Продолжение, часть I, часть II, часть III
Казахстан
Безопасность Казахстана на Каспии обеспечивается, за исключением отражения ассиметричных угроз, политическими средствами, основанными на союзнических отношениях в рамках ОДКБ, двусторонних отношениях военного сотрудничества с Российской Федерацией, участии в других международных и региональных организацВ значительной степени такой подход определяется низкой вероятностью угроз классического военного характера при возрастании нетрадиционных угроз и рисков. Наращивание же военного потенциала в значительной степени диктуется общим процессом милитаризации региона, в значительной степени инспирируемым центрами силы извне каспийского региона. Последним объясняется и заметное вовлечение РК в программы военного сотрудничества с некаспийскими странами и НАТО.
К развалу СССР на казахстанской территории имелась определенная военно-морская инфраструктура, в частности, были взяты под юрисдикцию РК 284-й дивизион кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (порт Баутино) и дивизион кораблей специального назначения на Аральском море, организационно входивший в состав Каспийской флотилии ВМФ СССР. Он предназначался для обеспечения деятельности космодрома Байконур и научно-исследовательского центра на острове Возрождения (объект «Сектор») и имел в своем составе малые десантные корабли проекта 106К (для транспортных перевозок), применявшиеся в качестве поисковых судов катера-торпедоловы проекта 368Т, десантные катера на воздушной подушке проекта 1205, некоторые другие плавсредства. Авиационным компонентом этих сил были вертолеты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в Аральске. На территории Казахской ССР находились и объекты материально-технического обеспечения и тыла ВМФ. Часть полученных Казахстаном судов в строй национальных ВМС введены не были.
Во второй половине 1990-х годов в состав ВМС Казахстана вошли четыре немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952-1953 годов, шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары ФРГ и США) плюс переданные Россией в счет «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». В 1998 году Казахстан получил несколько таможенных катеров от Объединенных Арабских Эмиратов. В 2001-м Турцией был передан сторожевой катер типа «Тюрк» постройки 1970 года, в 2006-м Южная Корея продала Астане три сторожевых катера типа «Си Долфин», позже были куплены на Украине патрульные катера типа «Гриф» и четыре патрульных катера типа «Калкан». В рамках программы госдепартамента США по оказанию помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS) морским частям пограничной службы КНБ Казахстана в октябре 2005 года были переданы три патрульных катера «быстрого реагирования» компании SAFE Boats International [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и морских частей пограничных войск на верфях завода «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» в Уральске: типа «Буркит» (по типу «Грифа»), «Сункар» (советский проект 14081М), «Сапсан» (собственного проекта 110) и модернизированных 14-тонных типа «Сапсан-М». В 2005-2006 годах были построены сторожевой катер «Сардар» типа «Барс» - головной в серии из трех единиц, а также малый пограничный катер типа «Шагала». Мощности завода «Зенит» позволяют выпускать три-четыре катера в год. В 2010 г. Уральский завод «Зенит» получил заказ от Минобороны РК на новый ракетно-артиллерийский корабль. Планировалась также покупка у России 6 ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо» (экспортная версия проекта 21630 типа «Буян»).
Номенклатура производимого предприятиями бывшего советского ВПК минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий не просто превышают потребности казахстанских ВМС, но и до настоящего времени выходят далеко за пределы таких потребностей. Предприятия военно-морского промышленного комплекса (завод «Зенит», машиностроительный завод имени Куйбышева в Петропавловске, завод «Гидромаш» и ПО «Машиностроительный завод» в Алма-Ате) производят на экспорт авиационные противолодочные ракеты АПР-3, самонаводящиеся противокорабельные торпеды, морские мины, противодесантные мины («Лангуст-Щука», «Кречет», КПМ) диверсионные мины, противолодочный минный комплекс ПМК-1, тралы и искатели мин [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: 15 мая 2014 года Казахстан и Азербайджан заключили соглашение о военно-промышленном сотрудничестве, значительно внимание в котором сосредоточено на вопросах морской безопасности, в частности, речь идет о возможной покупке Азербайджаном вертолетов EC145s построенных СП Eurocopter Казахстан инжиниринг [Azerbaijan and Kazakhstan look to EC145 co-operation// URL: состав ВМС входят морская пехота (бригада береговой охраны, дислоцирована в Атырау), береговая артиллерия и Каспийская флотилия.
ВМС Казахстана (главный штаб в Астане) насчитывают (вместе с морскими частями пограничной службы) около 3 тысяч человек личного состава и состоят из дивизионов кораблей и катеров, базирующихся в портах Актау, Баутино, Атырау (бывший Гурьев, река Урал) и на Аральском море. На Каспии ВМС располагают примерно 10 сторожевыми и патрульными катерами, двумя рейдовыми тральщиками и двумя малыми гидрографическими катерами, в составе ВМС имеются авиационные подразделения, которые располагают 3-6 вертолетами Ми-8 и шестью Ми-2 (две вертолетные эскадрильи, дислоцированные в Актау и Атырау). В последнем дислоцируется батальон морской пехоты.
В планах командования - строительство главной военно-морской базы в бухте Курык (юго-восточнее Актау) и пункта базирования в Фетисово (Казахский залив). Главный штаб ВМС в перспективе должен быть перенесен из Астаны в Актау. Общую численность военно-морских сил планируется довести до 5 тысяч человек. В их структуре предполагается создать диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов.
Для подготовки офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота в Актау в 2001 году на базе профессионально-технической школы ? 2 было открыто высшее военно-морское училище (с 2003 года - военно-морской институт) по специальностям «штурман», «эксплуатация и ремонт корабельных радиотехнических средств» и «эксплуатация и ремонт корабельных дизель-электрических и дизельных энергетических установок». Параллельно готовятся специалисты со средним профессиональным образованием по специальностям «кораблевождение и зрительная связь», «корабельные средства связи» и «корабельные двигатели внутреннего сгорания и электрооборудование».
