Парадоксальные ситуации в занятости населения Кыргызстана
05/03 13:39, Информационное Агентство Кабар
Заместитель директора Национального института стратегических исследований Кыргызстана Назик Бейшеналы, которая принимала участие в международном семинаре «Устойчивое развитие - основной фактор стабильности и мира в Центральной Азии» в Ташкенте, поделилась со своими размышлениями со специальным корреспондентом КНИА «Кабар» в Узбекистане Толонбаем Курбановым.
- На ваш взгляд, какие проблемы являются наиболее актуальными для Кыргызстана в контексте данного семинара? - Здесь я бы хотела привлечь внимание на один из этих проблем, связанный со связью, или скорее, отсутствием взаимосвязи между образованием и рынком труда. Дело в том, что отсутствие квалифицированных стратегических компетенций является одной из ключевых проблем кыргызской экономики, которая обуславливает общий социальный и экономический контекст. Если многие страны Центральной Азии могут основывать свой экономический рост на натуральных ресурсах, то такая страна, как Кыргызстан, однозначно должна ориентироваться на модели экономического роста, основывающиеся на компетенциях и знаниях. Однако ряд структурных проблем характеризуют ситуацию с формированием компетенций высокого уровня. Конечно, в стране много сделано, а результатов малоутешительны.
- А если более подробно? - Парадоксальность ситуации заключается в том, что с самого начала независимого развития страны, образование всегда было в центре государственных программ развития. На этой основе были открыты многочисленные учебные заведения, запущены программы сотрудничества в области образования. Однако политика в сфере образования должна быть в координации с политикой занятости. Так, даже если образование представляет наибольшую долю расходной части республиканского бюджета, система остается крайне неэффективной в плане уровня полученных знаний и обеспечения рабочих мест. Помимо экономических и социальных проблем, связанных с низким уровнем квалификации, безработицей и низкой эффективностью труда, данная ситуация также представляет проблему для политической стабильности в стране.
- В чем это выражается? - События 2005-2010 года показали, что безработная молодежь сыграла важную роль в этих процессах. Однако судя по тому, что она так слабо представлена в новых государственных и общественных структурах, можно сделать вывод, что была не ведущей силой, а была объектом различных манипуляций со стороны различных групп интересов. Молодежь, в частности, из сельских регионов, имеет низкий уровень образования, что, соответственно, влияет на качество дальнейшего образования. Многие из них не получили полноценного воспитания в семье, так как выросли в семье, где родители уехали на заработки. Таким образом, сформировалась некая масса молодых людей, представляющая силу за счет своего количества и легко поддающаяся внешнему влиянию. В Кыргызстане молодежь от 14 до 28 лет представляет 30% населения страны. Это внешнее влияние может происходить как со стороны политических групп, так и со стороны различных религиозных сект, криминальных и террористических организаций. Если бы у этой молодежи была работа, за которую бы они держались, ситуация была бы совсем другой. Однако 46% безработного населения являются молодыми людьми между 20 и 29 лет, и это несмотря на растущее количество образовательных учреждений и обучающихся студентов. Так, с точки зрения социального, экономического развития, а также с точки зрения политической стабильности, требуется эффективная политика в отношении молодежи, основанная на политике образования, которая, в свою очередь, должна быть тесно скоординирована с политикой занятости.
