CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Газовый апофеоз :: Интернет-журнал "Оазис"

26 ноября 2011

Газовый апофеоз

? 22 (162) НОЯБРЬ 2011, Интернет-журнал "Оазис"

Мяхри Атаева (Ашхабад)

Международная конференция «Нефть и газ Туркменистана - 2011», проходившая с 14 по 16 ноября в Ашхабаде, как и ожидалось, снова преподнесла сюрпризы. Вице-премьер туркменского правительства Ходжамухамедов, курирующий ТЭК, сообщил, что за последние шесть лет оценочные запасы углеводородов на территории Туркменистана выросли более чем на 55 процентов. В частности, доказанные запасы газа отныне составляют 25,213 трлн. кубометров.

При этом Ходжамухамедов ссылался и на данные аудита, проведенного британской аудиторской компанией Gaffney, Cline & Associates, которая назвала группу газовых месторождений «Южный Иолотань» второй по запасам в мире. Компания оценила запасы туркменского месторождения в 13,1-21,2 трлн. кубометров. Столь большой разброс в оценках британские аудиторы оправдывают тем, что не все границы месторождения исследованы с точностью, и существует большая вероятность в увеличении объявленных запасов.

К слову сказать, следует забыть название «Южный Иолотань». На состоявшемся 12 ноября совещании правительства вице-премьер правительства обратился к президенту Бердымухамедову с просьбой присвоить группе месторождений «Южный Иолотань», «Минара», «Осман» общее название «Галкыныш» («Возрождение»). Ходжамухамедов обосновал эту просьбу новым открывшимся обстоятельством: туркменские геологи доказали единство этих и соседних газовых месторождений, являющимся по сути «одним гигантским месторождением». При этом он снова сослался на результаты аудита Gaffney, Cline & Associates, но назвал уже другую цифру - 26,2 триллиона кубометров газа. Откуда взялся бонус в виде нескольких триллионов кубометров газа, Ходжамухамедов не пояснил, как и не стал останавливаться на таком большом люфте между цифрами оценок запасов газа, уверенно ориентируясь на максимальную, еще и прибавляя к ней. Да у него никто и не спрашивал о таких мелочах, - президент просьбу о переименовании «Южного Иолотаня» в «Галкыныш» удовлетворил, подписав соответствующее постановление.

Другим несомненным успехом Бердымухамедова являются итоги переговоров с властями Пакистана, куда он совершил краткосрочный визит накануне. Так, по сообщениям СМИ, в результате переговоров было подписано соглашение о цене на газ, который Туркменистан собирается поставлять в Пакистан по газопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). По сообщению Reuters, представитель туркменской стороны заявил о фактическом завершении всех переговоров: «Мы уже договорились о цене, соглашение готово, контракт готов, остались только некоторые процедурные вопросы». Но не эти «процедурные» вопросы привносят скепсис в оценку, несомненно, успешного результата переговоров. 750 километров трассы газопровода ТАПИ проходит по территории дружественного обеим сторонам Афганистана. Дружественного, но воюющего. Ситуацию осложняет и то, что до сих пор не определен оператор, который возьмется за строительство трубопровода по территории Афганистана, как и оператор, которой займется его эксплуатацией.

Туркменистан придерживается твердого правила - продавать газ на своей границе, избегая всех транзитных рисков. Пакистан согласен покупать газ тоже только на своей границе. Обе стороны оставляют 750 километров трубопровода в газообразном состоянии, как и планируемый к транспортировке по нему газ. Туркменские дипломаты несколько раз давали понять, что у них существуют конкретные договоренности с лидерами территорий, по которой пройдет газопровод, о его охране, которая будет осуществляться в обмен на некие предполагаемые дивиденды. Но горькая правда заключается в том, что все эти локальные лидеры, они же полевые командиры, не являются субъектами договорного, тем более международного права, и у них совершенно иные представления об обязательствах и их исполнении. Таким образом, афганский участок ТАПИ как был, так и остался неразрешимой проблемой. Даже если трубопровод и будет построен, он всегда будет предметом шантажа, а значит и объектом высокого риска, до тех пор, пока в Афганистане не появится сила, способная не только дать гарантии сохранности трубопровода, но и реально обеспечить их.

Но особую эйфорию у президента Бердымухамедова вызывает нескончаемый поток визитов западных чиновников, убеждающих его принять участие в обеспечении газом энергетических проектов, идущих в обход России. В этом желании туркменской и западной сторон полностью совпадают: Европе нужна диверсификация источников газа, Туркменистану - диверсификация поставок. Несомненен и прогресс в этих намерениях. Если год назад Бердымухамедов только образно намекал на возможность поставок газа в Европу, не называя конкретных механизмов, то сейчас он уже уверенно произносит «Набукко» и Транскаспийский трубопровод, не опасаясь реакции и даже противодействия России. Особой уверенности в заявлениях Бердымухамедову прибавил факт делегирования Европейским Союзом мандата Европейской Комиссии на ведение переговоров по определению правовой базы, которая бы обеспечила юридическую основу строительству Транскаспийского трубопровода.

