«Арабская весна»: все еще впереди?
06.01.2012 06:51, .dn.kz
Уроки арабских «революций» прошлого года никто толком не осознал, и поэтому они могут повториться уже в году наступившем
Юрий Сигов, Вашингтон
Какими бы важными ни были крупнейшие международные события ушедшего года (нестабильность в зоне евро, уничтожение Усамы бен Ладена, землетрясение в Японии), все это померкло перед значением основного из них - так называемой «арабской весны». Набора спонтанно (а кто по-прежнему утверждает, что организованных из США) происшедших выступлений народных масс против своих правителей в целом ряде арабских государств.
Что из всего этого в течение всего года происходило, какие лозунги выдвигали люди, выходя на улицы и площади своих городов, как реагировала на их выступления власть - все это будет еще неоднократно и тщательно анализироваться теми, кто арабским миром профессионально занимается, и даже теми, кому что арабы, что китайцы - все без разницы.
Любопытно, что весь прошлый год все эти «арабские революции» , а по сути дела, обычные народные бунты против жуткой несправедливости устроенных там режимов, все время чуть ли «не за уши» пытались притянуть к самым различным регионам, включая постсоветское пространство.
То предрекали вот-вот повторение этих событий в бывшем СССР, то конкретно вроде бы называли страны, где под влиянием «арабских ветров» все должно быстренько развалиться. А кто-то (уже по последним событиям) связал недавние события в Казахстане и митинги протестов в России именно с арабским поветрием свободы, и ни с чем иным.
Что во всех этих прогнозах-предсказаниях умышленная ложь, а что - просто глубокое заблуждение, не суть важно. Важно тут другое: «арабская весна» прошлого года отнюдь не закончилась, она будет продолжаться и в году наступившем. А вот как на нее прореагируют многие страны, кому этими самыми «весенними порывами» может попросту снести властные «крыши», станет ясно после того, как удастся хотя бы элементарно проанализировать «арабские уроки» 2011 года.
В Тунисе всех «достал» местный правитель. Но теперь непонятно, какой правитель тамошнее население устроит
Началась прошлогодняя «арабская весна», напомню, в небольшой североафриканской стране Тунисе, где бесконечно долгое правление месье бен Али достало местную интеллигенцию, молодежь и наиболее продвинутых бизнесменов. Народные массы, вышедшие на улицы туниских городов, просто хотели как можно скорее избавиться от команды бен Али и попытаться с помощью «народной протестной воли» жизнь в своей стране сделать лучше, чем она была все последние годы.
Крови в Тунисе в результате этой смены власти практически не было, особых погромов и разрушений - тоже, довольно оперативно удалось и провести там выборы. На которых к власти пришли весьма умеренные исламисты, которые ничего радикального народу не пообещали, но заверили, что хуже, чем при бен Али точно в стране не станет.
Тут надо учесть, что никакой промышленности в Тунисе нет, нефти и газа - тоже (и это, наверное, их счастье), все основные доходы страна имеет от туризма и финансовых операций с Францией и осевшими там свыше двумя миллионами тунисцами. Поэтому общий консенсус населения страны был однозначный: скорее навести порядок, и пусть по новой едут в Тунис на отдых главным образом европейские туристы.
Для ведущих стран Европы и США подобная сравнительно мирная смена власти в этой мало на что влияющей стране Северной Африки была наилучшим вариантом, и поэтому новую власть (пока она никакой угрозы Западу не представляет) приняли, что называется, «на ура». Сбежавшего в Саудовскую Аравию бен Али дружно осудили на словах (особенно «достойно» смотрится подобное осуждение со стороны Франции, где бен Али держал сотни миллионов долларов, всегда проводил там семейный отдых и выполнял все «ответственные поручения» Парижа во внешней политике), и уже к лету прошлого года о Тунисе фактически забыли.
Зато о другой стране Севера Африки - Египте - помнят до сих пор, да и «народная весенняя революция» там далеко не завершилась. С Египтом вообще все получилось куда опаснее и непредсказуемее. Страна эта - ведущая в арабском мире, население ее - под 90 миллионов, уровень образования (который никому там, правда, не нужен) - один из самых высоких в регионе. Так что «горючего революционного материала» там было полным-полно.
