CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Гонка за жизненно важными ресурсами Земли может подорвать стабильность в ключевых регионах мира - Project Syndicate

31 января 2014

В сегодняшнем мире существует гонка за жизненно важными ресурсами Земли, которая может подорвать стабильность в ключевых регионах мира.

Взаимно гарантированная зависимость

ЛОНДОН - Во время холодной войны риск «взаимно гарантированное уничтожение» перенаправил гонку ядерных вооружений от катастрофы, потому что атакующая сторона столкнулась бы с немедленным возмездием, которое неизбежно заканчивается в уничтожении обеих сторон. В сегодняшнем мире существует полностью иная гонка: гонка за жизненно важными ресурсами Земли, которая может подорвать стабильность в ключевых регионах мира. Растущая зависимость стран друг от друга в области пищи, воды и энергии требует того, чтобы мировая занятость устойчивым развитием проникала в высшие политические круги.

В отличие от гонки ядерных вооружений ХХ века, направление гонки за безопасность наших ресурсов не линейно. Во время холодной войны, взаимно гарантированное уничтожение было согласованно в отчетах обеих сторон. В гонке за ресурсами, которая определяет нынешний двадцать первый век, нет единого лица, которое прямо или косвенно угрожает другим игрокам пресечением экспорта пищи или энергии, но все несут общую ответственность и риски.

Страны стали неизбежно взаимосвязаны и изменение климата, нехватка воды и потеря экологической устойчивости повышает волатильность этой взаимной зависимости. В мире ограниченных и недостаточных ресурсов, страны и компании будут вынуждены принимать решения, которые повлияют на безопасность другого игрока.

Чтобы управлять этой взаимосвязанностью, Индекс Безопасности Земли 2014 (Earth Security Index 2014, ESI) разработанный Инициативой по Безопасности Земли (Earth Security Initiative), показывает каждой стране взаимную уязвимость, которая могла бы усилить уровень подверженности рискам в правительственных органах и компаниях, если более стратегические подходы и устойчивые инвестиции не будут предприняты. Индекс Безопасности (ESI) определяет четыре области взаимной зависимости, которые скорее всего будут формировать направление глобальной безопасности в ближайшие десятилетия:

Пункты удушья. Растущий спрос стран в области энергии, воды, пищи, и земли не могут быть удовлетворены без обратной торговли ограниченными ресурсами. Пункты удушья достигаются тогда, когда имеющиеся ресурсы недостаточны для удовлетворения спроса. В Китае и Индии, например, это означает, что в некоторых регионах в краткосрочной перспективе может и не быть достаточного количества воды для того, чтобы запустить тепловые угольные электростанции и оросить большие поля для выращивания сельскохозяйственных культур. В Китае 60% запланированных угольных электростанций будут построены в регионах, которые испытывают нехватку воды.

 Пища. Растущая импортная зависимость многих стран на продукты питания, воду и энергию, создает новые возможности для торговли и инвестиций, но она также обрекает страны на критические уязвимости. Австралия, например, является крупным экспортером угля, но импортирует большую часть своего очищенного топлива и имеет всего три дня запасов топлива. Проблемы взаимозависимости особенно остры когда дело доходит до пищи. Как показывает ESI, некоторые страны - в том числе Египет, Перу и Объединенные Арабские Эмираты - очень зависят от зерновых импортов небольшого числа поставщиков.

Кроме того, воздействие экстремальной погоды на поставщиков зерна может поставить под угрозу их способность поддерживать поставки, с вытекающими последствиями для зависящих от импорта стран. В 2010 году, например, после сильной засухи Россия ввела запрет на экспорт пшеницы. Многие считают, что увеличение цен на пищу, которое разыгралось в результате таких мер, сумело сыграть роль в революции в Египте.

Дальние корреляционные связи. Для таких секторов, как перестрахование и инфраструктурные инвестиции, будет очень трудно предвидеть системные экологические риски. «Дальние корреляционные связи» - это условия погоды, которые связаны друг с другом вопреки больших географических расстояний. Они хорошо известны науке, но не достаточно обсуждаются в сфере промышленности, инвесторами и правительствами, безопасность которых зависит от экологической стабильности.

