CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Милитаризация и «слабые звенья» каспийской безопасности. Часть IV.

23 июля 2014

Продолжение, часть I, часть II, часть III

Казахстан

Безопасность Казахстана на Каспии обеспечивается, за исключением отражения ассиметричных угроз, политическими средствами, основанными на союзнических отношениях в рамках ОДКБ, двусторонних отношениях военного сотрудничества с Российской Федерацией, участии в других международных и региональных организацВ значительной степени такой подход определяется низкой вероятностью угроз классического военного характера при возрастании нетрадиционных угроз и рисков. Наращивание же военного потенциала в значительной степени диктуется общим процессом милитаризации региона, в значительной степени инспирируемым центрами силы извне каспийского региона. Последним объясняется и заметное вовлечение РК в программы военного сотрудничества с некаспийскими странами и НАТО.

К развалу СССР на казахстанской территории имелась определенная военно-морская инфраструктура, в частности, были взяты под юрисдикцию РК 284-й дивизион кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (порт Баутино) и дивизион кораблей специального назначения на Аральском море, организационно входивший в состав Каспийской флотилии ВМФ СССР. Он предназначался для обеспечения деятельности космодрома Байконур и научно-исследовательского центра на острове Возрождения (объект «Сектор») и имел в своем составе малые десантные корабли проекта 106К (для транспортных перевозок), применявшиеся в качестве поисковых судов катера-торпедоловы проекта 368Т, десантные катера на воздушной подушке проекта 1205, некоторые другие плавсредства. Авиационным компонентом этих сил были вертолеты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в Аральске. На территории Казахской ССР находились и объекты материально-технического обеспечения и тыла ВМФ. Часть полученных Казахстаном судов в строй национальных ВМС введены не были.

Во второй половине 1990-х годов в состав ВМС Казахстана вошли четыре немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952-1953 годов, шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары ФРГ и США) плюс переданные Россией в счет «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». В 1998 году Казахстан получил несколько таможенных катеров от Объединенных Арабских Эмиратов. В 2001-м Турцией был передан сторожевой катер типа «Тюрк» постройки 1970 года, в 2006-м Южная Корея продала Астане три сторожевых катера типа «Си Долфин», позже были куплены на Украине патрульные катера типа «Гриф» и четыре патрульных катера типа «Калкан». В рамках программы госдепартамента США по оказанию помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS) морским частям пограничной службы КНБ Казахстана в октябре 2005 года были переданы три патрульных катера «быстрого реагирования» компании SAFE Boats International [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и морских частей пограничных войск на верфях завода «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» в Уральске: типа «Буркит» (по типу «Грифа»), «Сункар» (советский проект 14081М), «Сапсан» (собственного проекта 110) и модернизированных 14-тонных типа «Сапсан-М». В 2005-2006 годах были построены сторожевой катер «Сардар» типа «Барс» - головной в серии из трех единиц, а также малый пограничный катер типа «Шагала». Мощности завода «Зенит» позволяют выпускать три-четыре катера в год. В 2010 г. Уральский завод «Зенит» получил заказ от Минобороны РК на новый ракетно-артиллерийский корабль. Планировалась также покупка у России 6 ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо» (экспортная версия проекта 21630 типа «Буян»).

Номенклатура производимого предприятиями бывшего советского ВПК минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий не просто превышают потребности казахстанских ВМС, но и до настоящего времени выходят далеко за пределы таких потребностей. Предприятия военно-морского промышленного комплекса (завод «Зенит», машиностроительный завод имени Куйбышева в Петропавловске, завод «Гидромаш» и ПО «Машиностроительный завод» в Алма-Ате) производят на экспорт авиационные противолодочные ракеты АПР-3, самонаводящиеся противокорабельные торпеды, морские мины, противодесантные мины («Лангуст-Щука», «Кречет», КПМ) диверсионные мины, противолодочный минный комплекс ПМК-1, тралы и искатели мин [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: 15 мая 2014 года Казахстан и Азербайджан заключили соглашение о военно-промышленном сотрудничестве, значительно внимание в котором сосредоточено на вопросах морской безопасности, в частности, речь идет о возможной покупке Азербайджаном вертолетов EC145s построенных СП Eurocopter Казахстан инжиниринг [Azerbaijan and Kazakhstan look to EC145 co-operation// URL: состав ВМС входят морская пехота (бригада береговой охраны, дислоцирована в Атырау), береговая артиллерия и Каспийская флотилия.

