CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Поездка Си Цзиньпина в Центральную Азию и критика его результатов

25 сентября 2013

Перваяпоездка председателя КНР Си Цзиньпина в страны Центральной Азии в этом месяце получила широкое признание в качестве дальнейшего укрепления китайского влияния в регионе. Это была четвертая поездка за границу китайского лидера после того как он пришел к власти в начале этого года, который ранее посетил Россию, Америку и Африку.

Центрально-азиатский регион приобретает все большее стратегическое и экономическое значение для Китая, хотя на его долю приходится не большая доля китайской глобальной торговли. Общий объем торговли Китая с пятью странами региона составляет лишь половину от его торговле с Малайзией, например, что составляет около 100 млрд. долларов США.

Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Тот факт, что не Россия, а Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана стал особенно интересным, так как последний является членом возглавляемой Россией Таможенного союза.

Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером для Узбекистана, но это может измениться в ближайшем будущем, поскольку как Узбекистан, так и Китай видят, что их двусторонняя торговля быстро растет. По словам Чжан Сяо, китайского посла в Ташкенте, китайско-узбекская торговля в первые семь месяцев 2013 года выросла на 60 % по сравнению с годом ранее, достигнув более чем 2,5 млрд. долларов.

Кроме того, львиная доля центрально-азиатского экспорта ископаемых видов топлива в настоящее время движется в сторону Китая с вводом в эксплуатацию нескольких нефте-и газопроводов. Туркменистан уже является крупнейшим поставщиком природного газа в Китай. На эту страну приходится более 50% от общего объема импорта. Центральная Азия будет играть все более важную роль для Китая в его попытках обеспечить надежные поставки ископаемого топлива для удовлетворения своего растущего внутреннего спроса.

Аналогичным образом, профиль торговли с Центральной Азией будет расти благодаря намерению Китая диверсифицировать торговые пути в Европу и на Ближний Восток по суше, по железной дороге, в отличие от морских путей. Президент Си во время своего турне по региону призвал лидеров региона работать вместе, чтобы реанимировать древний "Великий шелковый путь", который соединял Китай и другие дальневосточные страны с Европой и Ближним Востоком караванами верблюдов.

Китайские товары уже поставляются большими грузами на европейские рынки по железной дороге через Центральную Азию, большей частью через Казахстан, и эти поставки готовы значительно возрасти со строительством альтернативной короткой железнодорожной линии через Кыргызстан и Узбекистан, который свяжет Китай со странами Персидского залива.

По данным западных компаний, которые имеют производственные базы в Китае, отправляют свои товары в страны ЕС и другие рынки по железным дорогам Центральной Азии. Они хотя немного дороже, но требуют гораздо меньше времени по сравнению с морскими маршрутами.

Китай все чаще воспринимается лидерами стран Центральной Азии в качестве удобного и надежного экономического партнера. Политики Пекина невмешательства во внутренние дела стран региона также высоко оценена правящей элитой.

По словам Ислама Каримова, президента Республики Узбекистан, Китай показал миру, как нужно строить сотрудничество и плодотворные отношения во всем мире на основе равенства и взаимной выгоды. Важно то, что он сказал, что за 22 года двусторонних отношений между Узбекистаном и Китаем, последний никогда не выдвигал никаких политических требований и выразил надежду, что он будет оставаться таким и в будущем.

Но растущее китайское влияние в регионе вызвало критику, особенно в отношении расширения сотрудничества в торговых и других отношениях, которые воспринимаются некоторыми как вредное для их интересов. Тем не менее, те силы, которые считают китайский успех в регионе как их потенциальные убытки, кажутся, ничего не могут сделать против этого.

С одной стороны, никакая другая региональная держава не сравнима с Китаем в предложениях инвестиций и других экономических преференций, такие как льготные кредиты и другие кредиты инфраструктуры. Китай уже предоставил десятки миллиардов долларов для разработки запасов нефти и газа Туркменистану и Казахстану, которые в конечном счете идут на экспорт в Китай.

