Наиболее значительные проблемы в области прав человека в Узбекистане - это продолжающиеся пытки и жестокое обращение с задержанными со стороны сил безопасности, отказ в надлежащей правовой процедуре и справедливом судебном разбирательстве, а также широко распространенные ограничения на свободу вероисповедания , в том числе преследования членов групп религиозных меньшинств. Об этом говорится в докладе Госдепа США по правам человека в мире за 2013 год.
К сохраняющимся проблемам в области прав человека в Узбекистане составители доклада включили связи с внешним миром и длительное содержание под стражей, суровые и иногда опасные для жизни условия содержания в тюрьмах, произвольные аресты и задержания; ограничения на свободу слова, печати, собраний и объединений; правительственные ограничения на деятельность гражданского общества; ограничения на свободу движения; насилие в отношении женщин, а также организованный правительством принудительный труда.
«Власти подвергали правозащитников, журналистов и других граждан, критикующих правительство, а также членов их семей, гонениям, необоснованным арестам и политически мотивированным преследованиям и задержаниям», - отмечается в докладе Госдепа.
По данным экспертов, «правоохранительные органы и службы безопасности регулярно избивали и иным образом жестоко обращались с задержанными с целью получения признаний или порочащей информации». В отмеченные в докладе методы пыток включены «жестокие избиения, лишение пищи , сексуальное насилие, имитация удушья , связывания и подвешивания за руки и пытки электрическим током». Также сообщается, что «власти оказывают психологическое давление на заключенных, в том числе угрожают членам их семей».
Правительство Узбекистана продолжало в 2013 году использовать махаллинские комитеты (органы самоуправления граждан) в качестве источника информации о потенциальных экстремистах. «Комитеты выполняли различные функции социальной поддержки , но они также функционировали как связь между местной общественностью, властями и правоохранительными органами. Махаллинские комитеты в сельских районах, как правило, более влиятельные, чем в городах», - отмечают авторы доклада.
Законодательство в Узбекистане запрещает иностранным журналистам работать в стране без официальной аккредитации и требует, чтобы иностранные СМИ подчинялись местным законам СМИ. Закон запрещает юридическим лицам с более чем 30 -процентным иностранным капиталом создавать СМИ в стране.
«Статьи в контролируемых государством газетах , отражали точку зрения правительства», - говорится в докладе.
Правительство использовало многотиражные таблоиды , такие как «Даракчи» и «Бекажон» в качестве платформ для публикации статей, которые критиковали государственных чиновников более низкого уровня или дискредитирующие "западные" идеи, такие как массовая культура и глобализация.
«Милиция и службы безопасности подвергали СМИ арестам, притеснениям, запугиваниям и насилию, а также бюрократическим ограничениям на их деятельность»,- отмечается в обзоре.
Как и в прошлые годы, правительство подвергало журналистов государственных и независимых СМИ в отместку за их контакты с иностранными дипломатами, в частности, допрашивали журналистов о таких контактах. Некоторые журналисты отказались встречаться с иностранными дипломатами лицом к лицу, так как это в прошлом привело к преследованиям и допросам в СНБ, заключают авторы доклада Госдепа.