Советом безопасности Республики Казахстан в 2007 году было принято решение о создании единой структуры на Каспийском море с возложенными на нее функциями охраны и обороны, а также оказания содействия природоохранным структурам в сохранении биоресурсов моря. В мае 2008 года приказом председателя КНБ РК было создано структурное подразделение береговой охраны (БОхр) с переподчинением некоторых сухопутных подразделений РУ «Батыс», контролирующих казахстанское побережье. Морской шельф в пределах национальной границы сейчас является зоной действия специально созданной службы оперативного реагирования «Барс».
Протяженность морских границ в казахстанской части вод Каспийского моря в рамках действующих двух и трехсторонних соглашений с Россией и Азербайджаном составляет свыше 2000 километров с учетом территориальных вод и континентального шельфа. Военно-морские силы Пограничной службы КНБ РК включают 3 дивизиона. Два первых дивизиона базируются в Баутино, третий дивизион - в Атырау. В первом дивизионе - 4 катера типа «Буркит», 2 судна типа «Барс». Во втором дивизионе - 3 катера типа «Буркит», 2 корабля типа «Барс», 3 катера типа «Safe boat», 2 катера типа FC-19 (некоторые катера размещены на реках Или и Черный Иртыш для патрулирования казахстанско-китайской границы). Имеется авиационная техника, адаптированная для полетов над акваторией Каспийского моря и позволяющая решать задачи авиационного обеспечения в любых погодных условиях и времени суток, которая дислоцируется в городе Актау. Пограничная авиация и посты технического наблюдения обеспечивают разведку надводной обстановки в пределах территориальных вод Республики Казахстан. В перспективе планируется образование отдельной авиационной эскадрильи.
ВМС решают служебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад» (штаб в Атырау), на которое возложено «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря». В зоне ответственности командования находятся Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области.
Из частей сухопутных войск, входящих в командование «Запад», известно о 2-й мотострелковой бригаде (Атырау), артиллерийской бригаде (Актобе) и отдельном полке связи (Актау); в районе Актау развернута радиотехническая бригада сил воздушной обороны (ВВС/ПВО). Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям (в ограниченных масштабах) Казахстан может задействовать такие боевые самолеты своих ВВС/ПВО (сил воздушной обороны), как МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-25 и Су-27. Следует отметить хорошую, по постсоветским меркам, подготовку казахстанских военных летчиков, средний годовой налет которых достигает 100 часов [Константин Чуприн. Еще один флот на Каспии// НВО, 14.03.2008. - URL: военная доктрина Казахстана была утверждена указом Президента 11 октября 2011 года, в ней подчеркивается оборонительный характер военной политика Казахстана, сочетание последовательной приверженность миру с решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность страны. В качестве основных внешних угроз в тексте доктрины в среднесрочном периоде позиционируются:
К внешним угрозам военной безопасности Республики Казахстан относятся:
1) социально-политическая нестабильность в странах региона и вероятность вооруженных провокаций;
2) наличие вблизи границ Казахстана очагов военных конфликтов;
3) использование иностранными государствами или организациями военно-политического давления, новейших технологий информационно-психологической борьбы для вмешательства во внутренние дела Республики Казахстан с целью обеспечения собственных интересов;
4) расширение влияния военно-политических организаций и союзов в ущерб военной безопасности Казахстана;
5) деятельность международных террористических и радикальных организаций и группировок, в том числе кибертерроризм, усиление позиций религиозного экстремизма в сопредельных странах;
6) осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконное распространение технологий, оборудования и компонентов, используемых для его производства, а также технологий двойного назначения [URL: в доктрине направления угроз в высокой степени актуализировались в самое новейшее время:
* * *
Крымско-украинский кризис завершил транзитный период в глобальной системе международных отношений и положил начало новой эпохи, отличительной чертой которой является признание реальной многополярности современного мира. В рамках XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана президент Нурсултан Назарбаев четко дал понять, что считает правильным выбранный Астаной вектор развития: «Я считаю, что интеграционный выбор любой страны - это вопрос народного благосостояния. Успешной выгодной интеграцией будет только та интеграция, которая основана не на политической конъюнктуре, а на прагматических интересах, создает условия для занятости и бизнеса. Именно к такого типа интеграции стремятся Казахстан, Россия и Беларусь в рамках Евразийского экономического союза. В Астане планируется подписать исторический договор о создании этого интеграционного объединения: Три страны интегрируются для того, чтобы выдержать глобальную конкуренцию. А в том, что она будет жесткой, сомневаться не приходится».
На Западе, в первую очередь в США, крайне негативно воспринимают стремление Астаны продолжать участие в интеграционных проектах с Россией. И вызывает мало сомнений вероятность того, что в ближайшее время будут предприняты попытки дестабилизировать ситуацию в Казахстане, как, кстати, и в Белоруссии. Дестабилизация Казахстана, которая основывалась бы на внутренних факторах, вряд ли возможна, по крайней мере - в обозримой перспективе. Поэтому на оперативно-стратегическом совещании в министерстве обороны, которое Назарбаев провел 6 марта 2014 года после консультаций в Москве с Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, речь шла об усилении структур безопасности в тех приграничных регионах, которые представляют опасность: это не области, граничащие с Китаем или Россией. Согласно указаниям президента, целый ряд воинских частей передислоцируется с востока и из центральной части Казахстана в районы казахстанско-киргизской и казахстанско-узбекистанской границ, а также в западные области Казахстана, на туркменское и каспийское направления.
Каспий - один из важнейших приоритетов:
Продолжение следует :
Александр Князев