Новоизбранный спикер Асылбек Жээнбеков обращается к парламенту Кыргызстана в декабре 2011 года в Бишкеке. Парламент этим летом обсуждал систему выбора судей страны. [АФП/Вячеслав Оселедко]
31 марта 2011 года был принят закон «О совете по отбору судей». В стране появился орган из 24 человек, треть которых составляют представители гражданского общества, остальные две трети (16) формирует парламент. Совет ведет отбор кандидатов на должности судей всех уровней. Президент и парламент должны одобрить кандидатуры совета, прежде чем они смогут принять участие в заседаниях. В июле истек срок работы первых 24 членов, избранных на три года. После этого был избран новый состав.
Борьба с коррупцией
Власти и гражданское общество единодушны в том, что коррупция в правоохранительных органах и судебной системе пустила глубокие корни. Один из способов борьбы с ней - реформирование под контролем общественности. Они считают необходимым присутствие восьми представителей гражданского общества в СОС.
«К сожалению, в адвокатской деятельности зачастую главное - не чисто профессиональные знания, а умение найти общий язык с судьей», - сказал адвокат из Джалал-Абада Алмаз Ниязов о том, с чем должен бороться СОС.
Споры по составу СОС
Восемь представителей гражданского общества были избраны в СОС в июне. Однако среди политиков есть те, кто считает недопустимым их привлечение в состав совета.
«Я предложил запретить представителям коммерческих, а также неправительственных и международных организаций избираться в совет, - сказал председатель парламентского комитета по судебно-правовым вопросам и законности Токтогул Туманов. - Члены... не должны быть финансово зависимы от международных... организаций».
Однако парламентский комитет по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству 10 июня отклонил предложение Туманова.
Многие считают, что попытки отодвинуть гражданских активистов от процесса отбора судей никак не способствуют борьбе с коррупцией и ошибочны.
«Честность и неподкупность судейского корпуса невозможна без контроля со стороны НПО», - сказала руководитель правозащитной организации «Справедливость» Валентина Гриценко.
Прозрачность дает чувство гордости
Шамарал Майчиев, независимый адвокат и председатель СОС, считает, что возглавляемый им орган является вполне демократичным.
«До СОС, созданного в 2011 году, его функции выполнял Национальный совет по делам правосудия, деятельность которого была скрытна», - сказал он.
Деятельность СОС полностью открыта общественности.
«Любой желающий может ознакомиться с результатами всего процесса отбора судей... в открытых источниках», - сказал Майчиев.
За три года СОС рассмотрел 447 кандидатов, 138 из них прошли отбор.
Работа на будущее
Хотя Майчиев гордится работой совета, он видит поле для деятельности.
«Необходимо будет разработать новые законопроекты и представить их обществу, передать на обсуждение парламенту, - сказал он. - Необходимо... совершенствовать систему отбора судей».
Директор юридической партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов считает, что СОС пока не может функционировать нормально.
Однако Ниязов видит в деятельности СОС больше плюсов, чем минусов.
«Главный плюс - открытость, это главный инструмент борьбы с коррупцией в судебной системе, - сказал он. - Но нужно и дальше делать работу судей прозрачной».
Алишер Каримов