У киргизов и русских одинаковые демографические проблемы
Автор: Парус . 20.07.2013 08:29, Белый Парус
На уровень рождаемости последних десятилетий существенное влияние оказала трудовая миграция, не имеющая прецедента по своим масштабам и продолжительности, а также социально-экономическим и демографическим последствиям. Внешняя и внутренняя трудовая миграция киргизов, особенно долгосрочная, приводит к разрыву семейных связей, и как следствие, неполной реализации репродуктивных установок. Кроме того, массовый характер трудовой миграции очень сильно подорвал стабильность киргизской семьи. Длительное раздельное проживание супругов стало нормой для многих семей, что позволило констатировать появление нового типа семьи, вызванного трудовой миграцией - «дистантная семья».
Включаясь в миграционный поток, люди часто расстаются с семьей на длительный период времени, особенно те, кто выезжает в Россию. Нарушаются супружеские связи, детско-родительские отношения, претерпевают изменения практически все сферы семейной жизни. Основными причинами невозможности встреч с семьей являются отсутствие финансовых средств на поездки, нелегальное положение мигранта в стране приема и наличие несовершеннолетних детей в семьях. К сожалению, анализ влияния трудовой миграции на рождаемость киргизов осложняется отсутствием полных статистических данных о числе мигрантов, их распределении по возрастным группам и длительности пребывания за рубежом.
Но в последние три года стали доступны данные о миграционных потоках на основе информации, поступающей от пограничных служб.
Согласно этим данным, в 2009-2012 годах в Кыргызстане отсутствовало более одного года свыше миллиона человек, из них около полумиллиона - женщины репродуктивного возраста, что составляет значительную часть от общей численности женщин репродуктивного возраста. Около 60% из них приходится на женщин в возрасте 20-29 лет, которые отличаются более высокими повозрастными коэффициентами рождаемости.
Таким образом, длительная трудовая миграция населения Кыргызстана оказывает негативное влияние на уровень рождаемости. Так как на заработки выезжает молодое население в самых активных трудоспособных возрастах, то это приводит к нарушению социально-демографической структуры общества. Изменения в структуре населения наблюдаются во всех населенных пунктах, однако сельские поселения пострадали в этом плане в наибольшей степени. В зависимости от направленности миграционных потоков и гендерных предпочтений, во многих селах массовым явлением становится отсутствие женщин и мужчин трудоспособного (репродуктивного) возраста.
Включаясь в трудовую миграцию, молодежь откладывает на более поздние сроки создание семьи и рождение детей. Существуют все признаки, позволяющие утверждать, что часть трудовых мигрантов останутся окончательно в тех странах, в которых трудятся. Это прямые демографические потери для Кыргыстана, к которым можно присоединить и косвенные - их дети появятся на свет и вырастут уже в другой стране.
Изменение возрастного профиля рождаемости
Сокращение рождаемости среди киргизов сопровождается изменением и возрастного профиля, что является отражением трансформации модели репродуктивного поведения населения и тех фундаментальные изменений в жизненном цикле человека, которые произошли в последние десятилетия: удлинение сроков получения образования, более позднее начало трудовой деятельности и, следовательно, более позднее достижение экономической независимости.
Изменение возрастной модели рождаемости характеризуется уменьшением вклада младших возрастных групп женщин (до 25 лет) в коэффициент суммарной рождаемости и повышением вклада старших возрастов, что является одним из проявлений «второго демографического перехода». Как показывает опыт многих европейских стран, начавшиеся структурные изменения рождаемости могут продолжаться несколько десятилетий и сопровождаться глубокими демографическими провалами.
После 1990 года сокращение рождаемости произошло практически во всех возрастных группах, но наиболее существенным было падение возрастных коэффициентов рождаемости у молодых женщин в возрасте до 29 лет.
Еще в 2000 и 2003 году Национальный Статистический Комитет Кыргызстана опубликовал шокирующие данные об увеличении среднего возраста матерей при рождении первого ребенка у киргизов до 22,7 лет! За последующее десятилетие возраст матерей только возрос. По этому показателю, который косвенно свидетельствует об истинном положении дел, киргизы оказались в точно такой же ситуации, в которой оказались и русские. Фактически численность киргизов и русских в Кыргызстане стремительно сокращается!
Сокращение рождаемости происходит в молодых возрастных группах 15-19 и 20-24 года и незначительно увеличивается в старших возрастах 25-29, 30-34 и 35-39 лет. Неуклонно сближаются показатели рождаемости у женщин в возрасте 20-24 и 25-29 лет. Начиная с 2000 года, показатель рождаемости в возрастной группе 25-29 лет превышает возрастные коэффициенты рождаемости в возрастной группе 20-24 года, что свидетельствует о глубоком демографическом кризисе. Другим косвенным маркером констатирующим демографическую катастрофу, является рост внебрачных рождений и небывалый рост разводов при которых растет количество матерей-одиночек в среде киргизов. Этого никогда ранее не наблюдалось.
Увеличивается средний возраст матери при рождении ребенка в киргизских семьях.
Тенденция к сокращению рождаемости в самых молодых и молодых возрастах и смещение календаря рождений к старшим возрастам способствовали увеличению среднего возраста матери при рождении ребенка. При этом, наблюдается дальнейшее постепенное увеличение среднего возраста матерей.
