Что списки вам несут, соседи?
30.04.2013 08:38 , dn.kz
Отношения между Россией и США всегда были до нелепости абсурдными. А после очередного «списочного обмена» Вашингтона и Москвы странам Центральной Азии нужно быть еще более осторожными и бдительными
Юрий Сигов, Вашингтон
Давно уже ни для кого не секрет, что отношения между крупнейшими мировыми державами - Россией и Соединенными Штатами никогда не вписывались ни в одну «нормальную» и вменяемую межгосударственную схему. Да и более странного международного явления, чем российско-американские отношения не было и раньше, и вряд ли где сыщешь на будущее.
С высоких трибун только и слышны не менее высокие заверения друг друга в стремлении» улучшить и подправить» взаимоотношения «лютого сотрудничества». Но вот ведь беда - как только очередное подобное обещание из Вашингтона или Москвы публично озвучивается, так можно сразу же предположить: через пару-тройку дней не особо жалующие друг друга державы неприменно обольют «партнеров по несчастью» свежим ушатом помоев. А заодно и озвучат, что у «вероятного противника-партнера» во внутренней жизни складывается «не так», и как подобные нестыковки можно было урегулировать.
Еще больший парадокс состоит в том, что чем вроде бы чаще встречаются лидеры двух стран (а только на этот год таких рандеву намечено три, причем все только и ждут, как на саммите «большой двадцатки» Путин и Обама чуть ли не обнимутся на почве братской дружбы и взаимовыгодного сотрудничества), о чем-то вроде как обмениваются мнениями да взглядами, тем более ни во что разумное не вписывающимися эти отношения между Москвой и Вашингтоном становятся.
Последний обмен «воспитательными списками» между Россией и Америкой, естественно, ничего не имеет общего с неким очередным клинчем в борьбе за демократию, права человека и «адекватный ответ на происки супостата». А стал он всего лишь очередным подтверждением того, что обе страны не просто не понимают друг друга сейчас (что по спискам, что без них), но и не имеют по сути дела никаких перспектив на то, что двусторонее взаимопонимание вообще в обозримом будущем когда-нибудь сложится.
Для Центральной Азии важны и Россия, и Америка. Но что делать, если это совершенно чуждые друг другу державы, живущие в абсолютно нестыкуемых мирах?
Напомню, что сравнительно недавно состоялся малоприятный обмен «списочными угрозами» между Москвой и Вашингтоном, А те, кого туда внесли (или по слухам внесут на будущее) в следуюшие пару-тройку лет от посещения России и США вынуждены будут отказаться (кстати, хотя судя по всему, никто из «списочных нарушителей» особо по этому поводу не расстраивается).
Но ни Америка своим «списком Магнитского» Россию (а точнее - ее руководство) не только не «уела», а лишь капитально разозлила. Да и Москва своим «анти-Магнитским всесокрушающим хуком» вызвала в Вашингтоне лишь полное недоумение и оторопь. В Конгрессе США поразились «близорукости российского МИДа», а в Москве, естественно, посчитали американцев полными «лохами», раз им непонятно, откуда взялся ответный список невъездных американцев в Россию.
И здесь стоит упомянуть перво-наперво о двух определяющих вещах насчет какого-то смысла принятия всех этих «карающих списков» и ответов на них, как они видятся американцам. Замечу, что руководство Соединенных Штатов считает себя по всем направлениям «списочного воспитания» правым, и искренне удивляется, почему же Россия все время норовит сделать американской стороне пусть даже самую малую, но неприменно гадость.
Прежде всего, ошибочно было бы думать (особенно тем, кто наблюдает за российско-американскими разборками со стороны в Центральной Азии), будто «список Магнитского» - это какой-то «внутренний борцовский прием», который применяет контролируемая республиканцами Палата представителей США против не особо любимого ее членами президента Б.Обамы.
