«Техрик-и-Талибан Пакистан» и Исламское движение Узбекистана, заявившие о своей ответственности за нападение на аэропорт Карачи, больше не в состоянии оперировать в одиночку и якобы объединили свои силы в попытке выжить, по мнению экспертов.
Несколько лет назад невозможно было не только услышать в одном предложении названия «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП) и Исламское движение Узбекистана (ИДУ), но и подумать о сотрудничестве между двумя этими группами.
На фото: Дым клубится над международным аэропортом Джинна в Карачи после нападения боевиков 9 июня. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и движение «Техрик-и-Талибан Пакистан» взяли на себя ответственность за этот теракт. Боевики в Пакистане борются за выживание, и им приходится заключать союзы, говорят наблюдатели.
Но, кажется, сегодня эти группы заключили стратегический союз, который, по мнению аналитиков, является единственным для них способом выжить.
В качестве последнего примера этого партнерства эксперты называют нападение на международный аэропорт Джинна в Карачи, совершенное 9 июня.
«Их выживание зависит от совместной деятельности и проведения совместных операций, иначе по отдельности они будут бесполезными или недействующими», - сказал военный аналитик генерал-лейтенант (в отставке) Талат Масуд.
По словам многих аналитиков, включая Масуда, боевикам ИДУ пришлось совершить нападение на аэропорт, потому что ТТП настолько разгромлено, что не в состоянии проводить ничего кроме мелких терактов смертников.
Необходимость в стратегических отношениях
Связь между ТТП и ИДУ представляет собой симбиоз: ИДУ нужны укрытия для его бойцов в Пакистане, а ТТП нужны подготовленные боевики для проведения крупномасштабных нападений, сказал д-р Саид Хуссейн Шахид Сохерворди, председатель кафедры исследований ФУТП [Федерально управляемой территории племен] в Университете Пешавара.
То, что обе группы взяли на себя ответственность за нападение, говорит о том, что каждая из них теряет силу.
По его словам, ТТП, которому не хватает натренированных бойцов и боевого опыта, полагается в проведении атак на ИДУ, но взяла на себя ответственность, чтобы укрепить свой имидж. С другой стороны, ИДУ, которое ищет способы заявить о себе в мировом «джихаде», публично объявило, что это нападение совершили его боевики, сказал он.
Междоусобная борьба ослабляет ТТП, готовит почву для работы с ИДУ
По словам наблюдателей, одной из причин, по которой террористическое движение ТТП вступило в союз с иностранными боевиками, является внутренняя борьба в его рядах.
Борьба за власть между ответвлениями ТТП под началом Хана Саида (он же Саджна) и Вали ур-Рехмана унесла жизни десятков боевиков, включая высокопоставленных командиров, таких как Асматулла Шахин Бхиттани. Бхиттани, который взял на себя руководство ТТП после гибели Хакимуллы Мехсуда в прошлом году, был убит в феврале возле Мираншаха.
Междоусобица сильно ударила по оперативным возможностям ТТП, сказал Аршад Харун, региональный лидер Организации укрепления прямого участия в провинции Хайбер-Пахтунхва.
«Это безусловно их ослабило, конфликт будет постепенно просачиваться вниз, пока не дойдет до рядовых бойцов, а это уничтожит их базу», - сказал он.
Изгнание иностранных бойцов
В плане безопасности основная задача сейчас не дать такому союзу набрать обороты.
«И ТТП, и ИДУ имеют одни взгляды, желая ослабить Пакистан и его народ, поэтому я считаю, что по ним нужно нанести решающий удар, чтобы восстановить порядок в регионе», - сказал Масуд.
Тем временем, военная операция тоже оказывает давление на повстанцев.
Несмотря на то, что операция «Зарб-и-азб» идет всего несколько недель, она уже принесла хорошие результаты. В ходе военного наступления в Северном Вазиристане уже погибло более 232 боевиков и уничтожено по меньшей мере 20 укрытий, сообщило издание «Дон» 20 июня.
Многие пакистанцы надеются, что эта операция выдворит иностранных боевиков из Пакистана.
«Этим людям [иностранным боевикам] терять нечего, потому что их уже разыскивают в их странах и они убивают невинных пакистанцев просто, чтобы закрепиться и выжить», - сказал студент Университета Пешавара Анса Али.
Захир Шах