Что же там произошло во все те «весенние времена» прошлого года? Да просто обыкновенный военный переворот. Да, свергли многолетнего правителя и вроде бы диктатора Хосни Мубарака (даром, что учился он на летчика в СССР, а потом стал чуть ли не закадычным другом США и лично семьи Билла и Хиллари Клинтон). Но что теперь вместо него?
Военные, которые попытались поменять одного генерала на другого, по сути дела, политически так и не смогли навести в стране порядка. Прошедшие парламентские выборы уже привели к частичной власти довольно радикально настроенных братьев-мусульман. А у них на повестке дня -не только полная перестройка внутренних правил игры в социальной жизни в Египте, но и весьма опасные «международные новшества».
Так, египетские исламисты уже пообещали полностью денонсировать договор с Израилем, на котором, собственно говоря, и зиждется нынешний пусть и непрочный, но все же сохраняемый мир на всем Ближнем Востоке. Можно себе представить, что там будет, если исламистам в Египте удастся привести своего протеже на пост президента. Египетские военные такого сценария развития ситуации явно побаиваются и посему будут любыми путями оттягивать проведение президентских выборов в стране. Но вот только как долго им это удастся сделать?
И это ведь при том, что Соединенные Штаты в последний момент, что называется, позорно сдали Хосни Мубарака, своего друга и союзника, разъяренной толпе демонстрантов. Но зато теперь взамен они получили полную политическую неопределенность и, как мне видится, еще больший бардак в нынешнем году - что в самом Египте, что вокруг него.
Ах, Муаммар, Муаммар...
Полным «абзацем» завершилась (если еще завершилась) эпопея вокруг Ливии, которая тоже начиналась как очередной «арабский ветерок» из пустыни Сахара, а закончилась полным крахом всего ливийского государства, военной операцией стран НАТО, массовыми разрушениями, гибелью тысяч людей и все той же полной политической и экономической неопределенностью и в самой Ливии, и в Северной Африке в целом.
Плюс не забудьте, что в Ливии было что делить, что «пилить», а главное - кому поскорее «заткнуть рот», то есть самому ливийскому лидеру Муаммару Каддафи. Он слишком много знал, слишком много имел денег и слишком странно (по западным понятиям) их умудрялся тратить. Да к тому же Ливии крупно не повезло, что у нее есть столько много нефти, до которой всегда - и под любыми флагами - рвались те, кто на ней не прочь был прилично заработать.
Так вот теперь самого Муаммара растерзали, семью его почти всю перебили, сторонников вроде бы разогнали по городам и пустынным оазисам, а что дальше -то? К власти в Ливии пришли боровшиеся с ним еще вчерашние его же политические союзники, племена, которые ранее были отодвинуты сторонниками Каддафи от дележки «нефтяного национального пирога». И всем им теперь хочется порулить собственными усилиями и, естественно, отпихнув всех остальных, кто к тому же стремится.
В итоге уже сейчас существует весьма вероятная угроза полного развала Ливии как минимум на три части (как это было до начала Второй мировой войны), и что делать в этой ситуации, ни Европа, ни США (которые приложили руку к свержению Каддафи) попросту не ведают. Не особо поможет Ливии в этой ситуации и восстановление объемов добычи нефти, поскольку в новом руководстве страны нет никакого пока взаимопонимания и четкого плана выхода из создавшегося кризиса.
А ведь на очереди уже в этом году «стоят» Сирия и Иран. Чуть в стороне остался от всей этой «арабской весенней лихорадки» Йемен, где власть нехотя поменялась за прошлый год, но и там, по сути, внутри страны ничего кардинально не изменилось. Но Йемен ни для кого не имеет никакого значения (кроме как для соседних с ним нефтеналивных стран Арабского (Персидского) залива. А вот Сирия и Иран - фигуры на политической арене Ближнего и Среднего Востока довольно влиятельные, и здесь дело малой кровью явно не обойдется.
На Сирию уже «наседают» коллективно даже еще вчера поддерживавшие ее страны (Турция, Иран), а уж Европа и Соединенные Штаты так и вовсе сделают все возможное, чтобы правительство Башара Асада как можно быстрее пало, и в Сирии полностью поменялась власть. Вот только что там дальше-то будет?
