Ситуация в Иране накаляется
? 47(2729) Сб., 17 Марта 2012, Echo
Муллократия готовит импичмент президента
Т.АНСАРИ
Иранская муллократия продолжает борьбу с традиционными обрядами Новруз байрамы - именно на такой вывод наталкивает сообщение, распространенное РИА "Новости". Согласно ему, в ходе обрядов в последний вторник уходящего года, которая в Иране также сопровождается фейерверками, петардами и прыжками через костры, oдин человек погиб, 74 получили ожоги. При этом сам обряд "илахыр чершенбеси", или, на фарси, "чаршанбе сури", РИА "Новости" назвала "фестивалем огня".
О том, что пиротехника иногда приводит к пожарам, известно давно. Но в Иране это имеет свою специфику. Еще весной 2010 года, как уже сообщала наша газета, духовный лидер ("рахбар") Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи призвал иранцев прекратить праздновать "языческие обряды". Али Хаменеи через свой веб-сайт распространил специальное обращение, где напомнил иранцам, что чаршанбе сури не имеет отношения к исламу и не закреплен в шариате, а посему порождает разврат и причиняет вред. Иранские СМИ услужливо принялись рассуждать о том, что "огненные" обряды чаршанбе сури приводят к пожарам. Его призыв, впрочем, проигнорирвали - вплоть до того, что в Тегеране в качестве "нечистой силы", которая должна сгореть в огне "красной среды", спалили портреты Ахмадинеджада и Али Хаменеи. А на следующее утро иранские СМИ начали послушно рассуждать о том, к каким тяжелым последствиям приводят обряды чаршанбе сури. Дескать, в Иране около 300 человек пострадали в результате "праздника поклонения огню". Взаимоотношения с Новруз байрамы у иранской муллократии складывались непросто. В первые годы после исламской революции была предпринята попытка "отредактировать" праздник и объявить его днем рождения халифа Али. Реакция была такой, что дело дошло до арестов, а муллократия вынуждена была отступить. В последующие годы на Новруз особо не посягали, но приход к власти Махмуда Ахмадинеджада и новая волна фанатизма вылились в очередную атаку на любимый народный праздник, который во много раз древнее, чем сама исламская религия, и по понятным причинам, в ее каноны не вписывается.
Теперь же "муллократия", укрепив свое положение во властных структурах в результате последних парламентских выборов, судя по всему, перешла в активное наступление. В том числе и на президента Ирана - ряд иранских парламентариев заявили о том, что будут добиваться процедуры импичмента президента страны Махмуда Ахмадинеджада, сообщает The Daily Telegraph. По официальной версии, членов парламента не устроил тон, каким глава государства отвечал на их вопросы об экономической ситуации в стране. Депутаты сочли оскорбительным поведение Ахмадинеджада, который при ответе на вопросы отпускал саркастические шутки и пытался унизить парламентариев.
Как напоминает "Лента.ру", Ахмадинеджад был вызван на допрос в парламент, так как его сочли виновным в подрыве национальной экономики и незаконном назначении и увольнении ряда министров.
Как теперь указывает "Коммерсантъ", прежде всего депутаты раскритиковали президента за отмену субсидий в 2010 году, которая вызвала более чем 30-процентную инфляцию и рост цен на топливо и продовольствие. К тому же национальная валюта ослаблена западными санкциями, а большие инфраструктурные проекты, такие как тегеранское метро, не получают финансовой поддержки. Кроме того, законодатели припомнили Ахмадинеджаду инцидент, имевший место весной минувшего года. Тогда Хаменеи отменил решение президента отправить в отставку министра информации Гейдара Мослехи, после чего Ахмадинеджад объявил бойкот собственному правительству. Он сопротивлялся постановлению верховного лидера 11 дней, в течение которых не появлялся на работе. Депутаты также обвинили Ахмадинеджада в попытке подрыва самих основ Исламской Республики в связи с его взглядами на женский дресс-код и отношения полов. Противники президента ИРИ обрушили свой гнев и на его серого кардинала - Эсфандияра Рахима Машаи. Некоторые парламентарии даже утверждали, что Машаи околдовал Ахмадинеджада, который собирался сделать его своим преемником, с помощью черной магии. В свою очередь, Ахмадинеджад заявил, что у него нет никаких разногласий с Хаменеи и что он выступает в защиту иранской истории, а рост цен не связан с вопросом субсидирования. "До сих пор мое правительство не совершило никаких серьезных нарушений. Если вы оцените нашу эффективность менее чем на 100%, это будет проявлением несправедливости и трусости", - предупредил он.
Напомним: во властных структурах Ирана уже не первый год идет "тихая война" между муллократией, контролирующей страну с 1979 года, и сторонниками Ахмединеджада - а это главным образом выходцы из спецслужб и "басидж". Попыток отстранить президента от должности следовало ожидать. Вопрос в другом: ограничится ли эта "подковерная война" залом заседаний меджлиса или же выплеснется на улицы? Там, предупреждают эксперты, расклад сил может быть уже другим.