ВМС Казахстана (главный штаб в Астане) насчитывают (вместе с морскими частями пограничной службы) около 3 тысяч человек личного состава и состоят из дивизионов кораблей и катеров, базирующихся в портах Актау, Баутино, Атырау (бывший Гурьев, река Урал) и на Аральском море. На Каспии ВМС располагают примерно 10 сторожевыми и патрульными катерами, двумя рейдовыми тральщиками и двумя малыми гидрографическими катерами, в составе ВМС имеются авиационные подразделения, которые располагают 3-6 вертолетами Ми-8 и шестью Ми-2 (две вертолетные эскадрильи, дислоцированные в Актау и Атырау). В последнем дислоцируется батальон морской пехоты.

В планах командования - строительство главной военно-морской базы в бухте Курык (юго-восточнее Актау) и пункта базирования в Фетисово (Казахский залив). Главный штаб ВМС в перспективе должен быть перенесен из Астаны в Актау. Общую численность военно-морских сил планируется довести до 5 тысяч человек. В их структуре предполагается создать диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов.

Для подготовки офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота в Актау в 2001 году на базе профессионально-технической школы ? 2 было открыто высшее военно-морское училище (с 2003 года - военно-морской институт) по специальностям «штурман», «эксплуатация и ремонт корабельных радиотехнических средств» и «эксплуатация и ремонт корабельных дизель-электрических и дизельных энергетических установок». Параллельно готовятся специалисты со средним профессиональным образованием по специальностям «кораблевождение и зрительная связь», «корабельные средства связи» и «корабельные двигатели внутреннего сгорания и электрооборудование».

Советом безопасности Республики Казахстан в 2007 году было принято решение о создании единой структуры на Каспийском море с возложенными на нее функциями охраны и обороны, а также оказания содействия природоохранным структурам в сохранении биоресурсов моря. В мае 2008 года приказом председателя КНБ РК было создано структурное подразделение береговой охраны (БОхр) с переподчинением некоторых сухопутных подразделений РУ «Батыс», контролирующих казахстанское побережье. Морской шельф в пределах национальной границы сейчас является зоной действия специально созданной службы оперативного реагирования «Барс».

Протяженность морских границ в казахстанской части вод Каспийского моря в рамках действующих двух и трехсторонних соглашений с Россией и Азербайджаном составляет свыше 2000 километров с учетом территориальных вод и континентального шельфа. Военно-морские силы Пограничной службы КНБ РК включают 3 дивизиона. Два первых дивизиона базируются в Баутино, третий дивизион - в Атырау. В первом дивизионе - 4 катера типа «Буркит», 2 судна типа «Барс». Во втором дивизионе - 3 катера типа «Буркит», 2 корабля типа «Барс», 3 катера типа «Safe boat», 2 катера типа FC-19 (некоторые катера размещены на реках Или и Черный Иртыш для патрулирования казахстанско-китайской границы). Имеется авиационная техника, адаптированная для полетов над акваторией Каспийского моря и позволяющая решать задачи авиационного обеспечения в любых погодных условиях и времени суток, которая дислоцируется в городе Актау. Пограничная авиация и посты технического наблюдения обеспечивают разведку надводной обстановки в пределах территориальных вод Республики Казахстан. В перспективе планируется образование отдельной авиационной эскадрильи.

ВМС решают служебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад» (штаб в Атырау), на которое возложено «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря». В зоне ответственности командования находятся Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области.