Есть даже не последние в обеих столицах политики, которые считают, что именно Конгресс США со всей своей анти-российской зловредностью так и мечтает полностью дискредитировать внешнюю политику нынешнего американского президента. И по возможности пустить всю его так называемую «перезагрузку» под откос. Но на самом деле все здесь гораздо печальнее.
Так уж сложилось исторически (не вчера, и не в прошлом даже веке), что американская «высокая общественность» действительно свято верит в то, что надо по всему миру защищать демократию и права человека. И на удивление многим заграничным правительствам делает регулярно это даже там, где от подобной «зашиты» самой же Америке только дополнительные заботы да расстройства.
Но вот только американскому рядовому обывателю вся эта политическая возня вокруг «российско-американских списков» вообще неведома. И никакого интереса не вызывает (потому как знает об этом лишь мизерный процент высокопоставленных американских чиновников, курирующих Россию - и не более того). В США полным-полно других, куда более существенных проблем и вызовов, и какими там Москва и Вашингтон не жонглировали бы списками, по большому счету американскую общественность все это вовсе не колышет.
Обсуждается ли вопрос о «списочном обмене с русскими» в США? Да практически нет, за исключением тех американских чиновников, кто в Белом Доме, Пентагоне и других госструктурах так или иначе связан с работой на российском направлении. Да и волнует этих людей, как мне они мне в беседах неоднократно подтверждали только одно - не включит ли «вдруг под горячую руку» и их Россия в эти «наказующие отпорные списки»?
А то ведь если перестанут пускать в Россию «из-за списков», то тогда придется переключаться на Центральную Азию или Закавказье (а это уже другая весовая категория по американским бюрократическим понятиям). Хотя тамошние правительства к США относятся с куда большим пиететом, чем российские власти.
Всем же остальным гражданам США не только по «большому барабану», зачем, и с какой целью Белый Дом и Кремль мечут периодически на потеху сторонней публике в адрес друг друга громы и молнии. А те, кто на список уже «анти-Магнитского» с российского направления вынуждены по долгу службы реагировать в Вашингтоне, до сих пор находятся в полном недоумении.
Москва и Вашингтон нестыкуемы системно и идеологически. Странно только, что эта нестыковка для обеих сторон все время становится очередным открытием
Затеяв «борьбу по спискам», как-раз и проявилось полное непонимание американскими что законодателями, что членами администрации Белого Дома современных российских реалий. А также того, можно ли сегодня Соединенным Штатам только «списочной дипломатией» перевоспитать другое государство, которое такому процессу всячески не просто будет сопротивляться, но и регулярно давать отпор.
Американцы ведь искренне недоумевают: ну какое отношение имеет перечень имен тех, кто по американским понятиям нарушил права российского гражданина в Лефортовской тюрьме к тому «ответному списку» из Москвы с потолка взятых американских бывших должностных лиц, которые к России либо вообще не имеют никакого отношения, либо с трудом ее находящих на карте.
Показательной в этом плане была реакция на включение в список «анти-Магнитского» бывшего еще 10 лет назад юридическим советником Джона Ю. Он в открытую высмеял свое занесение в «анти-список Магнитского» российской стороной, подчеркнув, что никогда не стремился в Россию переезжать, не хранит там денежных вкладов, и не владеет там никакой собственностью.
Самое печальное в этом «списочном обмене любезностями» то, что обе стороны считают себя правыми, и дальше полны решимости «примерно наказывать» ненавистного «врага-партнера». И ни те, ни другие ни в какую не хотят признать абсолютную тщетность подобного «взаимоневыгодного политического бодания», которое только еще больше ухудшает и без того попросту тупиковые двусторонние отношения.
Ведь глядя на весь тот абсурд, который накопился за последние годы в отношениях между Россией и США, невольно думается: да неужели всем этим «списко-составителям» с солидными зарплатами, просторными кабинетами, кучей разного рода допусков секретности и других «навороченных атрибутов» престижа больше нечем заняться?
