Узбекистан: Мусульмане с настороженностью приветствуют смягчение позиции государства по отношению к Рамадану
Четверг, 1 сентября, 2011 - 02:01, Eurasianet: Russian Edition
В этом году священный месяц Рамадан особо запомнится правоверному мусульманину Солижону, владельцу небольшого ресторанчика в узбекском Андижане. В отличие от прежних лет, во время Рамадана этого года власти не принуждали его продавать алкоголь и сообщать о своих набожных посетителях.
Узбекские власти давно с недоверием относятся к отправлению религиозных обрядов, опасаясь, что это приведет к нарастанию религиозных настроений, которые многие представители властей приравнивают чуть ли не к экстремизму. В прошлом государство запрещало проведение связанных с Рамаданом мероприятий и жестко контролировало мечети. В Андижане власти даже заставляли владельцев местных лавочек и ресторанов продавать алкоголь, который находится у правоверных мусульман под запретом. Солижон и его друзья из числа верующих с одобрением отзываются о произошедших переменах, хотя и подозревают, что ослабление централизованного контроля является явлением временным и не означает кардинального пересмотра печально известного ограничительного подхода узбекского государства к религии.
Более 90 процентов 26-миллионного населения республики причисляют себя к последователям ислама, придавая особое значение месяцу Рамадану, когда мусульманам от рассвета до заката надлежит воздерживаться от еды и питья.
Верующие были сильно удивлены, когда еще до начала Рамадана президент Ислам Каримов поручил чиновникам принять меры по проведению религиозного праздника. Беспрецедентным постановлением Ислам Каримов объявил Ид-аль-Фитр - день, знаменующий окончание поста (который в этом году приходится в Узбекистане на 31 августа), - национальным праздником, отдав распоряжение государственным СМИ обеспечить всестороннее и позитивное освещение официальных праздничных мероприятий по случаю Рамадана.
Представители мусульманского духовенства - назначаемые государственным Духовным управлением мусульман (муфтиятом) - должным образом комментируют новый подход. "Наше правительство обеспечивает равные права верующим всех конфессий. Могу с уверенностью сказать, что в стране не имеется никаких ограничений на исповедование религии, и недавнее постановление [президента] является тому ярким подтверждением", - заявил 29 августа один из представителей муфтията в выступлении по государственному телевидению.
По оценкам независимого информационного вебсайта Uznews.net, во время Рамадана пост соблюдают свыше 50 процентов взрослого населения республики. По мнению многих в Узбекистане, эти цифры преувеличены, но, судя по имеющимся признакам, религиозность в стране находится на подъеме. Двери ресторанов в городах на всей территории Узбекистана в пост закрываются, а их владельцы фиксируют резкое сокращение потребления спиртных напитков.
На взгляд верующих, новый подход властей к Рамадану отражает наблюдаемую в последнее время тенденцию по смягчению позиции государства к религии. Государство продолжает преследовать верующих, но уже не в том масштабе, что прежде, когда мусульман арестовывали и бросали за решетку по обвинению в принадлежности к таким запрещенным организациям, как Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и "Хизб ут-Тахрир". По словам представителей властей, они попросили местные общины приглядывать за своими членами.
Угроза религиозного экстремизма в последние годы пошла на спад, и "власти чувствуют себя более уверенно и спокойно" в этом отношении, сказал EurasiaNet.org представитель вооруженных сил страны, пожелавший остаться неназванным. "Мы одержали победу над внутренним и внешним врагом и достигли стабильности", - отметил он.
Неудивительно, что верующие, критиковавшие в прошлом позицию государства, испытали облегчение. Теперь, "если проявлять лояльность властями и не вмешиваться в политику, можно пользоваться некоторой свободой, в том числе и свободой вероисповедания", - говорит владелец ресторана Солижон.
По признанию местных властей, ослабление давления со стороны центральных властей принесло облегчение и им. По словам одного чиновника из Ферганы, из-за наступления на религиозное инакомыслие, имевшее место в прежние годы, они оказались как бы между молотом и наковальней. Местные чиновники связаны семейными и дружескими узами с представителями местных общин, и распоряжения центральных властей сообщать о гражданах и брать под арест подозреваемых в принадлежности к запрещенным религиозным организациям способствовали созданию на местах обстановки напряженности.
И все же большинство верующих не думают, что произошедшие изменения положат конец действию ограничительного религиозного законодательства. Служба национальной безопасности по-прежнему оказывает гигантское влияние на политику государства в области религии. По утверждению информированных источников, публичные отправления молитв во время Рамадана были разрешены лишь в мечетях, санкционированных СНБ. Ношение хиджабов в общественных местах по-прежнему запрещено, а государственные СМИ, несмотря на президентский указ, уделяли мало внимания Рамадану, отдавая предпочтение освещению мероприятий, приуроченных к предстоящим мероприятиям по случаю празднования Дня независимости 1 сентября.
Нынешнее смягчение подхода правительства к Рамадану не помешало местным властям заставлять учителей и учащихся, многие из которых придерживались поста, участвовать в длительных репетициях мероприятий по случаю Дня независимости. "Очень утомительно было выстаивать целый день на жаре без воды и питья", - говорит один из соблюдавших пост ферганских учителей.