Еженедельный анализ новостей Туркменистана
Среда, 19 июня, 2013 - 09:51, Eurasianet: Русская Служба
by Наталья Мур
На этой неделе десятилетний вопрос о двойном туркмено-российском гражданстве принял крайне неожиданный оборот, когда туркменские власти заявили, что новые биометрические паспорта будут выдаваться лицам с двойным туркменским гражданством. Видимо на этот раз президент Росси Владимир Путин нашел нужные слова, когда позвонил президенту Бердымухамедову по телефону и сообщил о своих намерениях посетить Туркменистан в ближайшее время. После предыдущего телефонного звонка Путина Бердымухамедову в марте этого года из Туркменистана стали поступать сообщения о том, что давление на лиц с двойным российско-туркменским гражданством лишь усилилось, и сотрудники миграционных властей и органов безопасности стали посещать людей на дому и спрашивать об их выборе гражданства, этим же интересовалось и начальство. Последовавший за телефонным звонком апрельский визит в Ашхабад министра иностранных дел России Сергея Лаврова также не дал положительных результатов в разрешении этого вопроса. По мере приближения даты окончания действия старых паспортов, учитывая непризнание института двойного гражданства новой конституцией Туркменистана, многие аналитики были почти уверены, что Бердымухамедов не отступится от своего решения и будет настаивать на том, чтобы лица с двойным гражданством от одного из них отказались. Об этом свидетельствовало и заявление Бердымухамедова в апреле, когда он впервые высказался по данному вопросу: "Заявляю, что все конституционные права и свободы тех, кто прежде имел двойное гражданство, а впоследствии принял гражданство Туркменистана, независимо от национальной, религиозной или иной принадлежности, будут неукоснительно соблюдаться».
История данного вопроса началась еще в декабре 1993 года, когда президенты Ельцин и Ниязов подписали соглашение о двойном гражданстве, вступившее в силу 18 мая 1995 года. В начале 2003 года Ашхабад в одностороннем порядке вышел из прежней договоренности. В апреле 2003 года Путин и Ниязов подписали протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве, который туркменский парламент ратифицировал, а российская Госдума - нет.
После принятия новой конституции в 2008 году перед держателями двойного туркмено-российского гражданства встал сложный выбор: отказаться от туркменского паспорта и навсегда покинуть страну или потерять российский паспорт вместе с возможностью беспрепятственно ездить в Россию и другие страны СНГ, которой туркменские граждане лишились в 1999 году. Но 17 июня Министерство иностранных дел Туркменистана опубликовало пресс-релиз, в котором говорится: «:Начиная с 17 июня 2013 года, Государственная миграционная служба Туркменистана начинает выдачу биометрических паспортов Туркменистана нового образца гражданам Туркменистана, являющимся одновременно обладателями паспортов Российской Федерации». Российский МИД в свою очередь заявил, что начнет процесс внесения на ратификацию подписанного 10 апреля 2003 года Протокола о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года, вероятно, указывая на то, что только существующие держатели двойного гражданства смогут иметь данный статус, и в дальнейшем он никому предоставляться не будет. Лишь 30 граждан подали заявления об отказе от российского гражданства с начала года в Посольство Российской Федерации из 43 тысяч российско-туркменских бипатридов, проживающих в Туркменистане, сообщила «Туркменская Инициатива по Правам Человека».
Аналитики задаются вопросом, что же все-таки Путин сказал или пообещал Бердымухамедову в ходе последнего телефонного разговора, чтобы положить конец частым переговорам по этому вопросу, которые проходили в течение последних пяти лет с момента принятия Туркменистаном новой конституции, и в ходе которых Туркменистан демонстрировал абсолютное нежелание идти на какие-либо уступки. «Мы рассматриваем такое решение как свидетельство приверженности Туркменистана выполнению взятых на себя международных обязательств по соблюдению прав и свобод человека", - говорится в сообщении МИД РФ. Но обозреватели полагают, что тут не обошлось без торга, как и в 2003 году, когда Путин и Ниязов подписали протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве, что, по мнению многих, вылилось в подписание договора между Ашхабадом и российским «Газпромом» о покупке туркменского газа для дальнейшей перепродажи в Европу. Обе стороны отрицали взаимосвязь этих договоренностей, но, по мнению независимых экспертов и русскоязычных жителей Туркмении, Кремль сдал их в обмен на отказ Ашхабада от участия в проекте газопровода по дну Каспия в обход России. СМИ сочли принятое решение циничным и окрестили «сделкой ''газ-люди''».
Некоторые аналитики также считают, что вопрос стоит не только о предоставлении документов, но и об обеспечении права граждан этими документами пользоваться, о практике в противовес закону. Т.е. будут ли российские паспорта по-прежнему достаточным документом для выезда из Туркменистана, или пограничники начнут требовать новые биометрические паспорта с визами в страны назначения. При этом, бипатриды с турецким, иранским гражданством или гражданством европейских стран еще в худшем положении, поскольку речь о выдаче им новых паспортов вообще пока не идет.
Подробнее Международные отношения события экономики