CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Будущее на выбор

23 сентября 2013

В Таджикистане, скорее всего, у власти останется нынешний президент. Даже если кому-то это очень сильно не понравится

Любые выборы, проходящие за последние 20 с лишним лет на постсоветской территории изначально принято считать "недемократическими", "организованными в интересах правящего режима", и ничего не имеющими общего с нормами так называемых "западных свобод".

Это регулярно констатируют приезжающие на такие выборы западные наблюдатели (там, куда их вообще пускают). На это жалуются многочисленные неправительственные и правозашитные организации (там, где они существуют). Но все по-прежнему остается так, как это было в начале 90-х: "сильные" остаются у власти "на неограниченные сроки". А всем остальным предлагается с этим либо смириться, либо уезжать куда подальше (если думают, что за границей жизнь в этом "демократическом плане" намного лучше".

Вот и предстоящие в начале ноября президентские выборы в Таджикистане уже заранее окрестили неким "привычным фарсом", и "сохранением несменяемой власти пожизненного диктатора". Символично, что так думают не только представители западных правозащитных организаций, но и руководители таджикской оппозиции, которые теоретически могли бы поучаствовать в борьбе с нынешним президентом страны Эмомали Рахмоном, но на практике вряд ли что-то смогут ему реальное противопоставить.

Станет ли Душанбе в "российский угол"

Особый интерес представляет судьба будущих президентских выборов в Таджикистане в ракурсе отношений между Душанбе и Москвой. Для России сохранение Таджикистана одним из своих если не совсем союзников, то как минимум верных партнеров - дело первостепенной важности. Связано это не только с российскими военными подразделениями, базирующимися на территории республики, но и с самим фактом сохранения присутствия в Центральной Азии, где у Москвы далеко не все складывается успешно.

На данном этапе Россия ждет от Эмомали Рахмона и таджикского парламента ратификации соглашения по условиям пребывания в республике российской 201-й военной базы. Со своей стороны таджикский лидер в качестве встречного шага надеялся заручиться поддержкой Кремля на приближающихся выборах президента Таджикистана.

Пока что ситуация такова. Парламент Таджикистана перенес срок ратификации соглашения по условиям пребывания в республике 201-й российской военной базы на начало октября. Сделано это по той причине, что, как ожидается, 4 октября правящая Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) на своем съезде официально выдвинет Э. Рахмона кандидатом в президенты.

Показательно, что как российская сторона считает, что по вопросу присутствия военной базы официальный Душанбе водит ее " за нос", так и ряд западных стран периодически выражает свое неудовольствие тем, что якобы Э.Рахмон никак от России не откажется, и не перестраивает свою внешнюю политику в исключительно про-западном направлении.

Наверное, и те, и другие слишком наивно понимают сам факт проведения политики страной, зажатой со всех сторон, мягко выражаясь, не особо дружественными ей государствами (одной границы в почти 1,5 тысячи километров с Афганистаном больше, чем достаточно, а ведь еще есть и заминированная "добрым соседом" Узбекистаном другая граница). В этой связи именно "многовекторное уворачивание" по всем направлениям- единственно возможный путь для Душанбе как-то добиваться своих целей.

В то же время и думать, будто Э.Рахмон - это какой-то "западный ставленник" - глубочайшее заблуждение. На самом деле более про-российского политика на самом деле на всем постсоветском пространстве вряд ли сыщешь. Я имею в виду, естественно, не дежурную риторику и количество подписанных соглашений с Россией в рамках разных Таможенных и иных союзов-объединений, а желание именно с Россией по всем основным политическим и экономическим вопросам взаимодействовать.

Другое дело, что мало что из подобного курса на практике у Душанбе получается, и поэтому ему приходится искать кредиты и у Китая, и Ирана, и всех остальных, кто готов Таджикистану подсоблять. Похоже, и в самой Москве понимают, что пытаться менять Э.Рахмона на какого-нибудь оппозиционера, проживаюшего в России или Европе, и рассказывающего на многочисленных пресс-конференциях о коррупции и непотизме нынешней таджикской власти - себе же потом дороже обойдется.

К тому же у противников Э.Рахмона внутри Таджикистана нет серьезных конкурентов. Оппозиция, которая представляет из себя объединение сторонников Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ), решила теперь называться «Объединением реформаторских сил Таджикистана», и выдвинуть единую кандидатуру на пост президента республики.

При этом непринципиально, кто конкретно будет таким кандидатом выдвинут, поскольку ни один из ныне действующих таджикских политиков не имеет ни реального влияния в стране, сравнимого с Э.Рахмоном, ни эффективно работающего административного ресурса.

По сути дела только Мухиддин Кабири - яркий политик, которого может поддержать немало таджикских граждан, имеет хотя бы минимальные шансы на борьбу с ныне действующим президентом республики. Однако он представляет не столько светскую оппозицию власти, сколько исламское движение, возникновение которого привело в 1992-97 годах к кровопролитной гражданской войне. А это таджики гарантированно вновь не захотят.

Американцы не будут поддерживать в Таджикистане оппозиционеров. Им хватит головной боли с Афганистаном

Отмечу, что оппозиционные силы в Таджикистане, которые хотя бы теоретически могли бы побороться с Э.Рахмоном за президентский пост в республике, не поддерживают не только российские власти, но и американцы. Для США особенно важна стабильность и предсказуемость таджикской власти именно на ближайшие несколько лет, когда будет меняться формат американского присутствия в Афганистане.

К тому же практически вся оппозиция в Таджикистане, имеющая шансы бороться за власть, разбросана по другим странам, а ее лидеры надеются главным образом на тех, кто смог бы проголосовать, находясь вне территории республики (то есть трудовые иммигранты, работающие в основном в России и Казахстане).

