Американские дипломаты успели объехать ключевые республики ЦА
ПУРПУРНОЕ "СЕРДЦЕ АЗИИ"
Автор Роберт БЕРНОВСКИЙ
03.05.2013,
www.camonitor.com
На минувшей неделе случилось знаковое событие: Казахстан и в несколько большей степени Узбекистан оказались буквально в самом центре внимания американской политики. В регионе побывал помощник государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, успевший побывать в Астане и в Ташкенте с минимальной для дипломатического работника такого ранга разницей в два дня.
Госдеп в лицах
После Ташкента он вернулся в Казахстан, чтобы сопровождать первого заместителя главы внешнеполитического ведомства США Уильяма Бернса на министерской конференции "Сердце Азии", которая состоялась в южной столице республики.
Для чего ответственному работнику Госдепа понадобился этот "челночный" тур? Вообще, приезд высокопоставленных американских чиновников в Центральную Азию можно рассматривать в нескольких плоскостях. Для объяснения большей части из них нужно писать ряд аналитических записок, и лишь одна, публичная часть визита может представлять интерес в формате ситуационного анализа.
Для начала следует остановиться на персонах, посетивших Астану, Ташкент и Алматы.
С фигурой помощника государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка все более или менее ясно: это кадровый дипломат, находящийся буквально на гребне оперативной информации, фактический куратор региона от Государственного департамента. Он более или менее известная в регионе фигура, поэтому детально останавливаться на его персоне, пожалуй, не стоит. Другое дело - заместитель государственного секретаря Уильям Бернс, который прибыл сразу на министерский форум.
Как и у многих чиновников высокого ранга, у него довольно говорящая, хоть и несколько безликая биография специалиста по международной политике, имеющего докторскую степень, которую он защитил, понятное дело, в Оксфорде. Историк по своей первой специальности, Бернс является еще и экспертом по Ближнему Востоку. Соответственно он дипломатический работник в буквальном смысле "старой школы" - то есть, двигающийся в парадигме "холодной войны". Еще интереснее, что, поработав послом "на земле" в Иордании, он очень быстро вернулся в Вашингтон в ранге помощника государственного секретаря по вопросам Ближнего Востока, то есть стал глазами и ушами внешнеполитического ведомства США. Оттуда он был направлен в крайне перспективное, с точки зрения дипломатии, место - послом США в России, где запомнился очень активной экономической деятельностью. Немудрено, что следующим этапом его карьеры стала должность заместителя Государственного секретаря США по политическим вопросам. Оттуда он в момент смены главы внешнеполитического ведомства даже стартовал на должность исполняющего обязанности Госсекретаря, однако с приходом Хиллари Клинтон был водворен в привычные кабинеты, начав, по всей видимости, курировать интересы США во второстепенных, с точки зрения дипломатии, регионах, к коим относится и Центральная Азия. Если учитывать карьерные перипетии дипломатического работника, то получается, что в министерской конференции принял участие чиновник, чья звезда уже клонится к закату - соответственно, сложно было ждать от него каких-то откровений, имея в виду его выступление. Косвенно этот тезис подтвердила и служба протокола Государственного департамента, фактически выдвинувшая на первые роли все-таки Роберта Блейка, который, хоть и не отметился официальной речью, не имея для этого достаточных полномочий, но предоставил полноту информации во время брифинга с прессой.
Табель о рангах
Любопытно, что пресс-конференция американского чиновника оказалась довольно скоротечной, если учитывать международный тур помощника Госсекретаря, предшествовавший министерской конференции. Успев побывать в Астане и Ташкенте и пообщавшись с ключевыми чиновниками высочайшего ранга в Казахстане и Узбекистане, Роберт Блейк предпочел не слишком распространяться по теме своей поездки. Этому, впрочем, есть разумное объяснение - помощник главы внешнеполитического ведомства, проведя политический кросс-тур, еще не успел отчитаться перед своим непосредственным начальством, и потому говорить о каких-то готовых решениях или новых векторах было несколько преждевременным.
При этом формат пресс-брифинга требовал каких-то логически важных заявлений. И здесь произошла вторая странная вещь: чиновник в своем базовом заявлении отделался общими словами, заметив лишь, что провел в Казахстане встречи с представителями гражданского общества - на фоне предыдущих предостережений об "арабских революциях" это выглядело почти издевательством по отношению к чувствительным режимам региона.
Не менее занятно в контексте концепции "десоветизации", о существовании которой мир узнал из реплики бывшего главы ведомства Хиллари Клинтон, выглядят как вопрос неизвестного представителя СМИ, так и ответ Роберта Блейка о региональной интеграции. Если верить американскому дипломату, страны региона с большим удовольствием вступают в "афганский клуб" и налаживают не только инфраструктурные связи в этом направлении, но и всячески будут стараться делать это с позиций члена ВТО, куда в этом году может быть приняты Казахстан и, что немаловажно, Афганистан.
Еще интереснее, что США после своего ухода из Афганистана перекладывают вопросы безопасности на страны региона. Это отнюдь не новый тезис, но проговаривается он довольно регулярно - и, похоже, время его "информационной обкатки" прошло, и теперь он будет одним из столпов американской политики после 2014 года. При этом американская администрация довольно хитро подчеркивает устами Блейка, что в вопросах безопасности республики Центральной Азии всегда могут рассчитывать на помощь Америки в случае усиления террористической активности.
"Мы и дальше будем поддерживать усилия, направленные на укрепление безопасности границ, противодействие незаконному обороту наркотиков, борьбу с терроризмом и развитие гражданского общества", - подчеркнул Блейк. И напоследок - пилюля режимам Средней Азии: еще раз заданный вопрос об "арабской весне" и ее вероятных последствиях.
Работа на результат
Другой любопытный момент - степень результативности министерской встречи. Согласитесь, когда речь идет о встречах на уровне глав МИД сразу нескольких десятков стран, довольно странно ничего не слышать о результате. Однако на минувшей неделе случилось именно так - ни одно из информационных агентств не сообщило о результатах заседания конференции. Не было подписано даже формальных документов. Конечно, трудно сказать, предусматривала ли вообще служба протокола работу с документами, однако одно можно говорить наверняка: конференции такого уровня редко обходятся без сопроводительных бумаг различного уровня - они согласовываются, могут подписываться в рабочем порядке, но они, как правило, есть. И если о достигнутых договоренностях предпочитают не говорить, значит, их либо нет либо они не слишком приятны. Например, одной из таких "теневых" договоренностей можно считать слегка изменившийся статус морского порта Актау, который уже готов принимать "гостей" из числа военных США. Очевидно, что каких-то изменений добились американские дипломаты и в Ташкенте, но о них мы услышим, по всей видимости, чуть позже - с учетом чуть более медленной работы аппарата соседней страны.
Роберт Берновский