Иран намерен ударить первым
? 31(2713) Чт., 23 Февраля 2012, Echo
Насколько серьезной опасности подвергается Азербайджан?
НУРАНИ
На фоне роста политической напряженности вокруг ИРИ в Тегеране открыто обещают ударить первыми. Иран может нанести превентивный удар по противнику в том случае, если ему покажется, что национальные интересы страны находятся под угрозой - oб этом, как сообщает "Интерфакс", заявил один из командующих Корпусом стражей исламской революции генерал Мохамад Хеджази. Он подчеркнул, что стратегия Ирана заключается в том, что "если мы почувствуем, что наши враги хотят поставить национальные интересы под угрозу, мы предпримем меры, не ожидая их действий".
Отметим: угрожающее заявление генерала Хеджази прозвучало в то время, когда Тегеран открыто усиливает "игру на обострение". Широко разрекламированный визит в страну инспекторов МАГАТЭ закончился ничем. Директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано выразил разочарование по поводу результатов, достигнутых группой его наблюдателей в Тегеране на переговорах относительно ядерной программы Ирана. В заявлении агентства указано, что Амано недоволен тем, что наблюдателям отказали в посещении военного объекта Парчин под иранской столицей. "Вызывает разочарование тот факт, что Иран отказался исполнить нашу просьбу и допустить наблюдателей на Парчин. Несмотря на конструктивный характер наших усилий, соглашения достигнуть не удалось", - приводит слова главы МАГАТЭ ИТАР-ТАСС.
Напомним, что ранее представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание заявил, что стороны продолжат переговоры по вопросам взаимодействия. Солтание охарактеризовал переговоры как "весьма насыщенные". При этом он не привел других подробностей и не сообщил каких-либо конкретных результатов переговоров. Но зато накануне официальный представитель МИД ИРИ Рамин Мехманпараст сообщил журналистам в ходе брифинга, что, как и в ходе первого визита в Иран, делегация МАГАТЭ не будет инспектировать иранские объекты - по версии иранской стороны, главной целью являются переговоры о сотрудничестве между Агентством и ИРИ, а не инспекции. Одновременно на юге Ирана начались учения военно-воздушных сил под кодовым названием "Саралах". По сообщениям агентства MEHR в ходе учений отрабатываются системы отражения ударов по густонаселенным районам, центрам управления и ядерным объектам. Важным аспектом учений является отработка взаимодействия между разными войсками и подразделениям ПВО. В учениях задействованы ракеты иранского производства, артиллерия, радарные системы и авиация. Кроме того, в конце марта планируется проведение очередных совместных с Оманом военно-морских спасательных учений, сообщаетPress TV. Предыдущие такие маневры прошли в феврале 2011 года. Как отмечают иранские военачальники, Тегеран будет рад, если соседние страны изъявят желание также поучаствовать в маневрах "для обеспечения мира и стабильности в регионе". Пока же иранские ВМС "дежурят" в Средиземном море. В минувшую субботу, напомним, два корабля прошли через Суэцкий пролив иприбыли в сирийский порт Тартус. В ответ на критику со стороны Запада и поддерживающих его арабских государств в Минобороны Ирана заявили, что отказываться от Средиземноморья не собираются. Как, в частности, заявил министр обороны Ахмад Вахиди, присутствие в этих водах двух иранских кораблей подтверждает намерение Тегерана претендовать на право плавания в международных водах. Он также добавил, что второе за год прохождение иранских кораблей через Суэцкий канал доказывает неэффек тивность введенных Западом санкций, направленных на подавление силы Ирана, сообщает IRNA. Тем временем в центральной провинции Меркези еще в воскресенье, 19 февраля, стартовали сухопутные учения. По словам командующего Корпусом стражей исламской революции генерала Мохаммад-Али Джаафари, в учениях задействованы молодые военнослужащие, в том числе бойцы добровольческих подразделений. "Поддержание боеспособности Иранских вооруженных сил крайне важно для сохранения возможности противостоять недавно заявленным угрозам", - приводит слова генерала агентство FARS.
Пущено в ход и "нефтяное оружие". Уже упомянутое выше агентство MEHR приводит заявление директора Национальной нефтяной компании Ахмада Калебани, предупредившего, что, если Испания, Голландия, Греция, Германия, Италия и Португалия не изменят своего враждебного отношения к Ирану, то Тегеран прекратит поставку нефти - как он поступил по отношению к Франции и Великобритании. По словам Калибани, Иран требует от иностранных компаний, заинтересованных в покупке нефти, подписать с нефтяной компанией долгосрочные контакты, рассчитанные 3-5 лет. Проще говоря, речь идет об открытом "нефтяном шантаже" ЕС: заключение долгосрочных контактов не позволит на практике выполнить решение о введении против ИРИ нефтяных санкций.
