CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS: Страны Центральной Азии останутся без козырных карт для торга с Россией и Китаем после вывода войск из Афганистана - эксперт

31 июля 2013

Страны Центральной Азии останутся без козырных карт для торга с Россией и Китаем после вывода войск из Афганистана - эксперт

31 июля 2013, 16:44, CA-NEWS (CA)

CA-NEWS (CA) - С выводом американских войск из Афганистана страны Центральной Азии останутся с меньшим количеством козырных карт для торга в своих отношениях с Россией и Китаем, считает старший научный сотрудник Центра по изучению проблем безопасности Стивен Арис.

По его словам, внешние силы сохранят значительное влияние в Центральной Азии, особенно в плане создания военных баз, финансирования и подготовки местных сил безопасности, развития инфраструктуры.

«Как и во многих регионах мира, в Центральной Азии идут переговоры между местными игроками (в этом случае, крайне авторитарными политическими режимами) и внерегиональными субъектами. Можно сказать, что за последнее десятилетие или около этого, баланс уравнен и стал более благоприятен для «продавцов» и «покупателей» (внешних сил, стремящихся к приобретению влияния), - говорится Арис. - Тем не менее, с выводом американских войск из Афганистана, рынок, скорее всего, потеряет видного покупателя, оставляя центрально-азиатские режимы с меньшим количеством козырных карт для игры в своих отношениях с Россией и Китаем».

В интервью International Relations and Security Network (ISN) Арис анализирует нынешнюю ситуацию в регионе и перспективы ее дальнейшего развития.

Он отмечает, что в течение долгого времени в Центральной Азии все страны стремились использовать конкуренцию между внешними силами, чтобы увеличить свои рычаги влияния.

Туркменистан, который является чрезвычайно закрытым государством и объявивший нейтралитет, стремится использовать российские, китайские, американские, европейские, иранские и турецкие интересы к своим крупномасштабным нефтегазовым запасам, чтобы получить наилучшее соглашение.

Казахстан, во главе с Нурсултаном Назарбаевым, является сторонником регионального сотрудничества и активного участника всех различных возглавляемой Россией многосторонних структур, образованных в последние годы. Однако министерство иностранных дел Казахстана использует любую возможность, чтобы показать свою внешнюю «многовекторную» политику и открытость для взаимодействия с другими внешними игроками, особенно западными энергетическими компаниями и Китаем.

Кыргызстан и Таджикистан - наиболее уязвимые государства региона - участвуют в возглавляемые Россией интеграционных объединениях. «Это показывает их зависимость от Москвы. Обе страны также стремились развивать отношения с США и Китаем. Они принимают у себя западные военные базы в рамках операции в Афганистане,это в том числе и широко обсуждаемый центр транзитных перевозок «Манас» в Кыргызстане. Кроме того, экономики этих стран также в значительно степени открытыт и для китайских инвестиций. Тем не менее, с точки зрения обеспечения безопасности, их возможности довольно ограничены, и, возможно, неохотно, но в итоге они сосредоточены на России», - сказал Арис.

Узбекистан, является такой же закрытой страной как и Туркменистан, и его участие в региональных преобразованиях всегда оказывалось недолгим - внешняя политика Ташкента подвержена регулярным и значительным геополитическим сдвигам то в сторону Запада, то в сторону России. «Эта стратегия направлена на извлечение максимальной краткосрочной выгоды от конкурирующих внешних сил», - подчеркивает эксперт.

Он считает, что после вывода войск из Афганистана вполне вероятно, что талибы и другие подобные группировки будут заняты борьбой за контроль в этой стране, и не будут концентрировать внимание на экспорт своего влияния в Центральную Азию. Однако, по его словам, Афганистан будет не единственной проблемой безопасности, с которой столкнутся страны Центральной Азии в течение следующих десяти лет.

«Межгосударственное соперничество и напряженность по водным вопросам, по всей видимости, будут наиболее острыми проблемами безопасности», - сказал Арис.

Он напомнил, что главные источники воды в регионе аккумулируются в Таджикистане и Кыргызстане, где берут свое начало реки, стекающие в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

«Из-за отсутствия других природных ресурсов для получения электроэнергии, в центре внимания государств, находящихся вверх по течению рек [Таджикистаном и Кыргызстаном - CA-News] находится вопрос строительства гидроэлектростанций, - отмечает Арис. Напряженность в этом вопросе особенно остра между Узбекистаном и Таджикистаном - Душанбе продвигает проект Рогунской ГЭС, а Ташкент отвечает прекращением поставок газа, за счет которого работали таджикские промышленные предприятия». Он подчеркивает, что некоторые эксперты предсказывают, что ухудшение отношений между Таджикистаном и Узбекистаном может привести в ближайшие годы «к открытому конфликту».

По словам Ариса, в странах региона также существуют другие внутренние проблемы, представляющие серьезную угрозу для политической стабильности, экономического благосостояния и общественного порядка в регионе.

«Потенциальными источниками этих внутригосударственных угроз являются последовательная борьба растущей оппозиции, продолжающиеся и даже усиливающиеся политические репрессии, дефицит продовольствия и электроэнергии, потери доходов от операций НАТО в Афганистане, сокращение денежных переводов от граждан, работающих за рубежом, системное ухудшение состояния основных положений, таких как здравоохранение, образование и экологии», - сказал он.

Арис подчеркнул, что, несмотря на то, что регион характеризируется в целом как единое целое, однако между государствами отсутствуют обширные политические и экономические связи с момента распада Советского Союза. Он отметил, что «изначально ожидалось, что Узбекистан: станет региональным лидером», однако им стал «Казахстан в связи с его богатыми природными ресурсами и выгодным геополитическим положением».

Эксперт также отмечает значительные разногласия по демаркации границ и напряженность в отношениях между национальными меньшинствами. «Это наиболее ярко проявляется между тремя государствами, которые имеют территории в Ферганской долине. Есть значительная таджикская диаспора в Узбекистане, и наоборот, но таджики утверждают, что города Бухара и Самарканд по праву принадлежат Таджикистану. Как свидетельствуют ошские беспорядки 2010 года, пузырь напряженности может перерасти в ожесточенный конфликт:», - добавил эксперт.

ca-news.org

Предыдущая статьяМ.Лангариева: В Таджикистане инвалидов не считают за людей| ЦентрАзия
Следующая статьяПосол: Иран не ведет переговоров с РФ о поставках "Антей" вместо С-300 | РИА Новости