Сирийский фронт" для Тегерана
Иранский режим не намерен отступать
22 декабря 2012/ЭХО
А.ШАКУР
Противостояние в Сирии продолжается. Согласно данным оппозиционной Сирийской обсерватории по наблюдению за правами человека, число жертв конфликта уже превышает 40 тыс. человек. Гуманитарная ситуация в Сирии становится катастрофической. Жители Алеппо, самого густонаселенного города Сирии, готовятся столкнуться с трудной зимой. После пяти месяцев самых страшных боевых действий в гражданской войне, гуманитарный кризис кажется неизбежным, отмечают региональные СМИ.
Поиск хлеба является основной проблемой для сирийцев, так как становится все труднее его найти в Алеппо на фоне сообщений о нехватке пшеницы. Помимо попыток выживания во время боевых действий сирийцы борются еще и с бременем голода.
"Во всем виноват Башар аль-Асад, чье правительство ограничило подачу бензина, и прекратились поставки муки, воды и электричества. Именно он виноват в гуманитарном кризисе", - сообщил один из жителей. Многие из жителей Алеппо уже бежали в другие места в поисках безопасности и пищи, но и те, кто остался, дома чувствуют себя все больше и больше, как в тюрьме.
На этом фоне СМИ со ссылкой на структуры сирийской оппозиции сообщают об усиливающихся признаках "брожения" среди правящей группировки. Сирийские власти арестовали двух племянников вице-президента страны Фарука аш-Шараа, сообщил базирующийся в Лондоне сирийский Наблюдательный совет по правам человека. Как указывается в релизе, "38-летний профессор университета Зейдун Зохби и его брат Сухейб, племянники Фарука аль-Шараа, а также пятеро их друзей- активистов, выступающие за мирные перемены и реформы в Сирии, арестованы военной разведкой в кафе 15 декабря". Ранее, напоминают информагентства, вице-президент Сирии заявил, что поддерживает мирное урегулирование сирийского конфликта. Он также подчеркнул необходимость создания правительства национального единства с широкими полномочиями.
На этом фоне в очередном отчете независимой комиссии ООН по расследованию сирийского конфликта указывается, что этот конфликт, начинавшийся как политическое противостояние властей и мирных демонстрантов, все больше приобретает межконфессиональный и межэтнический характер. Как отмечают в комиссии, участники боевых действий в своем видении ситуации все чаще ссылаются на религиозные и этнические разделения в стране. Так, правительственные силы нередко отождествляются с алавитами (правящее конфессиональное меньшинство), а из некоторых районов поступают сообщения об эскалации напряженности между суннитскими и шиитскими общинами. Помимо этого, все больше вовлекаются в конфликт другие этноконфессиональные группы - армяне, христиане, друзы, палестинцы, курды, говорится в докладе. Также в докладе отмечен рост числа иностранцев в составе повстанческих группировок и радикализация настроений внутри сил оппозиции. Так, большинство "иностранных боевиков", присоединяющихся к сирийской оппозиции, являются суннитами из соседних ближневосточных и североафриканских стран и часто состоят в радикальных исламистских группировках. С другой стороны, иностранцы присоединяются к правительственным войскам для борьбы с повстанцами. Так, ливанская шиитская группировка "Хезболлах", а также иранский Корпус стражей иранской революции подтвердили, что их члены прибыли в Сирию, чтобы поддержать местную власть. Поступают сообщения, что на стороне правительственных войск сражаются и боевики-шииты из Ирака.
На этом фоне, по сообщению ИноПрессы, давний противник сирийского режима и глава Сирийского национального совета Жорж Сабра заявил, что конфликт находится в решающей стадии. В интервью Le Temps Сабра отметил, что диалог сирийской оппозиции с российской стороной становится все более плодотворным, и в последние недели "мы заметили смену тона". "Российские партнеры открыто высказывают сомнения относительно сирийского правительства. Они понимают, что будущее Сирии будет строиться без Башара Асада, и впервые дистанцируются. Это не внезапная перемена, скорее речь идет о тенденции. Россия еще не отказалась от поддержки сирийского режима, но она понимает, что ей необходимо сменить тактику. Мы видим, что они дистанцируются от Дамаска и сближаются с нами, Коалицией оппозиции. Но речь идет лишь о неформальном предложении начать переговоры, пока ничего официального", - подчеркнул Сабра.