Неужели у всех у них нет желания поработать на благо развития деловых и экономических отношений между двумя странами (которые существуют по большей части лишь виртуально)? Или сделать так, чтобы граждане обеих стран слышали и видели правдивую, а не отфильтрованную и предельно односторонне-искаженную информацию о жизни России и Америки?
Не вмешиваться в двусторонние свары «больших и сильных», и упрямо гнуть внешнеполитическую линию в собственных национальных интересах
К большому сожалению, пока таких с виду «правильных желаний» ни в российском, ни в американском начальстве явно не просматривается. А почему именно так, а не по-другому регулярно происходит, недурно было бы задуматься еще раз, и учесть следующее.
Если говорить об Америке, то для нее Россия - достаточно третьестепенный партнер (как бы это не было разочарующе слышать российской стороне, но правда жизни именно такова). И для американских руководителей любого калибра принципиально важно лишь то, чтобы Москва им не особо докучала и не «стояла поперек дороги».
Но вот только как с подобной несправедливостью может смириться Москва? Да ни за что. Естественно, что для российского руководства подобное положение дел - верх оскорбления и унижения со стороны американцев. И чему неприменно требуется давать отпор - неважно каким способом, и неважно, кто в результате такого отпора на самом деле окажется пострадавшим (обычно американцам от таких «наказаний» как с гуся вода, зато сами российские граждане от анти-американских «наказаний» своих властей почти всегда оказываются главными крайними и пострадавшими).
Вот и получается на деле, что перспективы дальнейшего «обмена списочными составами» между Россией и США выглядят на сегодняшний день крайне малорадостными. Американское руководство (по крайней мере его значительная часть) на самом деле верит, что Россию и ее «начальство» можно разными списками-перечнями перевоспитать, «принудить к демократии». И кого особо «недемократического» - так и примерно наказать включением в запретный список или еще какой-нибудь «черный перечень».
А российская сторона в ответ на подобный подход со стороны американцев только озлобляясь, будет и дальше отбиваться от «происков Белого Дома и Госдепа». И заодно пытаться любыми путями как-то «прижучить» хотя бы кого-то из американцев (или своих собственных граждан - хотя, в принципе, какая разница?). Причем везде, где только можно - и зачастую даже самим себе во вред.
Вот только реальной пользы что для рядовых американских граждан, что россиян от всего подобного «обменно-списочного противостояния» никогда не будет. И чем быстрее это поймут как официальные лица в Вашингтоне, так и Москве, тем больше будет шансов на то, что из состояния абсурдности и невменяемости отношения двух стран примут хотя бы какое-то подобие цивилизованности и элементарного самоуважения.
Между тем на то, что так в какой-то обозримой перспективе произойдет, надеяться особо, думаю, не стоит. Стороны прочно и нерушимо стоят каждая на «своей правде», и никаким взаимопониманием между Москвой и Вашингтоном пока даже не пахнет. Так что делать в такой атмосфере «взаимоненавидения» двух потенциальных партнеров странам Центральной Азии?
Наверное, прежде всего ни в коем случае не высказывать даже каких бы то ни было мнений по поводу того, кто же все-таки «ближе к всемирной демократии» -Россия или Америка. Пусть они сами между собой продолжают соревноваться, кто из них «круче» и «правдоискательнее». Зато самим центральноазиатским странам есть смысл и с Соединенными Штатами, и с Россией по максимуму сотрудничать, не обращая внимания на сушествующие между ними разногласия.
Самое же главное здесь то, что постоянный напряг в отношениях между Россией и Соединеными Штатами (а по-другому вряд ли когда-нибудь что-то сложится) совершенно не в интересах ни одной из центральноазитских стран. Поэтому к нынешнему «списочному противостоянию» Москвы и Вашингтона в столицах Центральной Азии стоит относиться как к неизбежному и неизлечимому злу. К которому можно только грамотно и прагматично приспособиться, но не иметь при всем желании никаких собственных возможностей как-то позитивно на него повлиять.