Между тем далеко не все они смогут принять участие в президентских выборах, хотя по некоторым данным более 40 процентов потенциального электората из граждан республики находится сейчас вне ее территории. Многие здесь находятся на нелегальном положении, а другие просто не доберутся до избирательных участков, количество которых будет ограничено по сравнению с тем, где бы они смогли проголосовать в самом Таджикистане.

Между тем, будучи опытным политиком, находящийся более 20 лет у власти, Э. Рахмон практически выдавил из страны всех мало-мальски недовольных его политикой соперников. А против тех, кто остался, всегда можно найти, или умело организовать разного рода судебные процессы и другие "избирательные хитрости", с помощью которых даже самый яркий кандидат- соперник в выборах участвовать не сможет.

Понятно, что при желании те же западные страны могли бы сейчас поднять "на флаг" все свое недовольство якобы недемократическим правлением на протяжении всех этих лет нынешнего таджикского президента. И с помощью денег раскрутить кого-то из "западно-ориентированных" оппозиционеров, который ранее обучался в США, или мог бы развернуть страну полностью в сторону Америки.

Но Вашингтону на сегодня такой сценарий совершенно ни к чему. В руководстве Таджикистана и так достаточно работает людей, относящихся к Соединенным Штатам с уважением и пониманием, многие из представителей таджикской элиты обучались или их дети проходят учебу сейчас в университетах Америки. Так что менять Э.Рахмона на кого-то нового, непонятного и непредсказуемого Вашингтон явно не планирует.

Если Э.Рахмона в Таджикистане переизберут, то что будет дальше в республике?

Не секрет, что общий фон освещения Таджикистана в той же российской прессе весьма негативен. Да и основные западные газеты, когда Таджикистан вообще ими упоминается в каком-то контексте, видят в республике лишь негатив, и представляют республику как бедного-несчастного родственника с коррумпированным правителем по главе, и полным отсутствием демократии.

Но тут вот какое бы мне хотелось сделать замечание - причем не только касательно Таджикистана, но и целого ряда других постсоветских стран. Если хорошенько вспомнить, то ни одна из них (Прибалтика не в счет - там действовали несколько другие мотивы) не собиралась выходить из состава СССР, и не провозглашала односторонней независимости до той поры, пока этого не сделала Россия в лице Б.Ельцина.

Когда же стало ясно, что вся бывщая единая страна рушится на глазах, каждый из находившихся в тот момент у власти руководителей стал укреплять собственные позиции теми методами, которыми посчитал необходимыми. То, что получилось это у всех без исключения и"не по-американски", явно не демократически, и естественно, с многочисленными нарушениями прав человека и всего остального- ну ,так а кто обещал, что может быть как-то по-другому?

Сидеть и охать, почему тот же Э.Рахмон "такой недемократичный", оппозиционеров всех повыдавливал из страны, и хочет продолжать свое уже итак 20-ти летнее правление - значит не понимать простого факта, что не Э.Рахмон, и не Н.Назарбаев с А.Лукашенко и И.Каримовым развалили СССР. Они просто получили в наследие свои республики, которые были частью некогда единой страны, а потом "по решению из Москвы" стали независимыми. И управляют они своими ныне независимыми государствами так, как считают нужным, а не так, как это принято в Швейцарии, Норвегии или Канаде.

Между тем, те же экономические показатели Таджикистана за последние годы значительно улучшались, и правительство делает куда больше для простых людей в республике, чем об этом пишут (если вообще пишут) все те, кто видит в лице Таджикистана и его нынешнего президента лишь "диктаторский режим".

Приведу такой красноречивый пример. Рядом с президентским дворцом, который, естественно, поражает своей помпезностью и величием (и по поводу которого мне некоторые западные дипломаты в Душанбе сетовали, что, дескать, лучше бы эти деньги отдать было на сооружение школ или больниц - ну, так точно то же самое говорят и по поводу всего того, что строится в России, Казахстане или Азербайджане - но вот только ни школ, ни больниц от этого больше там не становится) сооружена роскошная, 9-этажная Национальная Библиотека.

Пользоваться ее читальными залами и фондами может любой таджик абсолютно бесплатно. В Библиотеке уже открыли свои читальные уголки американское и немецкое посольства, есть там шикарный зал древних рукописей, залы книг, изданных на таджикском и русском языках, оборудованы компъютерные залы, и залы для детского чтения.

Так вот даже если на строительстве этого величественного здания с мраморными колонами "попилили" явно немало денег, для сегодняшних и будущих поколений таджиков построен, тем не менее, самый настояший Храм Знаний. В который они будут ходить и сами, и куда будут приводить своих детей и внуков.

И, я думаю, что раз у нынешней власти хватает дальновидности тратить именно на национальную библиотеку немалые бюджетные средства, значит будущее у Таджикистана есть, и не такое уж "недемократичное", как это принято считать.

Ну, а что будет дальше у Таджикистана с Э.Рахмоном "после Э.Рахмона"? Многое здесь будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация вокруг Афганистана, и как эффективно республика сможет проводить политику на ликвидацию как транспортной, так и энергетической блокады. Если с этими проблемами Душанбе сможет справиться, то в стране и социальная жизнь будет постепенно развиваться в направлении именно демократических (насколько это вообще возможно в восточном мире), а не в авторитарных перемен.

Юрий Сигов, Вашингтон

dn.kz

Предыдущая статьяСтанислав Притчин: Режим санкций против Ирана сдерживает взаимные инвестиции на Каспии
Следующая статьяФеликс Кулов: «В Таджикистане происходят непростые процессы» (интервью)