Скорее всего, уже полномасштабная гражданская война, страна начнет распадаться на 3-4 части по религиозному признаку. И еще неизвестно, что для того же Запада будет лучше - иметь дело с одним диктатором (вполне, кстати, для того же Запада вменяемым) или с кучкой новоявленных правителей, ни одного из которых невозможно будет проконтролировать?
И уж отдельно надо задумываться уже сейчас об Иране. Если тем самым «североафриканским ветром» Запада постарается в нынешнем году «продуть» Иран, то мало тогда точно никому не покажется. Особенно худо будет всей мировой экономике с закупореным Ормузским проливом, как и всему региону Ближнего Востока, где Иран играет важнейшую роль как в политике, так и в поддержании элементарного стратегического и военного баланса.
На сильном ветру, дующем из арабских пустынь, можно легко простудиться...
Особый интерес все эти «арабские ветры» по-прежнему вызывают на постсоветском пространстве. То события на севере Африки одно время рассматривали как прямой сигнал к неким будущим революционным потрясениям в бывшем СССР, то говорили о том, что первыми падут те страны, где у власти слишком долго «засиделись» тамошние лидера. И, наконец, выдвинута была идея, будто Америка, дескать, «не успокоится» после арабских стран, пока не свалит одного за другим всех постсоветских президентов.
Полное невежество и недалекость подобных прогнозов уже подтвержденными оказались самой жизнью. Но общей тенденции думать о «заразном влиянии» арабского мира с его народными бунтами и революциями это все пока не отменяет. Тем более после того, что произошло в Казахстане на полуострове Мангышлак и в Москве (и то, что еще там гарантированно произойдет ближе к марту ).
Здесь вот какие замечания хотелось бы сделать. Арабский мир нынче по-прежнему бурлит вовсе не потому, что «проклятые американцы» там все проплатили, кого-то наняли и натренировали, и поэтому весь этот всеарабский хаос якобы только на руку Вашингтону. Думаю, что все те, кто ищет за последними событиями исключительно «американскую руку-ногу» - либо конченные циники, либо используют подобную «словоблудную завесу» для решения собственных, куда более дальнобойных, чем американские, планов.
Нет смысла также и искать прямую связь между тем, кто и сколько находится у власти, и где, и с какой частотой проводятся те или иные виды выборов. Как показал пример той же России, выборы можно проводить хоть каждый месяц. Вопрос только в том, кто и кого таким образом будет «выбирать» и какой при этом останется самая верхняя власть в стране.
Так вот, на постсоветском пространстве реальных и существенных оснований ни для всеобщего бунта народных масс, ни для полной смены правящих элит нет, и пока не предвидется. Да, что-то совсем уж революционное может произойти и на территории Центральной Азии, и в Закавказье, и в России с Белоруссией или Украиной. Но такое может случиться только при каком-то катастрофическом положении в экономике (на что пока ничего не указывает) либо при полном попустительстве первых лиц этих государств в плане контроля за складывающейся на «домашнем фронте» ситуации.
При всей развитости современных средств коммуникаций и связи очень сомнительно, чтобы нечто электронно-подстегивающее могло бы вывести на улицы сотни тысяч людей. Сможет такое случиться в Москве, может - в Киеве, но гарантированно не случится по всему постсоветскому пространству, как бы ни «достали» людей нынешние правители и правящие элиты. Опять-таки для этого нет ни «новых лидеров», ни особого уважения у сил так называемой «оппозиции», ни единого народного порыва к лучшей жизни, которую каждый понимает по-прежнему сугубо по-своему, а не в каком-то едином национальном контексте.
Тем не менее можно уверенно сказать следующее: «арабские уроки» прошлого года толком никто не осознал и детально не изучил. Те «уроки», которым все мы будем очень скорко свидетелями - впереди, а на постсоветском пространстве особого влияния именно от арабских революционных «порывов» вряд ли можно дождаться. Но многое из того, что на территории бывшего Союза будет в этом году непременно происходить, своими корнями со всей очевидностью переплетется и с арабскими народными протестами, и с тем, как на них станут реагировать правящие круги.