ИАЦ "Кабар": Геополитические аспекты гидроэнергетики Кыргызстана
04/03 13:45, ИАЦ "Кабар"
В конце февраля 2013 года Жогорку Кенеш КР ратифицировал соглашения между правительством Кыргызстана и правительством России о строительстве и эксплуатации Верхненарынского каскада и о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1, подписанные 20 сентября 2012 года. По мнению экспертов, это лишь начало освоения огромного гидропотенциала страны, который оценивается примерно в 140 млрд .кВт/часов
На встрече с министром энергетики и промышленности республики Автандилом Калмамбетовым позднее президент Алмазбек Атамбаев дал указание ускорить строительство ГЭС и обратил особое внимание министра на стратегическую важность намеченных энергетических проектов.
Согласно намеченным планам предполагается совместное строительство на реке Нарын каскада из четырех ГЭС общей мощностью 190 мегаватт и крупной ГЭС "Камбар-Ата-1", мощность которой составит 1,6-1,9 тыс мегаватт. Реализация проектов будет осуществляться на паритетных условиях. Строительством Верхне-Нарынского каскада займется компания "РусГидро", а ГЭС "Камбар-Ата-1" будет воздвигать "Интер РАО". По оценкам местных экспертов, реализация этих проектов обойдется в более чем 2 млрд долларов.
Строительство этих гидроэлектростанций тесно связано с одним из самых амбициозных проектов по строительству линий электропередач Кыргызстан - Таджикистан - Афганистан - Пакистан под общим названием CASA-1000 (Central Asia - South Asia -1000). Общая протяженность линии электропередач составит более 1,3 тыс. км от станции «Датка» в Кыргызстане до потребителей в Пакистане. Из них по территории Кыргызстана будет проходить 457 км линий. Стоимость данного проекта оценивается в 953 млн долларов, из которых Кыргызстан должен вложить 196 млн долларов. Он будет направлен на создание возможностей экспорта электроэнергии в объеме примерно 1000-1300 МВт.
Выгоды для всех участников проекта CASA-1000 очевидны. Кыргызстан и Таджикистан получат возможность продавать излишки электроэнергии в летний период, когда производство достигает своего пика, а внутреннее потребление заметно снижается. Кроме этого, в рамках данного проекта установится прямая связь между энергосистемами двух стран, что позволит улучшить общее состояние сети линий электропередачи в регионе.
Что касается Афганистана, то он будет обеспечен дополнительной чистой энергией для удовлетворения внутреннего спроса и реэкспорта, тем более что подобные проекты направлены на укрепление стабильности в этой неспокойной стране. Планируется также реализация программы разделения выгод с местными сообществами в целях содействия формирования «приверженности» проекту у населения, проживающего вдоль линий энергетической системы.
Пакистан является основным потенциальным потребителем поставляемых энергоресурсов и сможет разрешить проблему с дефицитом электроэнергии в пиковый летний период, когда население страдает от дефицита электричества.
Россия также проявила заинтересованность в участии в проекте CASA-1000. Чтобы окупить свои инвестиции в энергетику, необходимо продавать электроэнергию за реальные деньги, а экспорт электроэнергии из Кыргызстана в Афганистан и Пакистан даст России такую возможность. Тем более, что у Москвы есть подобный опыт в Таджикистане, где она вложила около миллиарда долларов в строительство Сангтудинской ГЭС-1, но таджикская госкомпания "Барки Точик" не выплачивает денежные средства за потребленную электроэнергию, вырабатываемую этой станцией. На этот момент Российским госкомпаниям ФСК и «Интер РАО ЕЭС» принадлежат около 80 % акций Сангтудинской ГЭС-1.
По мнению политологов не менее важно то, что здесь прослеживается и геополитический интерес. Благодаря своим инвестициям в гидроэнергетику двух центрально-азиатских республик Россия получит возможность контролировать поставки энергоресурсов в Афганистан и Пакистан. Весной нынешнего года состоится очередное заседание межправительственной комиссии в составе четверки CASA-1000 - Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан. Именно на этой встрече будет рассмотрено возможное участие России в проекте.
Одним из главных инициаторов проекта CASA-1000 являются США. В данном случае Вашингтон намеревается в противовес евразийской интеграции наладить торгово-экономические связи центрально-азиатских республик с государствами южно-азиатского региона. Всемирный банк, в котором американцы задают тон, намерен профинансировать 40% стоимости этого проекта.
Другой геополитический игрок, КНР, также принимает непосредственное участие в развитии энергосектора Кыргызстана. Подписано Кредитное соглашение между Министерством финансов КР и «Эксимбанком» КНР на строительство высоковольтной линии электропередач «Датка - Кемин» на сумму почти 390 млн. долларов США. Реализация данного проекта позволит создать единое энергетическое кольцо Кыргызстана.
К тому же во время визита в Кыргызстан премьера Госсовета Китая Вэнь Цзябао в 2012 году страны договорились о начале изучения возможностей совместного освоения каскада на реке Сары-Джаз. Экспертам уже дано поручение разработать технико-экономическое обоснование. В перспективе Китай намерен импортировать у Кыргызстана электроэнергию, о чём заявили официальные лица Пекина. А для этого Китай готов построить высоковольтную линию электропередач.
Если учесть, что Пекин в нынешнюю пятилетку (2010-2015 годы) на развитие соседнего с Кыргызстаном Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) выделяет 100 млрд долларов, означающего ускоренный рост промышленного производства, то Кыргызстан получает шанс стать важным поставщиком необходимой для СУАР электроэнергии. Энергосистема данного региона состоит, в основном, из тепловых электростанций, а использование угля, газа и нефти отрицательно влияет на экологию. Это ещё один фактор в пользу импорта гидроэлектроэнергии у Кыргызстана.
Соседний Казахстан также проявляет интерес к освоению энергетического потенциала Кыргызстана. Уже объявлены планы по строительству ЛЭП «Кемин-Алматы», а также готовность участвовать в других энергетических проектах. В частности, рассматривается возможность поставки электроэнергии в Россию через Казахстан.
Единственной страной, которая проявляет полное неприятие освоения своего гидропотенциала Кыргызстаном и Таджикистаном, остается Узбекистан. Ташкент чрезмерно озабочен ведущимся в Таджикистане и планируемым в Кыргызстане строительством крупных ГЭС. По мнению экспертов, как политических, так и экономических, Узбекистану невыгодна энергетическая самостоятельность соседей, пытающихся снизить зависимость от узбекского газа. При развитой электроэнергетике обе страны могут отказаться от газа, заметно ослабив тем самым механизм давления Ташкента на Бишкек и Душанбе. С другой стороны Узбекистан опасается усиления позиций Кыргызстана и Таджикистана в связи с получением возможности управления так важного для низовья потока воды в вегетативный период через построенные для ГЭС плотин.
В контексте всех перечисленных факторов строительство масштабных гидроэнергетических объектов в Кыргызстане приобретает геополитическое значение. А это означает определенные гарантии на успешную реализацию чрезвычайно важных масштабных энергопроектов.
Мирлан Алымбеков,
ИАЦ «Кабар»