавно созданной государственной нефтяной компании - хотя она и имеет регулярно дело с государственными нефтяными компаниями в других странах-хозяйках - усиливает подозрения об американских намерениях и представляет собой раздражающую демонстрацию отсутствия доверия со стороны Америки к нашей растущей демократии. Однако в настоящее время вера Кыргызстана в демократию будет проходить проверку. Среди скептиков, стоящих у обочины, находятся наши соседи в Центральной Азии, которые однозначно ощущают себя подвергающимися какой-то угрозе через нашу готовность встать под знамена демократии. Тревожит то, что к ним относится Россия, которая неправомерно обижалась на наш отход от сильной президентской системы российского стиля к тому, что находится ближе к континентальной европейской модели. Но является фактом то, что, в то время как эта система работала хорошо в России, в Кыргызстане она превратилась в бедствие. В ближайшие недели разгоряченная риторика выборной кампании должна быть отложена в сторону и прагматизм практической политики должен выдвинуться на передний фронт. Стабильное новое правительство должно быть создано из конкурирующих партий, это должно быть правительство, способное к гармоничному управлению совместно с президентом Розой Отунбаевой, которая продолжит осуществлять контроль над вопросами иностранной и национальной безопасности.
Перед этим новым правительством будут стоять три главных задачи: · Восстановление уважения к верховенству закона и к кыргызскому государству, пресечение беззакония и насилия, которые распространились по всей стране, особенно на юге, и защита основных прав всех граждан независимо от их этнического происхождения. Это означает восстановление власти правительства на юге страны, который эффективно превратился в автономный регион, где притеснение меньшинств осуществляется в качестве своего рода политического спорта. · Налаживание отношений с международным сообществом. Прежде всего, это будет жонглированием отношений между Соединенными Штатами, Россией и Китаем, и в частности поддержанием легитимных интересов в сфере безопасности всех трех из них способами, которые не причинят вреда суверенитету и независимости Кыргызстана. Самую большую сноровку в этом отношении необходимо будет проявить для решения проблем, связанных с «Манасом», рассматриваемым многими кыргызами в качестве выгребной ямы коррумпированного влияния, который таким образом позволит ведение войны против «Талибана» в Афганистане, не подрывая кыргызскую демократию. Но Кыргызстан также должен наладить стабильные положительные отношения со своими двумя намного более крупными центрально-азиатскими соседями - Казахстаном и Узбекистаном. Оба в настоящее время ведут себя так, будто демократические выборы в Кыргызстане угрожают им. У них нет законных оснований для беспокойства. Бацилла демократии, если она в действительности обосновывается в Кыргызстане, вряд ли распространится в качестве своеобразной необузданной инфекции. · Перезапустить экономику страны, обеспечивая чувство стабильности и положив конец вмешательствам правительства в бизнес, привлекая иностранные инвестиции в страну и взимая налоги таким образом, чтобы правительство могло покрыть свои существенные расходы. В конце концов, реальная проверка на демократический успех в Кыргызстане проста: обеспечит ли она путь Белеку и его поколению к тому, чтобы жить мирной, здоровой и преуспевающей жизнью? Демократия будет только тогда иметь успех, если она обеспечит стабильность и экономику, которая позволит умным, трудолюбивым гражданам стать богатыми.
(Бактыбек Абдрисаев был послом Кыргызстана в Соединенных Штатах с 1997 по 2005 годы, и в настоящее время является приглашенным профессором истории и политологии в Университете Долины Юта).
Бактыбек Абдрисаев «Open Democracy», 12 октября 2010 года Перевод - «Zpress.kg-UVU»