Интеллигенция вопрошает: Казахи, что мы за народ?
20 марта 2012 , 12:25, Guljan
Главной темой Форума интеллигенции Казахстана «Духовность. Независимость. Модернизация» стали кровавые события в Жанаозене и Шетпе
19 марта в Алматы прошел Форум интеллигенции Казахстана. Обвиняемая обыкновенно в пассивности, бездействии, соглашательстве с властью, интеллигенция на сей раз решительно осудила чрезмерное, ничем не оправданное применение оружия против мирных граждан, что привело к массовым жертвам в Жанаозене в декабре прошлого года.
А представлена была интеллигенция солидно: Абдижамил Нурпеисов, Дулат Исабеков, Мекемтас Мырзахметов, Мухтар Шаханов, Кабдеш Жумадилов, Турсун Журтбай, Мереке Кулкенов, Темирхан Медетбек, Габбас Кабышев, Смагул Елюбай, Дюсенбек Накипов, Бейбут Койшибай, Бауыржан Карабек - что ни имя, то отпечаток интеллектуального потрясения.
Модератор форума Мурат Ауэзов первому предоставил слово, разумеется, классику казахской литературы Абдижамилу Нурпеисову. Абеке, не мудрствуя лукаво, степенно и красиво прочел заготовленный текст, что, впрочем, не умаляет его значения:
«Вы помните, как мы стали независимым народом. Во главе поставили энергичного, пышущего здоровьем молодого человека. С тех пор прошло двадцать лет. Тому молодому человеку, не упускающему бразды правления, уже больше семидесяти лет. Не осталось земель, где бы ни был елбасы. Он познакомил мир с нашим народом, мы ему за это благодарны. Стало много мечетей, мулл, из их среды вышли просвещенные имамы. Да, все так, все так. Однако стало ли меньше безграмотных, а больше людей с чистой верой (иманом)? Стало ли больше интеллектуалов, людей чести? Нурсултан Абишевич, эти вопросы сильно волнуют всех сидящих здесь. Да ты, наверное, и сам о них думаешь:
А какая польза от недавних, напугавших народ событий в Жанаозене? Нашлись хладнокровно поднявшие руку на безвинных, несчастных и обездоленных. С болью в сердце мы видели, как полицейские и военные, защитники Родины, не только стреляли в безоружных людей, но и безжалостно добивали раненых. Что может быть более злонамеренно и безнравственно?
В советские времена говорили: «Моя милиция меня бережет». По моему разумению, полицейский, увидев окровавленного человека, должен броситься искать виновного. Я ушел на фронт в восемнадцать лет. Какими бы врагами ни были фашисты, они не поднимали руку на раненых. А если у нас такие полицейские, такой ОМОН, чем можем мы похвастать в свои двадцать лет независимости?..
Народ не зря говорил: д?мше молда д?н б?зады - начетчик-мулла разрушит и веру. Сейчас множество и начетчиков-мулл, и начетчиков-политиков, начетчиков-начальников. Таких начетчиков полно и в литературе, и искусстве, в школах, университетах - начетчиков доцентов и профессоров, учеников и студентов:
Власть должна понять, что после событий в Жанаозене нужно выслушать общество, узнать, что думает народ. Если подобное повторится, то, возможно, приведет народ к огромной трагедии. Мы все, включая руководство, должны задуматься над этим».
Печальные аплодисменты сопроводили речь патриарха казахской литературы.
Мурат Ауэзов сообщил, что Герольд Бельгер, не имея возможности принять участие в мероприятии, прислал письмо, которое модератор зачитал «с удовольствием»:
«Хотя я ныне и обитаю в стане литературных пенсионеров, однако в отшельники пока не записался. Что творится вокруг, что происходит в обществе - вижу и слышу, и свое гражданское отношение ко всем нашим изъянам-язвам постоянно выражаю в своем публицистическом цикле «Плетенье чепухи».
То, что наша интеллигенция, преодолев застойную инерцию, начала объединяться и консолидироваться в реальную силу, меня весьма радует. Не имея возможности физически участвовать в работе форума, я заочно, всем жаром сердца присоединяю свой голос к его резолюции и обращению.