Из частей сухопутных войск, входящих в командование «Запад», известно о 2-й мотострелковой бригаде (Атырау), артиллерийской бригаде (Актобе) и отдельном полке связи (Актау); в районе Актау развернута радиотехническая бригада сил воздушной обороны (ВВС/ПВО). Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям (в ограниченных масштабах) Казахстан может задействовать такие боевые самолеты своих ВВС/ПВО (сил воздушной обороны), как МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-25 и Су-27. Следует отметить хорошую, по постсоветским меркам, подготовку казахстанских военных летчиков, средний годовой налет которых достигает 100 часов [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: военная доктрина Казахстана была утверждена указом Президента 11 октября 2011 года, в ней подчеркивается оборонительный характер военной политика Казахстана, сочетание последовательной приверженность миру с решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность страны. В качестве основных внешних угроз в тексте доктрины в среднесрочном периоде позиционируются:

К внешним угрозам военной безопасности Республики Казахстан относятся:

1) социально-политическая нестабильность в странах региона и вероятность вооруженных провокаций;

2) наличие вблизи границ Казахстана очагов военных конфликтов;

3) использование иностранными государствами или организациями военно-политического давления, новейших технологий информационно-психологической борьбы для вмешательства во внутренние дела Республики Казахстан с целью обеспечения собственных интересов;

4) расширение влияния военно-политических организаций и союзов в ущерб военной безопасности Казахстана;

5) деятельность международных террористических и радикальных организаций и группировок, в том числе кибертерроризм, усиление позиций религиозного экстремизма в сопредельных странах;

6) осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконное распространение технологий, оборудования и компонентов, используемых для его производства, а также технологий двойного назначения [URL: в доктрине направления угроз в высокой степени актуализировались в самое новейшее время:

* * *

Крымско-украинский кризис завершил транзитный период в глобальной системе международных отношений и положил начало новой эпохи, отличительной чертой которой является признание реальной многополярности современного мира. В рамках XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана президент Нурсултан Назарбаев четко дал понять, что считает правильным выбранный Астаной вектор развития: «Я считаю, что интеграционный выбор любой страны - это вопрос народного благосостояния. Успешной выгодной интеграцией будет только та интеграция, которая основана не на политической конъюнктуре, а на прагматических интересах, создает условия для занятости и бизнеса. Именно к такого типа интеграции стремятся Казахстан, Россия и Беларусь в рамках Евразийского экономического союза. В Астане планируется подписать исторический договор о создании этого интеграционного объединения: Три страны интегрируются для того, чтобы выдержать глобальную конкуренцию. А в том, что она будет жесткой, сомневаться не приходится».

На Западе, в первую очередь в США, крайне негативно воспринимают стремление Астаны продолжать участие в интеграционных проектах с Россией. И вызывает мало сомнений вероятность того, что в ближайшее время будут предприняты попытки дестабилизировать ситуацию в Казахстане, как, кстати, и в Белоруссии. Дестабилизация Казахстана, которая основывалась бы на внутренних факторах, вряд ли возможна, по крайней мере - в обозримой перспективе. Поэтому на оперативно-стратегическом совещании в министерстве обороны, которое Назарбаев провел 6 марта 2014 года после консультаций в Москве с Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, речь шла об усилении структур безопасности в тех приграничных регионах, которые представляют опасность: это не области, граничащие с Китаем или Россией. Согласно указаниям президента, целый ряд воинских частей передислоцируется с востока и из центральной части Казахстана в районы казахстанско-киргизской и казахстанско-узбекистанской границ, а также в западные области Казахстана, на туркменское и каспийское направления.

Каспий - один из важнейших приоритетов:

Продолжение следует :

Александр Князев

caspiania.org

Предыдущая статьяМилитаризация и «слабые звенья» каспийской безопасности. Часть III.
Следующая статьяМилитаризация и «слабые звенья» каспийской безопасности. Часть V