Он констатировал, что российские партнеры часто ссылаются на ситуацию в Ливии: "У них складывается впечатление, что они все потеряли в Ливии, и они не хотели бы, чтобы это повторилось в Сирии. С другой стороны, они, как и Запад, обеспокоены распространением исламизма в рядах повстанцев. Они хотят гарантий, которые мы не можем им предоставить", - приводит слова Жоржа Сабра издание.
В то же время двустороннее военное сотрудничество не является проблемой, заявил Сабра. "Россия работает с Сирией в сфере безопасности с 1995 года. Невозможно одним махом перечеркнуть эти отношения, корнями уходящие в историю наших стран. У нас военная техника российского производства, и мы не собираемся завтра от нее избавляться. Продолжение нашего сотрудничества зависит только от их желания", - сказал он в беседе с корреспондентом Борисом Мабийяром. Он выразил надежду на дипломатическое разрешение конфликта. Переход преимущества на сторону оппозиции, способствовавший изменению позиции России, Ирана и международного сообщества, может ускорить процесс переговоров и падение режима, полагает оппозиционер. "Если Москва и Тегеран бросят Башара Асада, а Запад согласится поставлять нам оружие, выход будет найден уже скоро, в течение считанных недель. Без оружия мы тоже добьемся победы, но это займет больше времени и прольется больше крови", - сказал он. Сабра сказал, что сирийцы уже ничего не ждут от переговоров, но подчеркнул, что он, будучи политиком, должен не только проходить в открытые двери, но и пытаться открыть запертые - а ключи от этих дверей находятся у России и Ирана.
Однако Иран, судя по всему, не намерен "открывать запертые двери". В частности, министр обороны Ирана Ахмед Вахиди рассказал о своем видении сирийского конфликта. И заявил, что, по его словам, реальным победителем в этой войне является Израиль. Дескать, пока в Сирии льется кровь и террористы убивают мирных жителей, Израиль, "тихо радуясь, наблюдает за этим". Затем генерал также подверг критике размещение противоракетных комплексов НАТО Patriot на турецко-сирийской границе, назвав его "неконструктивным актом".
Излишне напоминать, что Израиль менее всего заинтересован в нестабильности у собственных границ, тем более что пример "победившей арабской весны" в том же Египте показывает: плодами такого рода революций слишком часто пользуются исламисты. Важно другое: подобного рода заявления прежде всего показывают, что противостояние оппозиции и режима Асада Иран рассматривает как собственный "сирийский фронт", где отступать не намерен.
Однако давление на Тегеран растет. "Тегерану следовало бы использовать свое влияние для прекращения насилия в Сирии, нежели выступать с провокационными заявлениями о размещении ракет" - об этом, как пишет агентство "Анадолу", заявил накануне министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу,. "Иран должен остановить режим Асада, который применяет насилие против собственного народа, уничтожая его с земли и с воздуха, который неоднократно совершал провокационные действия против Турции, нарушая ее границы", - заявил министр. По словам Давутоглу, настало время, когда Иран должен передать сирийскому режиму эти конкретные требования. "Агрессивная политика сирийского режима является единственной угрозой миру в регионе", - отметил глава МИД Турции. Отвечая на вопросы журналистов, Давутоглу прокомментировал недавнее заявление Ирана относительно размещения зенитно-ракетных комплексов Patriot на турецко-сирийской границе. Он подчеркнул, что Турция и НАТО неоднократно заявляли, что размещение ЗРК Patriot на турецко-сирийской границе носит сугубо оборонительный характер.
Словом, пока что усиливающееся противостояние Анкары и Тегерана на сирийском поле ограничивается дипломатической перепалкой. Но очевидно, что нет полной гарантии, что так будет всегда.