Нейтральный Ташкент
03.08.2012 08:23, dn.kz
Узбекистан не будет размещать иностранных военных баз и не примет участия в военных блоках
Нигора Юлдашева, Ташкент
«Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов», - говорится в принятом 31 июля нижней палатой олий мажлиса Законе «Об утверждении концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан». Концепция была внесена в парламент как законодательная инициатива от президента Ислама Каримова.
Согласно впервые юридически сформулированной и официально озвученной внешнеполитической доктрине, Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, но может и выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, благосостояния и безопасности народа. Интеграция не должна быть навязана извне, она неприемлема, если ущемляет свободу, независимость и территориальную целостность страны или продиктована идеологическими обязательствами. «Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участие в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок». Страна не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов, а вооруженные силы Узбекистана не принимают участия в миротворческих операциях за рубежом. Приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Главными задачами внешней политики Узбекистана являются обеспечение мира и стабильности в регионе, содействие урегулированию ситуации в Афганистане, решение вопросов использования ресурсов трансграничных водотоков и обеспечение экологической устойчивости.
«Узбекистан неизменно остается приверженцем открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение всех насущных проблем региона на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и норм международного права». При этом проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил. В концепции уделено внимание и диверсификации экономических, технологических, транспортных и иных связей, привлечению иностранных инвестиций и передовых технологий, а также конкурентоспособности экономики Узбекистана на региональном и мировом рынке.
Напомним, что после того как 20 июня 2012 года Узбекистан заявил о приостановлении своего членства в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), многие политологи высказывали предположение, что это означает окончательную переориентацию Ташкента на сближение с США и НАТО. Что на период вывода сил Североатлантического альянса из Афганистана означало бы не только военно-техническую поддержку, но не исключало возможности создания на территории страны натовского военного центра - чтобы обеспечить прикрытие Северного маршрута от рисков с юга и безопасность южных рубежей Узбекистана от угроз интервенции вооруженных боевиков. При этом сохранение договора о стратегическом партнерстве с Россией оставило Узбекистану возможность получать военную и политическую поддержку Москвы, а при острой необходимости и возобновить участие в региональных военных блоках. Однако из положений принятой в понедельник в Ташкенте концепции внешнеполитической деятельности следует, что Ислам Каримов явно не намеренни возвращаться в ОДКБ, ни открывать на своей территории новую американскую базу. Последнее обстоятельство привлекло пока больше внимания со стороны российских аналитиков. Так международный обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов в комментариях агентству Fergananews высказал мнение, что сформулированный на уровне закона отказ от размещения иностранных баз - это прежде всего успокоительный сигнал Москве: дескать, выход из ОДКБ еще не означает полной смены внешнеполитической ориентации на антироссийскую или проамериканскую. Чистый нейтралитет. При этом сам комментатор считает, что положения новой внешнеполитической доктрины на практике не помешают Ташкенту успешно сотрудничать с американцами, которые и после 2014 года, возможно, будут пользоваться уже имеющимися инфраструктурами вблизи границ Узбекистана с Афганистаном. «Возможность такого рода операций может быть оговорена специальным соглашением между США и Узбекистаном», - считает Дубнов. Какие инфраструктуры имелись в виду, российский эксперт не озвуч ил, хотя есть пример аэродрома вблизи Термеза, который использовался ВВС Германии как перевалочный пункт для полетов в Афганистан, а также предоставлялся в транзитных целях США и после закрытия в 2005 году американской военной базы на аэродроме Карши-Ханабад.
Между тем неправительственные аналитики в Узбекистане считают, что принятую на днях концепцию внешнеполитической деятельности стоит воспринимать и трактовать буквально - как она сформулирована. То есть Узбекистан в любом случае не станет размещать на своей территории иностранные военные базы, а в случае обострения ситуации на своих границах будет справляться сам, без прямого участия иностранных военных сил, хотя, безусловно, рассчитывает на политическую, материальную и военно-техническую поддержку, как со стороны США, так и России. Насколько оправдан такой расчет - об этом политологи еще могут поспорить, но очевидно, что это продуманный выбор Каримова. Во-первых, потому, что иностранное военное присутствие, равно как и принужденная интеграция в рамках военно-политических блоков, вероятно, рассматривается им как фактор потенциальной угрозы стабильности существующей в Узбекистане государственной системы. И в этом есть своя логика. Во-вторых, потому что лидер Узбекистана, по всей видимости, достаточно уверен в своей самостоятельной роли в нынешних геополитических расстановках. Настолько, что подразумевает от этого выигрыши в своей региональной политике. В пользу этого может говорить, в частности, и позиция официальных лиц США. В частности, помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк в своем выступлении в конгрессе 26 июня призвал правительство Таджикистана до завершения экспертизы Всемирного банка «не продвигаться» в строительстве Рогунской ГЭС, на полном прекращении которого категорически настаивает Ташкент. Относительно же проблем гражданских прав, свободы слова, принудительного труда на сборе хлопка, отсутствия свободной конвертации валют, коррупции и бюрократических препон бизнесу в Узбекистане Блейк высказался мягко - в том смысле, что эти проблемы, конечно, есть: Но лучше попробовать просить правительство Узбекистана начать их решение, чем вступать в конфронтацию или отказываться от диалога. В августе Роберт Блейк посетит Ташкент во главе делегации американск их политиков и бизнесменов для двусторонних консультаций с целью нащупать почву для увеличения инвестиций в экономику Узбекистана. То есть пока все вроде бы идет по концепции Каримова, даже не хочется портить картинку скептическими прогнозами.