И это было сделано неспроста. Вопрос о юридическом статусе Каспийского моря является до сих пор неразрешимым. Хотя западные дипломаты «не видят проблем» в строительстве газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном, заявляя об их суверенном праве на такой проект, как между двумя соседствующими государствами. Стоит отметить, что такие заявления делаются еще до формальной разработки правовой базы строительства, на что и был выдан мандат Европейской Комиссии. Тем не менее, эти действия уже позволяют туркменской стороне строить далеко идущие планы. Только за последний месяц Туркменистан посетили правительственные делегации Австрии, Венгрии, Румынии и Германии и всем им был обещан туркменский газ. Теперь уж не западные политики подталкивают туркменские власти к политически обязывающим заявлениям, а туркменские власти подталкивают Запад к более решительным действиям по преодолению проблемы юридического статуса Каспийского моря и нейтрализации противодействия России и Ирана любым транскаспийским проектам и присутствия на Каспии «третьих» сторон. Такая политика сталкивания лбами возможных конкурентов на туркменский газ и даже еще больше - создание и провоцирование возникновения таких условий давно является излюбленным механизмом туркменской политики, еще со времен президента Ниязова. При этом для всеобщего потребления и в качестве деклараций ранее Ниязов, а сейчас Бердымухамедов, говорит о начале практической реализации того или иного проекта, часто даже не упоминая о «мелких нюансах», которые осталось урегулировать.

Но и в этом случае эти «нюансы» играют роль ложки дегтя. Если бы Туркменистан и Азербайджан начали строительство Транскаспийского трубопровода своими силами и при участии национальных операторов, то аргументы противников этого проекта были бы крайне слабы. Но Туркменистан продает свой газ исключительно на границе и всячески дистанцируется от строительства трансграничных магистралей. Азербайджан тоже не спешит с участием в этом проекте, рассматривая Туркменистан на европейском рынке скорее как конкурента, нежели партнера. К тому же у обеих стран нет ни технологической базы, ни финансовых ресурсов для самостоятельного строительства трубопровода через Каспий. Значит, для строительства понадобится некий оператор, консорциум, который возьмется за привлечение финансовых и технологических ресурсов. А вот появление «третьего», стороннего игрока на Каспии уже усилит аргументы для противодействия со стороны России и Ирана, которые однозначно и не раз заявляли о недопустимости проявления на Каспии интересов стран и/или организаций, не примыкающих непосредственно к Каспию, как это в очередной раз сделал российский МИД 13-го сентября.

Именно поэтому туркменские власти каждый раз резко и нервно реагируют на любое упоминание о возможных проблемах и «нюансах», которые могут возникнуть при реализации того или иного проекта. На упомянутое заявление российского МИДа МИД Туркменистана отреагировал молниеносно, назвав позицию России по Транскаспийскому газопроводу «контрпродуктивной»: «Обращает на себя внимание даже не сама аргументация, слабость которой очевидна, а контрпродуктивная постановка вопроса, направленная на искажение сути и содержания энергетической политики Туркменистана». И в качестве развернутого ответа был опубликован материал «Энергетическая стратегия Туркменистана: европейский вектор сотрудничества», где подробно представлена позиция Туркменистана и озвучены его однозначные намерения участвовать в строительстве Транскаспийского трубопровода, невзирая на мнения остальных прикаспийских стран.

Особого внимания заслуживает одна сентенция из этого программного документа: «Осуществление Транскаспийского маршрута диктуется не политической конъюнктурой, не желанием ущемить чьи-то интересы, а объективными потребностями экономического развития страны...». И вот почему.