Я остро ощущаю углубляющийся ров между властью и народом и убежден, что стезя непонимания и конфронтации неминуемо приведет к тупику, к краху общественного сознания и движения. Пора прислушаться к голосу Разума, к зову граждан нашей страны, к душевному порыву ее лучших сынов и дочерей. Пусть и мой одинокий голос поддержки и сочувствия прозвучит в слаженном хоре Форума казахстанской интеллигенции.
Ел зиялыларыны? жалынды ?ндеу?не ?н ?осамын!»
С ярким, образным докладом на тему «Идея «Алаш» и независимость» выступил Турсун Журтбай. Вот фрагменты:
«Мы должны дать анализ нашему обществу, потому что оно стоит на пороге конфронтации. Ибо вчера народ получил пулю в грудь. И ружье все еще наставлено на народ:
Главный враг в Казахстане - не оппозиция и не оралманы, не женщины Жанаозена, выступившие в защиту мужей и детей. Это бездарная политика властей предержащих, отправляющих государственную службу (аплодисменты). Я не оппозиционер, но я видел документы, знаю, кто распускал парламенты, кто возглавляет партию власти «Нур Отан», кто создал Ассамблею народа Казахстана»:
Нам нужна достоверная статистика, правдивая информация. Народ хочет видеть экономику прозрачной. Правду ли говорили о финансах прежние министры? Почему мы так быстро отошли от идеи независимости? Нам следует требовать официального ответа на вопросы:»
Желающих выступить интеллигентов было много. Мурат Ауэзов поспешил дать слово Мухтару Шаханову, объяснив зиялы ?ауым, что Маке торопится в больницу.
С присущей ему экспрессией Шаханов провел параллель между декабрьскими событиями 1986 и 2011 года. В Желтоксан власть провела операцию «Метель», а могла и не проводить, и тогда молодежь постояла бы на площади пару дней и разошлась, сказал Маке. Но в любом случае в 1986 году в народ не стреляли, а в Жанаозене открыли стрельбу. «Кто стрелял? Ответа до сих пор нет. Власть считает, что у нее все в порядке. Но если мы не получим ответы на вопросы, нам не состояться как народу», - заключил поэт. «Ну, теперь можешь идти к врачу», - напутствовал коллегу Дулат Исабеков.
Известный историк Бейбут Койшибай прочел доклад о все еще бытующем в обществе тоталитарном сознании.
Мудрейший ученый-литератор Мекемтас Мырзахметов посвятил свое выступление трансформации религиозных взглядов в современном обществе. Особенно досталось ваххабитам. («Я говорил Бекболату Тлеухану: сторонись ваххабизма».)
«Без бумажки» говорил и Дулат Исабеков:
«Сегодня главный вопрос все же не о вере, не о религии. Есть ли у казахов интеллигенция или нет? Если есть, почему она безмолвна, почему не поднимает голову? Нам не нужно обязательно выходить на улицы и захватывать власть. Задача интеллигенции во все времена - давать оценку происходящим событиям, высказывать мнение.
Что для меня было поразительного в событиях в Жанаозене? В 1986 году в людей не стреляли - вывозили за город, бросали в степи. А сейчас расстреляли несчастных людей, вымаливающих зарплату. Но если убивать всех, кто выпрашивает зарплату, кто останется у казахов? Меня больше всего поразила безжалостность наших казахов в форме, желание убивать. Кто все это творит? - наши казахи! Что сделалось с нашими казахами? Дорогие мои, что стало с нами?
Наверное, нужно принять большое обращение: казахи, дорогие, что с нами сделалось?»
Мереке Кулкенов зачитал обращение форума, с которым успел раньше всех ознакомиться Герольд Бельгер. Темирхан Медетбек зачитал резолюцию форума.
Несмотря на завидную оперативность (уложились в запланированные три часа), интеллигентов Казахстана все же нельзя считать заорганизованными бюрократами. Дело не только в прозвучавших ярких речах (все же лучше слышать их на казахском языке), но и в той непривычной революционной решимости, которой были охвачены зиялы ?ауым, единогласно проголосовавшие за резолюцию и обращение форума, содержащие довольно жесткие требования к власти. Они уверены - их голос будет услышан.