В ЕС, правда, паники не проявляют - по крайней мере на словах. Евросоюз справится с неожиданным прекращением поставок нефти из Ирана, потому что покупатели уже готовятся к введению эмбарго на иранскую нефть. - как передает Reuters, такое заявление сделал директор по энергетическим рынкам и безопасности Международного энергетического агентства (МЭА) Дидье Уссэн. "Мы думаем, это сообщение не повлияет на рынок, потому что Франция и Великобритания уже перестали покупать нефть у Ирана, - сказал Уссэн. - Во-вторых, зима подходит к концу, а во II квартале европейские НПЗ обычно проводят профилактику". В самом деле, по данным источников в отрасли, европейские покупатели нефти еще до заявления Ирана сократили закупки более чем на треть, или 300 тыс. баррелей в сутки, готовясь к эмбарго, которое вступит в силу 1 июля 2012 года. Кроме того, страны- участницы МЭА должны держать запасы нефти на случай перебоев в снабжении, и в прошлом году агентство воспользовалось этими запасами после остановки экспорта из Ливии. По словам Уссэна, агентство готово вновь отреагировать подобным образом в случае необходимости.
Бельгия, Чехия и Нидерланды также перестали покупать иранскую нефть, а Греция, Испания и Италия сократили закупки, сообщила представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер. На прошлой неделе она сказала, что страны ЕС имеют запасы нефти на 120 дней, хотя Евросоюз требует, чтобы запасы составляли не менее 90 дней.
Впрочем, на фоне заявления генерала Хиджази "нефтяные игры" Ирана воспринимаются как шалости капризного ребенка и не более того. В особенности с учетом развернувшихся в ИРИ военных игр. Более того, фраза "поставить под угрозу национальные интересы" весьма расплывчата, и под нее можно подвести что угодно, от наличия в соседней стране посольства Израиля до статьи в одной из газет, где будет упоминаться Южный Азербайджан.
Конечно, с точки зрения логики и здравого смысла, Ирану явно не стоит бить первым. Проблема в том, что лидеры, подобные Ахмадинеджаду, с учетом логики и здравого смысла действуют далеко не всегда. И поиск ответа на вопрос, кто может стать наиболее вероятной мишенью иранского первого удара, увы, весьма актуален.
Несмотря на громкую пропагандистскую трескотню об успехах своего ракетостроения и даже запуск собственного спутника, иранский ракетный удар по США или странам ЕС, по мнению экспертов, не так уж вероятен. Другое дело - цели более близкие. Вероятность иранского удара по Израилю, по мнению специалистов, достаточно высока. Плюс ко всему вступление Израиля в войну позволит Ирану, как уверены его лидеры, сыграть на традиционных антиизраильских настроениях в арабских странах. Что на фоне роста напряженности между ИРИ и странами Залива весьма актуально. Впрочем, американские базы в странах Залива, в том числе в Катаре, Саудовской Аравии и Бахрейне, тоже и в прямом, и в переносном смысле могут оказаться под прицелом ИРИ. Понятную ненависть у Ирана вызывает военная база "Инджирлик" в Турции и расположенный там же, вблизи Малатьи, радар ЕвроПРО.
Вероятность иранского удара по Азербайджану рассматривается в мировых СМИ далеко не так тщательно. В то время как опасность для нашей страны более чем реальная. Что особенно очевидно на фоне роста напряженности в отношениях Азербайджана с ИРИ.
Между тем примечательно и другое. В Баку постоянно подчеркивали и подчеркивают, что не позволят использовать территорию своей страны для антииранских акций. Но на Тегеран эти заверения особого впечатления не производят. Здесь продолжают тиражировать ничем не подкрепленные обвинения в адрес нашей страны, ссылаясь то на "телепоказания арестованного агента", то вообще на статью в The Times, журналисты которой уверяли, что беседовали едва ли не с "действующими агентами "Моссада". И при этом понятно, что в реальности беспокоит Тегеран даже не сотрудничество Азербайджана с США и Израилем и не светский характер государства сам по себе - иранским аятоллам не по себе от самого факта существования азербайджанской государственности. Отсюда - и дружба с Арменией, и готовность к любым провокациям против нашей страны. И самое главное, в Тегеране никак не могут уяснить для себя, что с "этими азербайджанцами", которых в Иране можно безнаказанно награждать презрительными кличками, надо теперь договариваться с соблюдением всех норм международного права и межгосударственного протокола.
И самое опасное, что в Иране, похоже, уверены и в другом. Атака против Израиля, а тем более входящей в НАТО Турции или США немедленно вызовет ответные меры. А вот удар по Азербайджану, уверены в Иране, может сойти с рук - пример Армении, "любимого соседа", слишком красноречив.
И при этом очевидно, что от того, какую политику в отношении ИРИ проводит Азербайджан, решение о нанесении первого удара зависит в последнюю очередь.