- Как обстоит дела в сфере политики образования? Как идет подготовка кадров? - Прежде, чем ответить на эти вопросы, хотела бы обратить Ваше внимание на некоторые данные. В 2009 году, по данным официальных источников, 30% студентов вузов обучались по специальности «бизнес-менеджмент и экономика», 14% на юридических факультетах, 5 проц. получили медицинское образование и лишь 1% - сельскохозяйственное образование. Однако сельскохозяйственный сектор продолжает оставаться одним из основных экономических секторов и работодателем в стране. Так, больше половины выпускников вузов традиционно продолжают пополнять легион экономистов и юристов, однако по данным Центра карьеры вузов, только 30% всех выпускников высших учебных заведений находят работу, соответствующую их специальности. Что касается выпускников профтехучреждений, по исследованию АБР, проведенному в 2009 году, на вопрос «Соответствует ли уровень подготовки выпускников ПТУ вашим требованиям?», отрицательно ответили 68 проц. опрошенных работодателей. Существует и еще другая проблема - то, что дипломы необязательно наполнены содержанием в виде знаний. Это объясняется не только многочисленными проблемами образовательного сектора, связанными со слабым финансированием, устаревшими программами, нехватки неквалифицированных кадров. Это также объясняется тем, что у студентов слабая школьная подготовка и низкая мотивация. Многие могли бы получить знания и навыки в ПТУ, но в силу престижа университетского диплома все идут в высшие учебные заведения, хотя вместо «престижного» диплома выбор в пользу приобретения профессии был бы рациональнее. Есть в стране ряд вузов, которые при поддержке международного сообщества обеспечивают достойный уровень знаний. В частности речь идет об Академии ОБСЕ, Центрально-Азиатском Университете Фонда Ага-Хана, АУЦА и ряде других учебных заведений. Однако студенты, обучившиеся в этих вузах, как правило, либо продолжают обучение в зарубежных престижных учебных заведениях, либо находят высокооплачиваемую работу в других странах.
- Вы отметили, что проблема занятости населения является одним из важных факторов устойчивого развития общества. Какие проблемы существуют в Кыргызстане в сфере трудоустройства, особенно молодежи? - В Кыргызстане слабые возможности трудоустройства собственных трудовых ресурсов. В результате образуется ситуация, где выпускники не могут трудоустроиться на местном рынке труда, так как их предложение не устраивает работодателей в силу низкой или несоответствующей подготовки. А когда устраивает, предложение со стороны работодателей не соответствует их ожиданием, в первую очередь, финансовым. Так, рынок труда Кыргызстана имеет слабые возможности трудоустройства как низкоквалифицированных, так и высококвалифицированных кадров. В результате два фактора характеризуют рынок труда, которые также являются основными источниками доходов населения: теневой сектор и миграция. В стране теневой сектор является основным работодателем, чаще всего из-за того, что люди находят временный и нерегулярный источник дохода, либо потому, что население находит возможность недекларированной самозанятости. Другое последствие проблем рынка труда - миграция. С одной стороны, кыргызстанский рынок не в состоянии абсорбировать все свои трудовые ресурсы, так как по данным Министерства труда, занятости и миграции, ежегодно прибывает на рынок около 60-70 тысяч новой рабочей силы, в основном представленной выпускниками высших образовательных учреждений. Однако, не найдя работу, около 50% молодых людей вынуждены искать работу за пределами страны. Это несмотря на то, что в принципе спрос на навыки в на локальном и внешнем рынках похожий, так как исходит в основном из одних и тех же секторов - строительство, коммунальные и муниципальные услуги, торговля, пищевая индустрия и текстильная промышленность. Но если в среднем оплата труда в Кыргызстане составляет 200 долларов США, то та же работа в России и в Казахстане будет оплачиваться на 3 и больше раз выше.
Таким образом, парадокс состоит в том, что в Кыргызстане существует количественный избыток рабочей силы, в то же время существует дефицит квалифицированной рабочей силы.
- И последний вопрос. В настоящее время Кыргызстан предстоит перед вступлением в Таможенный союз и в Единое экономическое пространство. Если это произойдет, повлияет ли это на решение этих проблем? - Вступление Кыргызстана в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство однозначно повлияют на организацию рынка труда, однако пока еще сложно сказать, каким именно образом. Повлияет ли новое членство на дальнейшее увеличение миграционных потоков или наоборот скажется на создании новых рабочих мест за счет притока иностранных инвестиций? В настоящее время правительство Кыргызстана направило свои усилия на укрепление инвестиционного потенциала страны. Стратегия развития страны на 2012- 2014 годы в центр внимания ставит национальные инвестиционные проекты, которые должны повлечь за собой массовое создание новых рабочих мест в энергетическом, строительном, сельскохозяйственном и других отраслях, что позволило бы улучшить экономическое благосостояние страны, укрепить политическое равновесие и обеспечить устойчивое социальное развитие.
Ташкент, 2 марта 2012 года