Современные изменения среднего возраста материнства у киргизов свидетельствуют об исчерпании долгосрочной тенденции к его омоложению, наблюдавшейся в последние десятилетия XX века. С середины 1990-х годов отмечается увеличение среднего возраста матери как при первом рождении, так и при рождении детей всех очередностей. К 2009 году средний возраст матери у киргизов при рождении первого ребенка значительно увеличился, так же как и средний возраст матери при рождении всех детей. Дальнейшие темпы повышения данного показателя невысоки, однако, неуклонный рост среднего возраста матери при рождении первого ребенка свидетельствует о необратимых процессах медленного вымирания населения.
Средний возраст женщины при рождении первого ребенка в браке и вне брака имеет очень близкие значения, что связано с широким распространением практики проживания супругов без регистрации брака. В современном обществе начало брачных отношений и даже рождение ребенка, во многих случаях, предшествует официальной регистрации брака. Так, анализ протогенетического интервала (время между вступлением в брак и рождением первенца) показал, что около половины первых рождений стали следствием добрачного зачатия, что свидетельствует о широком распространении добрачных сексуальных связей. Что так же крайне негативно сказывается на демографическом росте киргизов.
Отношение числа рождений с протогенетическим интервалом до девяти месяцев к среднему числу первых браков женщин, зарегистрированных в 2008-2009 годах, показывает, что значительная часть первых браков были стимулированы беременностью невесты или даже появлением на свет ребенка. Ярко выраженная тенденция к повышению доли первенцев в общем числе новорожденных и сокращению рождений более высоких порядков позволяет сделать вывод об утрате в среде киргизов традиций многодетности и утверждение модели малодетной семьи.
Внебрачная рождаемость стала массовым феноменом
В последние десятилетия практически во всех странах где наблюдается острый демографический кризис, связанный с катастрофическим уменьшением численности населения, наблюдается существенное увеличение абсолютных и относительных показателей внебрачной рождаемости. В подавляющем большинстве случаев увеличение внебрачных рождений происходит в незарегистрированных браках. Аналогичные показатели и среди киргизского и среди русского населения.
Увеличение рождений в незарегистрированных браках, привело демографов к выводу, что эта тенденция является одним из определяющих изменений семейной организации, а также одной из основных характеристик второго демографического перехода.
Среди киргизов за последние два десятилетия доля внебрачных рождений в общем числе рождений значительно увеличилась, более чем в два раза. Однако, если в странах Западной Европы высокий уровень рождений у матерей, не состоящих в браке, связан с широким распространением свободных брачных союзов (партнерства), то в Кыргызстане это явление является относительно новым и, видимо, обусловлено причинами избежать молодыми мужчинами-киргизами необходимости заботиться о семье и детях.
Наибольшее число рождений вне брака было зарегистрировано в последнее десятилетие. Таким образом, внебрачная рождаемость за последние десятилетия стала массовым феноменом, охватывающим самые широкие социальные слои. Вклад матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, в общий уровень рождаемости в стране достаточно весом. Распространение незарегистрированных браков и внебрачных рождений является одним из серьезных современных вызовов для социально-демографической политики.
Анализ внебрачной рождаемости по возрастным группам матери показал, что одной из важных социальных проблем является сокращение рождаемости вне брака в самой младшей возрастной группе (до 20 лет). Как показывают результаты специальных обследований населения, рождаемость, в том числе и внебрачная, у совсем юных матерей зависит от нескольких факторов: места проживания (город/село), уровня образования и материального благосостояния.
Так, в сельской местности доля девушек, ставших мамами или беременных первым ребенком в 2005 году, была в два раза больше, чем в городской местности. Пропорция прокреативного дебюта в раннем возрасте снижается в зависимости от уровня образования и материального статуса. Девушки из малообеспеченных и бедных семей в большей степени подвержены риску рождения ребенка в незрелом возрасте. Исходя из этого, предупреждение незапланированных беременностей и повышение уровня контрацептивной культуры молодежи является одним из важных направлений деятельности образовательных и медицинских учреждений.
Следует отметить, что в рамках совместного проекта Министерства здравоохранения и ЮНИСЕФ действуют центры временного содержания для матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основной целью таких центров является оказание социальной и психологической помощи беременным женщинам, а также мамам новорожденных детей, оставшихся без поддержки семьи или партнера, и в силу сложившихся обстоятельств, возможно, способных отказаться от ребенка. Работа данных центров внесла существенный вклад в предупреждение социального сиротства.
***
Рождаемость у киргизов переживает процесс быстрых структурных изменений, в частности, сокращения рождаемости в молодых возрастах и ее увеличения в возрасте после 30 лет. Сожительство и проживание в гражданском браке становится все более распространенным, особенно среди молодежи, и ожидается, что в будущем их масштабы увеличатся.
Ситуация осложняется тем, что существует сильная взаимосвязь между социальной ситуацией и низкой рождаемостью. Безработица или нестабильная занятость, вынужденная трудовая миграция, низкая доступность жилья и услуг по уходу за ребенком, адекватных имеющимся средствам, трудности сочетания профессиональных и родительских обязанностей приводят к тому, что семьи имеют меньшее количество детей, чем хотели бы.
Есть все основания полагать, что к 2030 году, в Кыргызстане, численность киргизской части населения сократится до 600.000 человек, а возможно и менее этого числа, с необратимой дальнейшей тенденцией сокращения населения. Таким образом, к 2030 году, киргизы станут этническим меньшинством в Кыргызстане с подавляющим преобладанием узбекской части населения - на первом месте, и таджикской части населения - на втором месте, на третье место могут вполне выйти представители китайского этноса, которые незаметно, но неуклонно, наращивают свое присутствие в Кыргызстане.