Например, тропические леса играют важнейшую роль в поддержании стабильной погоды и осадков, действуя в качестве «насоса», который помогает влаге путешествовать между различными регионами. Вырубка лесов может, таким образом, оказывать дестабилизирующее влияние на погодные условия, усиливая частоту и тяжесть экстремальных явлений, таких как наводнения и засухи.

Таким образом, обязательства перед ключевыми отраслями экономики и финансовым сектором ясны. В Бразилии, например, вырубка лесов в Амазонии существенно замедлилась за последние пять лет, но Бразилия уже потеряла более 11 млн. га тропических лесов; ее риски экстремальных погодных условий также устойчиво повышаются и наводнения оставили за собой ущерб в $4,7 млрд. лишь в 2011 году.

Ограниченная продуктивность земель: Системы сельского хозяйства достигают предела своих ресурсов, и сохраняющиеся проблемы в управлении ставят под угрозу их способность обеспечивать продовольственную безопасность, достойные средства существования и экологическое руководство. Компании, инвесторы, правительства и общины сталкиваются с рядом критических барьеров для повышения доступности продовольствия, в которых нуждается мир: ??малопонятная собственность земли местного населения; уменьшение уровня воды, что произошло в результате неустойчивых темпов добычи; неэффективное использование средств, как удобрения и пестициды, которые вызывают экологическое загрязнение; потеря жизненно важных экосистем, влияющих на устойчивость производства продовольствия, а также неспособность некоторых областей справиться с экстремальными условиями погоды.

В некоторых регионах Индии, например, эти проблемы происходят одна за другой. Непроверенные договоры о землевладении действуют как препятствие для мелких фермеров, чтобы взять на себя обязательство вкладывать инвестиции по повышению производительности труда; темпы добычи воды истощают водоносные слои в результате разрешающей политики, а продовольственная безопасность остается вне досягаемости для миллионов людей, несмотря на экономический рост в городских районах. Странам и компаниям все больше будет необходимо инвестировать в устойчивую землю с целью хеджирования рисков своих ресурсов.

В 2015 году глобальные органы обусловлены быть согласованными в области изменения климата, координировать в ответных мерах в случае стихийных бедствий, и управлять планом по мировому развитию. Кажется, что некоторые из этих многосторонних процессов - в частности те, которые полагаются на амбициозные глобальные соглашения по климату - движутся в замедленном темпе и против геополитических интересов.

В прошлом, нужда в управлении ядерным оружием была срочной и ясной, но требовался процесс создания общего понимания рисков и возможностей. Успешные многосторонние ответы на этот вопрос, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия, по-прежнему поддерживаются более гибкими глобальными платформами, такими как Инициатива по сокращению ядерной угрозы, на основе отношений и доверия, установленного вне формальной многосторонности.

В этом году, в то время как мировые лидеры обсуждают новое поколение устойчивости, развития и климатических рамок, они должны будут поставить их безопасность и взаимную зависимость в центре событий. Здесь миру тоже понадобится создать неформальные платформы, которые будут дополнением традиционной многосторонности.

В частности, устаревшие разногласия между богатыми и бедными странами, а также их обязанности должны быть пересмотрены. Со ставками на реформирование глобальных систем, выдвинутыми Китаем, Бразилией, Индией и другими странами Большой двадцатки, их уязвимость к ресурсам безопасности должна активизировать эти процессы. Только тогда мир будет на пути к повышению взаимной безопасности.

Алехандро Литовски является основателем и генеральным директором Инициативы по безопасности Земли. Майкл Шефер является председателем BMW Foundation и бывшим послом Германии в Китае.

Алехандро Литовски и Майкл Шефер

ca-news.org

Предыдущая статьяЦентральное командование США намерено закупить в странах Центральной Азии товаров на $100 млн.
Следующая статья20 марта вступает в силу соглашение по взаимному транзиту грузов между Туркменистаном, Узбекистаном, Ираном и Оманом