В начале октября американская организация Crude Accountability опубликовала доклад «Личный карман президента (Бердымухамедова): нефть, газ и закон», где самым подробным образом и на большом фактическом материале показано, что властями Туркменистана создана уникальная коррупционная схема увода в теневую экономику 80-ти процентов всех доходов, поступающих в страну от продажи углеводородного сырья - нефти и газа. При этом данная схема закреплена на уровне законодательства страны и позволяет 80-ти процентам углеводородных доходов проходить мимо бюджета республики и растворяться под полным контролем президента Бердымухамедова. О том, что данный доклад попал в цель, свидетельствуют разные факты. Например, сразу после публикации доклада на сайте «Туркменистан: Золотой век» был блокирован раздел «Законы», который содержал нормативную базу, в том числе и ту, на которую ссылался упомянутый доклад. Таким образом, власти фактически перевели в раздел «секретно» все национальное законодательство, представленное в интернете. А во время проведения всех международных конференций, включая и конференцию «Нефть и газ Туркменистана - 2011», ни в одном из туркменских СМИ не появилось ни одного упоминания о Государственном агентстве по управлению и использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана. А именно это Агентство было выявлено докладом Crude Accountability в качестве главного механизма узурпации президентом Бердымухамедовым углеводородных ресурсов Туркменистана и увода в «тень» поступающих в страну денег за продаваемые за рубеж нефть и газ.

По имеющейся информации, западные партнеры Туркменистана всерьез отнеслись к этой публикации и в настоящий момент изучают все возможные последствия сотрудничества со страной, имеющей столь коррупционно ёмкое законодательство и традиционно занимающей последние места в рейтингах демократичности и соблюдения прав человека. И фраза из программного документа об «объективных потребностях экономического развития страны», в контексте этого доклада, уже имеет, как минимум, двойственный смысл.

Тем не менее, на прошедшей конференции «Нефть и газ Туркменистана - 2011», европейские партнеры проявляли сдержанный, но оптимизм в отношении дальнейшего сотрудничества с Туркменистаном. Так Бриджит Бихлер, старший менеджер проекта Nabucco, OMV Gas & Power GmbH, заявила Reuters, что 2012 год будет решающим годом для «Южного коридора». «Завершение рамочного соглашения о поддержке между Туркменией, Азербайджаном и ЕС будет решающим и будет способствовать принятию всех будущих решений». Но тут же добавила, что «...постройка Транскаспийского трубопровода «юридически возможна», а коммерческая целесообразность проекта «находится в стадии оценки».

Не обошлась конференция и без очередного казуса. Глава концерна «Туркменгаз» Ханалыев неожиданно заявил, что Туркменистан ведет переговоры с мировыми компаниями, готовыми оказать помощь в укладке внутреннего газопровода «Восток-Запад» от месторождения «Южный Иолотань» (ныне «Галкыныш») до побережья Каспийского моря, где он соединится с Транскаспийским газопроводом. Ранее сообщалось, что Туркменистан построит этот газопровод за счет собственных ресурсов, и даже уже построил какие-то участки. Но, видимо, на этом внутренние финансовые и технологические ресурсы страны и закончились.

Но картина газового апофеоза была бы неполной, если не упомянуть пришедшийся на конец прошлой недели очередной российско-туркменский газовый скандал. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев, выступая на канале «Вести 24», поставил под сомнение заявленные туркменской стороной величины газовых запасов. При этом он не удержался от довольно недипломатических выражений, назвав туркменскую энергетическую политику «политиканством», поставив под сомнение способность Туркменистана выполнить все декларируемые обязательства по поставкам газа на мировые рынки и обвинив власти Туркменистана в сокрытии результатов аудита газовых запасов.

Как традиционно происходит в таких случаях, туркменский МИД практически моментально среагировал на эти высказывания Медведева и опубликовал опровержение его слов. При этом МИД Туркменистана тоже традиционно сослался на результаты аудита, проведенного Gaffney, Cline & Associates, добавив, что высказывания Медведева являются «некорректными и носят неуважительный характер по отношению к партнерам».

Если с последним тезисом туркменской стороны можно согласиться, что заявления Медведева были далеки от корректных формулировок, то первый тезис туркменского «опровержения» не открыл ничего нового. Несмотря на откровенно хамскую форму, смысл слов Медведева как нельзя лучше передает отношение туркменской стороны к своим партнерам. Результаты аудита, за исключением цифр постоянно растущих запасов, до сих пор не переданы ни одному из «стратегических» партнеров. И в этом всегда была и остается главная интрига туркменских властей, - они предлагают вкладывать в добычу газа и транспортную инфраструктуру, но не раскрывают потенциальным инвесторам даже элементарных деталей проведенного аудита, это всегда было и остается самой главной государственной тайной Туркменистана. И основой всех политических интриг туркменского руководства.

Далее, подогревая газовый апофеоз, президент Бердымухамедов начал подготовку к визиту в Китай... китайцы не задают лишних вопросов и покупают газ без лишних интриг и условий. Но вот условия этой покупки - еще одна большая тайна и интрига.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяИ.Гук: "Нур Отан" готов к взятию парламента и, по заданию Н.Назарбаева, возглавит "широкое антикоррупционное движение"| ЦентрАзия
Следующая статьяМины замедленного действия :: Интернет-журнал "Оазис"