Во время поездки Си Цзиньпина, китайское правительство пообещало и предоставило, по меньшей мере, 48 млрд. долларов США странам Центральной Азии. Общая стоимость китайско-казахстанской соглашений, подписанных во время визита Си, превысила 30 млрд. долларов, а в Узбекистане председатель Си курировал подписание более 30 сделок на общую сумму 15 млрд. долларов. Кыргызстан также получил 3 млрд. долларов льготных кредитов и инфраструктурных кредитов.

Китай эксплуатирует не только природные ресурсы региона, подписав нефте-газовые и другие сделки по добыче, но и на строительство дорог, мостов, трубопроводов, линий электропередач, заводов и других важные объекты инфраструктуры, которые необходимы для стран региона для их развития.

В то время как западные страны, похоже, не хотят предлагать ничего, кроме лекции по демократии и правам человека, другая региональная держава Россия видит свою собственную экономику отстающей технологически и все чаще нуждается в прямых иностранных инвестициях для себя.

В то время как экономика России движется в сторону рецессии, как опасается правительство России, которая предсказывает рост валового внутреннего продукта страны лишь немногим более 1% в ближайшие несколько лет, перспективы многих российских инвестиционных проектов в Центральной Азии, особенно в секторе гидроэлектростанции Кыргызстана, будут оставаться неопределенными.

Оказавшись в таких условиях не в состоянии соответствовать растущей экономической мощи Китая в Центральной Азии, некоторые государства, кажется, прибегали к распространению всевозможных ересей как часть их усилий замедлить или предотвратить как-то Китай от дальнейшего увеличения своего влияния в регионе. Эта ересь строится на преувеличении опасения, что растущее влияние Китая неизбежно приведет к китайской экспансии и оккупации региона.

Еще один спорный вопрос, который многие западные наблюдатели, в частности, хотели бы использовать является, экспорт китайской рабочей силы для выполнения различных инфраструктурных проектов в регионе. Они утверждают, что это ведет к обострению напряженности в отношениях между китайцами и местным населением, которые вынуждены выезжать за рубеж в связи с отсутствием рабочих мест на дому.

Тем не менее, в целом, число китайских рабочих в странах Центральной Азии все еще очень незначительно, в то время как различные инфраструктурные проекты, реализуемые с их помощью, решают большие задачи, стоящие перед этими странами и населением.

Стало уже устоявшейся тенденцией, что такая ересь больше всех распространяется русско-язычной прессой, а некоторые, кажется, намеренно были опубликованы во время визита лидеров стран Центральной Азии в Китай и китайских лидеров в Центральную Азию.

В апреле этого года, когда президент Таджикистана Эмомали Рахмон сделал свой государственный визит в Китай, некоторые российские СМИ намеренно распространили информацию, которая позже оказалось дезинформацией, что китайские солдаты вошли в таджикскую территорию в горных районах Бадахшана и разместились там. Пресс-секретарь таджикского министерства иностранных дел официально опроверг эти слухи, чтобы успокоить местную реакцию, в частности, через социальные медиа.

Прямо перед визитом Си в Узбекистан некоторые российские источники распространили новость, что китайское правительство замораживает многие совместные инвестиционные проекты в Узбекистане в связи с ожидаемым замедлением китайской экономики.

Эти слухи были немедленно опровергнуты как "абсурдные и глупые" послом Китая в Ташкенте, который счел необходимым вмешаться, чтобы остановить распространении этих слухов до прибытия Си. Позже эти сведения были доказательно опровергнуты, когда Китай пообещал еще 15 млрд. долларов инвестиций и льготных кредитов Ташкенту.

Эту ересь, как правило, легко идентифицировать, поскольку они слишком преувеличены и, кажется, больше похоже на шутку, чем на истина, от хорошо информированных наблюдателей, в том числе правительственных чиновников, и ни в коей мере не будут влиять на позитивные тенденции и укрепление тесного сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, которые являются действительно взаимовыгодными.

Как посол Чжан Сяо сказал, укрепление тесного сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии нравится некоторым и не нравится другим. Поэтому не должно вызывать удивление, что распространяются ложные заявления тех, которые имеют враждебные взгляды.

Фозил Машраб, "AsiaTimes"

inozpress.kg

Предыдущая статьяВ Туркменистане борются с причинами наркомании
Следующая статьяВ Ираке террористы меняют тактику борьбы против властей