Иран-Турция: на грани конфронтации?
04.01.2013, Новое восточное обозрение
Михаил Агаджанян
Важный для стабильности на Ближнем и Среднем Востоке фактор ровных ирано-турецких отношений подвергся серьёзным испытаниям. В январе 2013 г. комплексы ПВО/ПРО «Пэтриот» будут размещены в Турции на границе с Сирией. Опасения Тегерана по поводу дислокации комплексов на турецкой территории имеют не только натовский оттенок. К ним добавились последние сообщения о снятии Турцией вето на сотрудничество с Израилем, наложенное Анкарой в 2010 г. в связи с инцидентом «Mavi Marmara». Кроме того, в Тегеран поступает информация об усилиях США преодолеть разрыв между Израилем и Турцией путём сближения двух недавних партнёров на волне внутрисирийской эскалации.
Когда вопрос размещения комплексов «Пэтриот» в Турции ещё только обсуждался в Брюсселе, Тегеран уже был осведомлен о планах израильского производителя оборонной прoдукции «Elta Systems Ltd.» возобновить выпуск измерительного оборудования для турецких самолётов Boeing 737-700 системы раннего предупреждения и контроля. Иранские СМИ в ноябре 2012 г. сообщили, что решение о возобновлении производства было принято в результате давления со стороны американской корпорации «Boeing» в связи с тем, что «Elta Systems Ltd.» является единственным изготовителем радиоизмерительных приборов для самолётов-разведчиков этого типа.
В данном контексте важно отметить, что детали плана дислокации комплексов «Пэтриот» на турецкой территории не ограничиваются только развёртыванием батарей ПВО/ПРО на суше, а включают и воздушную составляющую. Помимо размещения Германией, Нидерландами и США «Пэтриотов», соответственно, в турецких Кахраманмараше, Адане и Газиантепе, НАТО выделит два самолёта системы раннего предупреждения и управления (AWACS).
Практическая реализация идеи разместить комплексы «Пэтриот» на турецко-сирийской границе фактически совпала с сообщениями о снятии Анкарой вето на сотрудничество Израиля с НАТО. В связи с этим в СМИ появились предположения, что решение Анкары по снятию вето - это часть плана по развертыванию региональной системы ПРО, которую в будущем планируется использовать против Ирана.
Версия о далеко идущих планах США и НАТО в связи с развёртыванием нескольких батарей «Пэтриот» в Турции изначально содержала объективное понимание того, что подобный проект не будет ограничен лишь целями защиты Турции от гипотетических ударов с сирийской территории. Хотя аргумент руководства НАТО о сугубо оборонительных целях дислокации «Пэтриотов» имеет под собой некоторую основу. Турция, как и её союзники по НАТО, больше думают о защите в случае крупной военной эскалации в регионе, причиной которой может стать выход из-под контроля противостояния между Ираном, с одной стороны, и США-Израилем, с другой. Подобные предположения только укрепились после первых видимых результатов американской дипломатии по преодолению турецко-израильского антагонизма.
Усилия США в вопросе сближения Израиля и Турции представляются важными в свете реализации планов по изоляции и сдерживанию Ирана на Ближнем и Среднем Востоке. В связи с этим эксперты отмечают созвучность американских усилий в деле турецко-израильского сближения, а также дислокацию комплексов «Пэтриот» в Турции с предполагаемыми плaнами США и НАТО развернуть в Средиземноморье коллективную систему противоракетной обороны.
Иран ощущает нарастающее давление от военной активности США и их союзников в регионе практически по всему периметру своих границ. На севере беспокойство Тегерана обусловлено фактором тесных азербайджано-израильских военных связей. Особую тревогу вызывают действия израильской радиоэлектронной разведки на территории Азербайджана, а также возможное использование территории республики для базирования и дозаправки израильских беспилотников.
До последнего времени надежды иранской стороны на особую позицию Турции в планах США по изоляции Ирана имели объективную основу, в частности, с учётом сложных турецко-израильских отношений. Но с конца 2011 г., когда в Турции на боевое дежурство заступил мобильный радар передового базирования США, заявления Тегерана приняли однозначно негативный в адрес Анкары характер.
Турецкая пресса не упускает возможности обратить внимание на заявления Тегерана в связи с тесным военно-политическим взаимодействием Анкары с Вашингтоном и НАТО. Так, газета «Milliyet» в публикации от 18 декабря 2012 г. привела слова министра иностранных дел Ирана А.Салехи относительно размещения комплексов «Пэтриот» на турецко-сирийской границе: «это является провокацией, которая может привести к неожиданным результатам».
Заявления иранских военных, в частности, начальника генерального штаба ВС Ирана С.Фирузабади, отличаются ещё большей жёсткостью, вплоть до косвенных обвинений Турции в способствовании своими действиями развязать Третью мировую войну.
Поддерживать взаимовыгодные отношения Ирану и Турции в последние годы удавалось с главной опорой на экономическую сферу сотрудничества. Анкара продолжает противостоять давлению Вашингтона по свертыванию экономических связей с Тегераном. Но сирийский конфликт сделал такое противостояние весьма уязвимым: Анкара все же больше заинтересована в благополучном для себя исходе сирийского кризиса, чем в поддержании своих отношений с Ираном на «досирийском» уровне.
До текущего этапа Турции удавалось балансировать между военно-политическими приоритетами США на Ближнем и Среднем Востоке и соображениями развития экономического сотрудничества с Ираном. В начале декабря 2012 г., спустя несколько дней после принятия Вашингтоном очередного пакета санкций против Ирана, премьер-министр Турции Р.Эрдоган заявил, что его страна продолжит закупки иранского газа.
Анкара придерживается тактики извлечения максимальной выгоды от экономического сотрудничества с Ираном и в других сферах двусторонних связей, несмотря на общий фон нарастающей между ними внешнеполитической конкуренции. В ноябре 2012 г. в восточной турецкой провинции Агры состоялось совещание представителей Ирана и Турции, в ходе которого было заключено новое торговое соглашение, направленное на упрощение двустороннего таможенного режима. Был подписан меморандум между регионами двух стран - иранским Западным Азербайджаном и турецким Агры о расширении сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и транспорта.
Но острота ситуации в Сирии и нахождение Турции на передовой позиции США и НАТО в регионе настраивает Иран на пессимистичный сценарий своих дальнейших отношений с западным соседом. В такой неблагоприятно складывающейся для Тегерана обстановке иранская сторона будет искать пути сближения с Москвой. У иранцев, по сути, нет других партнёров со статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника международного формата переговорной «шестёрки», которые бы могли сдерживать планы США и их союзников в регионе по изоляции Ирана.
Россия осуществляет самый плотный мониторинг ситуации вокруг Сирии, и, что важно для Ирана, активизировала в последнее время обмен мнениями с главными действующими в регионе конфликта силами по линии военных ведомств. 20 декабря 2012 г. в Москве прошла встреча заместителя министра обороны России А.Антонова с замминистра обороны Турции В.Суналом. По информации пресс-службы МО РФ, стороны сопоставили позиции по актуальным международным проблемам, включая тематику общеевропейской безопасности, отношений Россия-НАТО и ситуацию в Сирии.
Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик.